Найти тему
Teacher from Russia

Что не так с израильскими ульпанами. Можно ли там выучить иврит

Оглавление

Недавно я критиковала систему преподавания иврита в Израиле. Ту самую, про которую обычно говорят с придыханием и чувством собственного превосходства, ведь теперь они не просто учат язык, а учат его В ИЗРАИЛЕ:

На что читатели вполне справедливо ответили недоумением, ведь вроде курсы курсами, пес его знает, может и правда за 500 часов можно выучить три предложения и 20 букв. Считаю, моя миссия, как дипломированного преподавателя, пояснить свою точку зрения.

Предыстория:
Начинала я учить иврит в Израильском культурном центре в Москве, хватило меня на несколько недель, потому что преподаватель вел урок полностью на русском (а иврит будем учить, простите? или мы русский учим?) и темпы были совсем черепашьи - одна-две буквы за два часа. Затем я учила иврит в Израильском ульпане Шарет в 2018. Потом в 2020-2021 уже в ульпане онлайн в связи с известными событиями. Затем доучивала на улице и с репетитором.

Так почему же я настолько критикую хваленую систему ульпанов?

Самая главная причина - она не результативна. Я не знаю ни одного человека, который после ульпана (школа иврита) спокойно бы разговорил хотя бы на бытовом уровне после первого курса обучения в аж 500 часов. Давайте разберемся почему:

1. Огромные группы по 30-50 человек. Невозможно проводить эффективные практические занятия языком в таких группах. Не вдаваясь в методические подробности, мы можем просто посчитать: если урок длится 5 часов (да, в Израиле так), это 300 аудиторных минут. Средняя группа студентов - 40 человек. Теперь делим 300 минут на 40 человек, чтобы узнать сколько в среднем приходится на одного студента. Получается 7.5 минут. 8 минут на студента. Можно ли выучить язык, активно практикуя говорение 8 минут в день? Нет, нельзя.

2. Из пункта один вытекает вторая причина - длительность урока 5 часов в день. Я всю жизнь занимаюсь языками, я обожаю тексты, лингвистику, и даже я не смогу 5 часов сидеть и заниматься одним и тем же. За 5 часов можно возненавидеть себя, язык, уроки, преподавателя и эту жизнь. Уроки длительностью 5 часов не могут быть эффективными, это пустая трата времени.

3. Чтобы организовать качественный урок хотя бы на 1.5 часа, преподаватель должен обладать высокой методической и педагогической компетентностью, уметь компоновать разные методики и связывать задания на разные виды речевой деятельности, еще и чувствовать аудиторию. Израильские преподаватели получают педобразование на 6-месячных курсах. Ни о каком высоком уровне мастерства речи не идет, за 6 месяцев нельзя стать Макаренко, потому что у них просто не хватает ни теоретических, ни практических знаний.

4. Иврит был мертвым языком, его искусственно восстанавливали с образованием государства Израиль. В те времена мертвые языки изучались по грамматико-переводному методу, который подразумевает бесконечный перевод слов и зубрежку грамматики (примерно так учат латинский). С тех времен ничего в Израиле не изменилось, никаких других методик израильские преподаватели не знают. К слову, грамматико-переводной метод все еще применяется в российской школе, но только в комплексе с другими методиками, так как считается устаревшим из-за своей неэффективности. Его мы изучали на истории методики. То есть он настолько древний, что стал уже предметом изучения историков-лингвистов.

5. Как результат общей методической некомпетентности - полное неумение построить урок, подобрать задания, развивать навыки и умения студентов, абсолютно рандомные распечатки. Никакого плана занятий у них нет. А если у вас нет плана прохождения из точки А в результат В, то спойлер: никакого результата не будет. Вернее он будет таким же как и уроки - случайным и нелогичным. В целом, для изучения иностранных языков можно использовать любой метод, хоть стояния на голове, но если нет результата - значит, это плохой метод. Израильские ульпаны - плохой метод, потому что результата от них нет.

Типичный урок в израильском ульпане (школа иврита).

Преподаватель пишет случайные слова на доске, дает перевод, студенты переписывают, может быть делают со словами предложения. Потом пишет какое-нибудь правило, дает распечатки, вы пишете. К этому моменту половина группы спит, другая половина залипает в телефон. Перемена. Преподаватель возвращается, снова пишет слова на доске, вы переписываете. Потом просит открыть скобки, вы открываете. Вот и первые два часа прошли.

У меня было четыре разных преподавателя в ульпанах и все их уроки выглядели одинаково, ведь то, что я описала и есть тот самый "высокий израильский стандарт образования". Мои родители были в Израиле в 1993 и уроки выглядели также. То есть за 30 лет ничего не изменилось. Развитие, прогрессивность!

После моих страданий в ульпанах однажды мама сказала: "Ты же преподаватель иностранных языков, ты знаешь методику, пишешь учебники. Почему бы тебе и ивритом не заняться?". Сначала я не хотела этим заниматься, но когда в сотый раз услышала о том, как люди по 500 часов жизни теряют на всякую ерунду, я не выдержала и сделала курсы и по ивриту. Зачем людям тратить полгода на то, что они могут самостоятельно выучить онлайн за месяц? Так появились курсы "Алфавит", на которых можно выучить буквы и научиться писать, а также иврит для начинающих. Теперь обучение ивриту выглядит вот так:

Автоматическая проверка и красочные задания, визуальный словарь:

-2

Прописи, писать можно внутри приложения:

-3

- Короткие, понятные уроки на современной платформе

- Встроенные прописи

- Автоматическая проверка

- Видео

- Новые слова для повседневной жизни вместо зубрежки

Как начать?

Переходите по ссылке, выбираете курс, после оплаты придёт логин, пароль и ссылка для входа в личный кабинет

Иврит онлайн 20 уроков за 1999 рублей

Можно учиться в своём темпе, в транспорте, из дома, в перерыве на работе. Система сама отмечает ваш прогресс и проверяет ответы.