В ранней Церкви не было единой традиции памятования события Распятия Христова. Только после Первого Вселенского Собора, когда встреча Пасхи закрепилась за определенным днем, установилась и память дня Распятия: для первых христиан дни воспоминания Крестных страданий Спасителя и Его Воскресения были неразрывны.
Перед тем как отправить Христа на Голгофу, Его одели в багряницу, одеяние цвета славы и императорской власти, чтобы насмеяться (основное обвинение заключалось в том, что Он называет Себя Царем Иудейским). В ранних памятниках Христос, будучи на Кресте, одет в багряницу: в такой одежде Он был во время бичевания. На самом деле багряницу, по обычаю, сняли, и, снова одев Христа в Его собственные одежды, повели на распятие. На табличке, установленной над Его головой, надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Она была сделана на иврите, греческом и латыни. В русских памятниках, например, у Дионисия, Христос изображен в светлой набедренной повязке.
Для современных храмов не особенно характерны аналойные иконы с изображением Распятия – будь то для Крестопоклонной недели или Великой Пятницы. Для Недели Крестопоклонной – это традиционно Крест Господень, который выносится для поклонения. Вообще изображение Креста очень характерно для мелкой пластики и больших запрестольных крестов. Складни и мощевики раннего периода в научной литературе называются кресты-энколпионы. Они представляют собой четырехконечные кресты, которые имеют две створки; смыкаясь, они образуют объемный крест, в котором хранятся части какой-то святыни (частицы мощей святого, возможно, артос). На них нередки, например, изображения Бориса и Глеба. Святые изображаются на краях перекладин креста по сторонам от Христа, простирающего руки. В ковчеге-мощевике, принадлежавшем великому князю Сергею Александровичу и затем находившемся в его усыпальнице в Чудовом монастыре (ныне Музеи Московского Кремля), – Распятие. Оно составлено из накладных литых фигур, а на обороте эмалевое цветное изображение Креста с орудиями Страстей.
Евангелисты по-разному рассказывают о том, кто был при Кресте Господнем во время Распятия. Апостолы Матфей и Марк упоминают женщин, евангелист Иоанн повествует, что у Креста были Богородица, Ее сестра Мария Клеопова, Мария Магдалина и некий ученик, в лице которого Предание видит самого Иоанна Богослова. Жены имеют скорбные позы, одни воздевают руки, другие прикрывают лицо руками. Богородица изображена с воздетыми в молении руками, Ее поддерживают жены. На русских иконах и в жестах, и в выражении ликов видна скорбь, о которой многократно говорится в богослужебных текстах: «С другими женами мироносицами, рыдающи Непорочная горце…» (малое повечерие, канон, песнь 7). Но при этом все чувства, которые мы видим, – это не «страсть и страдание», а смиренномудрие. На иконе 1731 года, происходящей из церкви пророка Илии погоста Прудовка Костромской области, Богоматерь прижимает к Себе белый плат.
Мы видим Спасителя, распростершего руки, при этом само изображение Креста часто не акцентируется. Иконописцы, передавая реалии распятия, доставлявшего великие страдания, выделяют тему покоя в образе распятого Христа – все персонажи находятся в безмолвном движении, и только Спаситель, будто обнимая всех предстоящих с Креста, неподвижен.
Один из воинов протягивает Христу трость с губкой, смоченной в уксусе. Другой воин пронзает ребра Спасителя, чтобы проверить, жив ли Господь. В некоторых памятниках, например, в миниатюрах, подписывается имя этого воина – Лонгин. Это имя мы знаем из апокрифического Евангелия Никодима, и имя это вошло в Святцы. Согласно преданию, Лонгин страдал слепотой, и кровь Спасителя, попавшая ему на глаза, исцелила его. Это раннее предание живет и сейчас: в московском храме Богоматери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке есть большая икона мученика Лонгина, к которой и поныне обращаются за помощью при болезнях глаз.
Вместе со Христом распяли двух разбойников, о чем повествуют три евангелиста, причем в иконографии стал популярен текст евангелиста Луки, который передает нам, что один из разбойников уверовал в Сына Божия и раскаялся в своих злых делах, говоря: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23: 42). Имени разбойника на иконах Распятия нет, но на алтарных дверях эта фигура надписывается как Рах. Праведный разбойник изображен на светлом фоне посреди райской растительности, в руках его крест. Конкретный источник этого имени неизвестен. Изображение Раха есть на северных алтарных дверях церкви святого Григория Армянского (один из одиннадцати приделов храма) в соборе Василия Блаженного: на поземе иконы, который обычно лишен изображений, и на фоне произрастают диковинные растения.
Разбойники, распятые вместе со Христом, изображались в ранний период, когда происходило становление этой иконографии, и затем, после длительного перерыва, в позднейший период: на иконах XVII–XIX столетий. Христос как бы беседует с благоразумным разбойником, обращен к нему. На картине «Голгофа» художника Николая Николаевича Ге изображены страсти на лице другого разбойника, нераскаявшегося.
Сюжет Распятия располагается в иконостасе в расширенном чине праздников, в который включается Страстной цикл. Удивительна Купятицкая икона Божией Матери. Она была явлена на медном кресте-энколпионе, на обороте которого изображено Распятие. Интересно, что Крест с Голгофой изображается на Ахтырской иконе Богоматери.
Известный чин с девятью иконами Страстного цикла происходит из Кирилло-Белозерского монастыря: часть образов хранится в Рублевском музее в Москве. Тело Христа было положено в гробнице Иосифа Аримафейского: святые отцы говорят, что Христос был погребен не как преступник. Да, по закону пришлось просить у Пилата разрешение снять тело Иисусово, но затем Он был положен в гроб по обычаю иудейскому, умащен смирной и обвит плащаницей. Эти события изображаются в композиции «Положение во гроб» Страстного цикла.
Металлические распятия, которые были весьма распространены у старообрядцев и затем широко вошли в обиход, нередко вставлялись, «врезались» в обычные деревянные иконы с различными иконографическими сюжетами. В других случаях сами кресты выполнялись живописными средствами. Так, комбинированная икона храма Рождества Пресвятой Богородицы села Саурово Московской области представляет собой три образа Богоматери (Казанский, «Всех скорбящих Радость», Ахтырский) и образ великомученицы Параскевы, между которыми в центр помещено Распятие.
На выносных крестах изображения бывают иконописными и живописными. Как свидетельствует евангелист в Священном Писании: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14), точно так же и мы взираем на изображения Креста. Например, на выносных крестах образ Распятия появляется только в XVIII столетии, и во время процессий мы обращаем к нему взор.