Найти тему
Сретенский монастырь

РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО. ИКОНОГРАФИЯ

В ранней Церкви не было единой традиции памятования события Распятия Христова. Только после Первого Вселенского Собора, когда встреча Пасхи закрепилась за определенным днем, установилась и память дня Распятия: для первых христиан дни воспоминания Крестных страданий Спасителя и Его Воскресения были неразрывны.

Распятие. Фреска, 741–752 г.
Базилика Санта Мария Антиква.
Рим
Распятие. Фреска, 741–752 г. Базилика Санта Мария Антиква. Рим

Перед тем как отправить Христа на Голгофу, Его одели в багряницу, одеяние цвета славы и императорской власти, чтобы насмеяться (основное обвинение заключалось в том, что Он называет Себя Царем Иудейским). В ранних памятниках Христос, будучи на Кресте, одет в багряницу: в такой одежде Он был во время бичевания. На самом деле багряницу, по обычаю, сняли, и, снова одев Христа в Его собственные одежды, повели на распятие. На табличке, установленной над Его головой, надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Она была сделана на иврите, греческом и латыни. В русских памятниках, например, у Дионисия, Христос изображен в светлой набедренной повязке.

Распятие. Иконописец Дионисий,
около 1500 г.
Распятие. Иконописец Дионисий, около 1500 г.

Для современных храмов не особенно характерны аналойные иконы с изображением Распятия – будь то для Крестопоклонной недели или Великой Пятницы. Для Недели Крестопоклонной – это традиционно Крест Господень, который выносится для поклонения. Вообще изображение Креста очень характерно для мелкой пластики и больших запрестольных крестов. Складни и мощевики раннего периода в научной литературе называются кресты-энколпионы. Они представляют собой четырехконечные кресты, которые имеют две створки; смыкаясь, они образуют объемный крест, в котором хранятся части какой-то святыни (частицы мощей святого, возможно, артос). На них нередки, например, изображения Бориса и Глеба. Святые изображаются на краях перекладин креста по сторонам от Христа, простирающего руки. В ковчеге-мощевике, принадлежавшем великому князю Сергею Александровичу и затем находившемся в его усыпальнице в Чудовом монастыре (ныне Музеи Московского Кремля), – Распятие. Оно составлено из накладных литых фигур, а на обороте эмалевое цветное изображение Креста с орудиями Страстей.

Крест-энколпион в ковчеге. XV–XVI в.в. Источник: collectiononline.kreml.ru
Крест-энколпион в ковчеге. XV–XVI в.в. Источник: collectiononline.kreml.ru

Евангелисты по-разному рассказывают о том, кто был при Кресте Господнем во время Распятия. Апостолы Матфей и Марк упоминают женщин, евангелист Иоанн повествует, что у Креста были Богородица, Ее сестра Мария Клеопова, Мария Магдалина и некий ученик, в лице которого Предание видит самого Иоанна Богослова. Жены имеют скорбные позы, одни воздевают руки, другие прикрывают лицо руками. Богородица изображена с воздетыми в молении руками, Ее поддерживают жены. На русских иконах и в жестах, и в выражении ликов видна скорбь, о которой многократно говорится в богослужебных текстах: «С другими женами мироносицами, рыдающи Непорочная горце…» (малое повечерие, канон, песнь 7). Но при этом все чувства, которые мы видим, – это не «страсть и страдание», а смиренномудрие. На иконе 1731 года, происходящей из церкви пророка Илии погоста Прудовка Костромской области, Богоматерь прижимает к Себе белый плат.

Мы видим Спасителя, распростершего руки, при этом само изображение Креста часто не акцентируется. Иконописцы, передавая реалии распятия, доставлявшего великие страдания, выделяют тему покоя в образе распятого Христа – все персонажи находятся в безмолвном движении, и только Спаситель, будто обнимая всех предстоящих с Креста, неподвижен.

Один из воинов протягивает Христу трость с губкой, смоченной в уксусе. Другой воин пронзает ребра Спасителя, чтобы проверить, жив ли Господь. В некоторых памятниках, например, в миниатюрах, подписывается имя этого воина – Лонгин. Это имя мы знаем из апокрифического Евангелия Никодима, и имя это вошло в Святцы. Согласно преданию, Лонгин страдал слепотой, и кровь Спасителя, попавшая ему на глаза, исцелила его. Это раннее предание живет и сейчас: в московском храме Богоматери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке есть большая икона мученика Лонгина, к которой и поныне обращаются за помощью при болезнях глаз.

Вместе со Христом распяли двух разбойников, о чем повествуют три евангелиста, причем в иконографии стал популярен текст евангелиста Луки, который передает нам, что один из разбойников уверовал в Сына Божия и раскаялся в своих злых делах, говоря: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23: 42). Имени разбойника на иконах Распятия нет, но на алтарных дверях эта фигура надписывается как Рах. Праведный разбойник изображен на светлом фоне посреди райской растительности, в руках его крест. Конкретный источник этого имени неизвестен. Изображение Раха есть на северных алтарных дверях церкви святого Григория Армянского (один из одиннадцати приделов храма) в соборе Василия Блаженного: на поземе иконы, который обычно лишен изображений, и на фоне произрастают диковинные растения.

Благоразумный разбойник Рах (слева). Церковь святого Григория Армянского в соборе Василия Блаженного
Благоразумный разбойник Рах (слева). Церковь святого Григория Армянского в соборе Василия Блаженного

Разбойники, распятые вместе со Христом, изображались в ранний период, когда происходило становление этой иконографии, и затем, после длительного перерыва, в позднейший период: на иконах XVII–XIX столетий. Христос как бы беседует с благоразумным разбойником, обращен к нему. На картине «Голгофа» художника Николая Николаевича Ге изображены страсти на лице другого разбойника, нераскаявшегося.

Распятие. Иконописец Эммануил Лампардос. XVII в.
Распятие. Иконописец Эммануил Лампардос. XVII в.

Сюжет Распятия располагается в иконостасе в расширенном чине праздников, в который включается Страстной цикл. Удивительна Купятицкая икона Божией Матери. Она была явлена на медном кресте-энколпионе, на обороте которого изображено Распятие. Интересно, что Крест с Голгофой изображается на Ахтырской иконе Богоматери.

Известный чин с девятью иконами Страстного цикла происходит из Кирилло-Белозерского монастыря: часть образов хранится в Рублевском музее в Москве. Тело Христа было положено в гробнице Иосифа Аримафейского: святые отцы говорят, что Христос был погребен не как преступник. Да, по закону пришлось просить у Пилата разрешение снять тело Иисусово, но затем Он был положен в гроб по обычаю иудейскому, умащен смирной и обвит плащаницей. Эти события изображаются в композиции «Положение во гроб» Страстного цикла.

«Положение во гроб». Музей им. Андрея Рублева. Москва
«Положение во гроб». Музей им. Андрея Рублева. Москва

Металлические распятия, которые были весьма распространены у старообрядцев и затем широко вошли в обиход, нередко вставлялись, «врезались» в обычные деревянные иконы с различными иконографическими сюжетами. В других случаях сами кресты выполнялись живописными средствами. Так, комбинированная икона храма Рождества Пресвятой Богородицы села Саурово Московской области представляет собой три образа Богоматери (Казанский, «Всех скорбящих Радость», Ахтырский) и образ великомученицы Параскевы, между которыми в центр помещено Распятие.

На выносных крестах изображения бывают иконописными и живописными. Как свидетельствует евангелист в Священном Писании: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14), точно так же и мы взираем на изображения Креста. Например, на выносных крестах образ Распятия появляется только в XVIII столетии, и во время процессий мы обращаем к нему взор.

Жанна Курбатова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм