Новости с Международной выставки туризма и индустрии гостеприимства MITT-2023 не радуют, причём это касается как выездного туризма, так и внутреннего. Участники рынка прогнозируют новый скачок цен, хотя, казалось бы, они и так выше некуда.
Так называемый «неорганизованный туризм» — когда граждане сами заказывают и оплачивают отели, покупают авиабилеты и организовывают доставку себя из аэропорта до мест отдыха — практически сошёл на нет. Причина тут проста, она лежит на поверхности: оплатить всё это удалённо, из России, больше нет возможности. Ранее, до 24 февраля 2022 года, никаких проблем не было — эмитированные банками РФ карты VISA и MasterCard принимались по всему миру, оплачивай что угодно и где угодно. Всё это, увы, в прошлом.
- «Пластик» системы «Мир» практически нигде не принимают, та же Турция — не исключение. Едва ли не единственным «светом в окошке» остаётся «Райффайзенбанк», но его к лидерам российского рынка банковских карт отнести сложно. Посему тем, кто ранее самостоятельно путешествовал по всей планете, приходится идти на поклон к туроператорам.
- «Из-за блокировки российских карт за рубежом россияне стремятся по-максимуму оплачивать туристические услуги здесь, в России, рублями, и чаще обращаются к профессиональным участникам рынка.
- При этом интерес к самотуризму упал ещё и потому, что клиенты убедились — случись беда, туроператоры быстро вывезут своих клиентов в Россию, а самотуристы предоставлены сами себе. Организованный туризм получил кредит доверия и сейчас переживает подъем», — говорит управляющий партнёр компании «Слетать.ру» Евгений Данилович.
Как несложно догадаться, на этой проблеме делают деньги, причём очень большие. И ориентироваться на цены, означенные на сайтах турецких отелей, больше не стоит. Добавляем к ним примерно 20−30% и крепко думаем. Почти в стиле Гамлета: лететь или не лететь, вот в чём вопрос…
Да, и если лететь — то на чём? Тут тоже не всё понятно. И означенный выше тезис о том, что «туроператоры быстро вывезут своих клиентов в Россию» отнюдь не очевиден.
- «С 14 марта прекращено оказание различных услуг самолетам, произведенным в США и находящимся под российско-белорусским контролем. Заправка и сопутствующие услуги запрещены для частных, грузовых, коммерческих, чартерных самолетов или самолетов, произведенных в любой другой стране и содержащих более 25% сырья американского происхождения, если они направляются в Россию и Беларусь», — пишет портал AirportHaber.
Американцы пнули турок, и османы вынуждены были послушаться «большого брата». Причём распоряжение касается не только заокеанских Boeing, но и европейских Airbus. Уже есть списки самолётов, которые запрещено заправлять и обслуживать. И если их попытаться как-то перевести в юрисдикцию иных государств, это ни на что не повлияет. Янки не дураки и не формалисты.
Кстати, письмо турки получили не из вашингтонского Белого дома, а от Минфина США, который возглавляет экс-председатель ФРС Джанет Йеллен. Собственно, это и есть реальная власть в США. Маски сброшены, и банкиры уже ничего не стесняются. Маразматик-президент никого не интересует, это не более чем анекдотическая личность, Америкой сегодня открыто управляют те, кто де факто это делает с декабря 1913 года.
А для нас остаются лишь турецкие авиакомпании, которые неизбежно взвинтят цены. И всякие «сторонние» перевозчики, эти также поднимут стоимость билетов. Более того, у ряда участников туристического рынка вообще есть опасения, что и самим туркам могут запретить летать в РФ. Или попытаться запретить. Янки с их беспардонностью и верой в собственную силу это могут. Да и сила эта, если уж на то пошло, есть.
И может так случиться, что туроператорам будет не на чем вывозить своих клиентов. Чисто физически — по причине отсутствия бортов. Поэтому в нынешней обстановке вообще не стоит рисковать и покидать пределы России. Можно зависнуть за границей надолго, и отдых превратится в самое настоящее мучение.
Да и цены — они продолжат расти.
«То давление, которое оказывается на российский банковский сектор, в первую очередь, влияет на простых граждан. Ведь и карты Union Pay, которые многие так стремились приобрести, также перестают действовать в ряде стран, куда туристы предпочитали летать без наличных.
По моему прогнозу, ситуация может ухудшиться к лету и повлиять на конечную стоимость туристического продукта. По всей видимости, дальнейшего роста цен не избежать», — предупреждает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артур Мурадян.
На днях власти КНР объявили об открытии своих границ для туристов — все «короновирусные» ограничения отменены. В Китае, конечно, не тот отдых, не пляжный (за исключением разве что острова Хайнань), но всё равно много всего интересного. Страна дружественная, гостям из РФ там будут рады. Летим?
- «Раньше самолетов было сильно больше, например, „Аэрофлот“ летал только в Пекин три раза в день. Сейчас он летает в Пекин три раза в неделю, и это приводит к росту цен.
- Да, цены будут выше, на сколько — мы пока не знаем. На 20%, или на 50%… То есть надо понимать, что, к примеру, поездка в Пекин будет стоить теперь не 80 тысяч рублей, а, например, 120 тысяч рублей», — говорит владелец туроператора Go China Сергей Седов.
Да, как-то не очень оптимистично… А всё потому, что наши власти позволили полностью уничтожить авиационную промышленность. Более того, сами в этом активнейшим образом участвовали. Самолётов нет, летать не на чем. Как в Поднебесную, так и по стране.
Авиабилеты на внутрироссийские рейсы дорожают, причина та же — нет бортов. Чиновники активнейшим образом «осваивают» бюджеты, обещают к 2130-му (а то и к 2230 году) сделать мифический импортозамещённый МС-21 и «допилить» Sukhoi Superjet New, но дальше слов дело не идёт. А тем временем транспортная доступность в рамках нашей огромной страны становится совсем никакой.
- «Сейчас отели России продали не более 15% номеров на лето. Это значит, что ценовые изменения ещё впереди. Отели прощупывают спрос и при необходимости скорректируют тарифы. В среднем цены вырастут на размер инфляции. Пока значительнее всего подорожал отдых в Геленджике — по сравнению с 2022 годом средняя стоимость ночевки поднялась на 18,4%. Для сравнения: в Сочи — на 11,7%», — рассказывает гендиректр туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
На размер какой именно инфляции? Но явно не «нарисованной» росстатовской. Впрочем, эти самые отели могут и вовсе не дождаться отдыхающих, так как помимо проблем с авиацией теперь и на железных дорогах творится странное.
- «В связи с проведением масштабных работ по реконструкции железнодорожной инфраструктуры в Центральном транспортном узле сокращается время открытия предварительной продажи билетов с 90 до 45 суток до даты отправления для пассажирских поездов дальнего следования, курсирующих на Ленинградском, Казанско-Рязанском, Киевском, Горьковском направлениях Московской и Октябрьской железных дорог», — предупреждает РЖД.
Предварительные продажи отменены практически по всей стране, на все южные «курортные» направления точно. То есть заранее спланировать свой отдых и купить недорогие билеты на поезда люди не смогут. А покупать билеты в сезон, как это хотят в РЖД, нынче по карману немногим. Да и нет их, этих билетов — в поездах дефицит мест. При этом за 2022 год рост тарифов РЖД на пассажирские перевозки составил аж 18,6%.
В связи со всем вышеизложенным есть большие сомнения, что все заинтересованные стороны — и туроператоры, и отельеры, и авиаперевозчики, и монополисты из РЖД — дождутся вожделенных денег. Отдых становится совсем не по карману гражданам РФ, и итоги сезона-2022 тому наглядное подтверждение. 26% россиян в прошлом году провели отпуск на даче, тогда как в 2021-м таковых было всего 10%. Рост благосостояние электората налицо.