Найти тему
ПоУшиВКино

“Хакеры” (1995): Кассовый провал (box-office disaster), но культовый статус

Оглавление

В 90е фильм “Хакеры” (Hackers) Йена Софтли (Iain Softley) провалился в прокате. При бюджете в 20 миллионов долларов он собрал 7,5, на Rotten Tomatoes у него 31% свежести от критиков. Его обошёл аналогичный фильм, вышедший в тот же год, “Сеть” (The Net) Ирвина Уинклера (Irwin Winkler) с Сандрой Буллок (Sandra Bullock) в главной роли. Он тоже был снят за 20 миллионов, но собрал 50,7 миллиона в США, по всему миру – больше ста. А спустя более 20 лет, всё же на “Хакеров” ссылается целое поколение компьютерных фанатов, даже возможно сказать, что фильм опередил своё время.

Сюжет фильма

Арт для фильма "Хакеры" (1995)
Арт для фильма "Хакеры" (1995)

Сиэттл, 10 августа 1988 года. Одиннадцатилетний Дэйд Мёрфи с никнеймом Крутой Ноль/Zero Cool совершил невозможное – он сломал 1507 операционных систем вирусом, который создал сам. На семь лет его условно осудили, а родители заплатили штраф в 45 000 долларов за его проступок.

Через семь лет после этого Дэйд со своей матерью переехали в Нью-Йорк. Дэйду нужно быть благоразумным, потому что скоро ему поступать в колледж, и снова давать волю своему хакерскому таланту он не может, когда условный срок истёк.

Но, как часто такое бывает, судьба сводит его с единомышленниками – группой хакеров, которые решают взломать самый мощный компьютер, принадлежащий нефтяной корпорации Эллингсон. Вторжение замечает системный администратор корпорации и передаёт информацию начальнику отдела кибербезопасности Юджину, бывшему хакеру с никнеймом Чума/The Plague.

По цепочке от одного хакера полиция выходит на всю группу “злоумышленников”, и тут закручивается история.

Слева-направо: Дэйд (Крутой Ноль), Кейт (Кислотная Язва), Лорд Nikon, Эммануэль (Cereal Killer), Джоуи (единственный, у кого нет никнейма)
Слева-направо: Дэйд (Крутой Ноль), Кейт (Кислотная Язва), Лорд Nikon, Эммануэль (Cereal Killer), Джоуи (единственный, у кого нет никнейма)

Мои впечатления после просмотра

Кибермелодрама и боевик “Хакеры” близок мне эстетикой 90х. Я понимаю, что уровень оснащения жизни тут показан намного выше, чем тот, в котором я росла, но вот именно бурлящая энергия, внешняя нелепость основных действующих лиц вызвали теплоту в душе. Я понимаю, почему их наряды сделали преувеличенно экстравагантными. Это является частью создания обстановки и рода деятельности. Крутой Ноль/Большой Облом (так он называл себя, чтобы скрыть своё прошлое), Кислотная Язва (Кейт Либби в исполнении Анджелины Джоли), Лорд Nikon, Взлом-Фантом (Phantom Phreak), Стерильный Убийца/Cereal Killer (Эммануэль Голдштейн в исполнении Мэттью Лилларда, кого сейчас почти нет в кино) искренне увлечены компьютерными технологиями, они кибер-элита – создать код и взломать супер-компьютер для них обычный день подростка. И, поскольку IT является их привычной средой обитания, то и их внешний вид как у персонажей из компьютерной игры, очень логичен. В целом создаётся впечатление сплошной виртуальной симуляции при просмотре – полного погружения в эстетику и подключения к сюжету.

Что восхитило ещё, так это прогрессивность этого фильма: платёжные терминалы, подпись на ЖК-экране, VR-шлем, интернет, хакеры. Это фильм из прошлого, но он показывает футуристический мир. Вот это уникально. Это удивительное ощущение – смотреть фильм из середины 90х, но словно видеть далёкое будущее. И относительно прогрессивности (если рассматривать именно время съёмки) – он поднимает тему ЛГБТ. Фильм “Хакеры” был из первых, который ввёл квир-тему в кино: Cereal Killer транслирует андрогинность (кстати, Эммануэль Голдштейн* является одним из персонажей, упоминаемых в романе Джорджа Оруэлла “1984”), Кислотная Язва – девочка-сорванец по внешнему виду и поведению, Бритва и Лезвие/Blade & Razor – помимо того, что они интернет-инфлюэнсеры, но также и однополая пара. То есть у этого фильма очень разнообразное поле: здесь не только компьютерные игры, но и абсолютно разношёрстная публика вокруг них, нет фиксации на каком-то шаблоне компьютерного фаната.

*Любопытно ещё вот что: когда группа хакеров принимает в свои ряды Дэйда, они встречаются в своём клубе и проверяют, знает ли он, на каких правилах основывается работа хакера. Cereal Killer приносит несколько книг. Это книги “Радуга техники” (The Technicolor rainbow). И на самом деле это были настоящие книги, в реальной жизни хакеры очень хотели ими владеть, потому что они содержали всю необходимую информацию о том, как работает Интернет (например, стандарты для доверенных сетей Министерства обороны). Зелёная – операционная среда Unix, ярко-оранжевая – компьютерная безопасность, стандарт Министерства обороны, розовая – руководство по ПК IBM, чёрная – книга Дьявола, Библия Unix, белая – компиляторы, красная – доступ к открытым сетям (известная, как “книга, которой не место на полке”). У Джорджа Оруэлла персонаж Голдштейн считается автором книги, которую один из главных героев романа даёт Джулии и Уинстону. Мне кажется, интересная отсылка получилась у Йена Софтли – в романе “1984” это не точно, что именно Голдштейн написал книгу, а в фильме именно Cereal Killer приносит книги, но сами хакеры до конца не осознают, на что они в данный момент подписываются.

Сцена в клубе с книгами “Радуга техники” (The Technicolor rainbow)
Сцена в клубе с книгами “Радуга техники” (The Technicolor rainbow)

А бурлящая энергия передаётся через отсутствие постоянной хакерской базы (они не сидят на одном месте, её роль порой выполняет общественный телефон, порой комната Кислотной Язвы, порой клуб, где собираются все хакеры), и ребята передвигаются зачастую на роликовых коньках. С их помощью можно быстрее – ну, и пусть прикольнее, это тоже правда – передвигаться от одной точки к другой. Кстати, в фильме “Хакеры” запечатлён краткий период популярности катания на роликах. Все основные действующие лица грациозно переплывают на них из одной сцены в последующую.

Дэйд Мёрфи на роликах. Сейчас он передвигается на них, но часто носит их с собой на плече. Остальные хакеры тоже пользуются роликовыми коньками.
Дэйд Мёрфи на роликах. Сейчас он передвигается на них, но часто носит их с собой на плече. Остальные хакеры тоже пользуются роликовыми коньками.

Самый главный показатель их энергии, движущей силы – это их любопытство (и это заявлено в слогане – Their only crime was curiosity/Их единственным преступлением было любопытство). В этом фильме они сами научились взламывать пароли и разбираться в кодах, потому что, если судить по тому, что нам ни разу не показали профильных уроков, они всё же самоучки.

В “Хакерах” показано, как молодёжь захватывает свою власть, они осваивают новое, учатся противостоять взрослым (бывший хакер Чума/The Plague, который стал начальником отдела кибербезопасности в крупной корпорации является их главным противником) и выходят на новый уровень, заявляя о себе – сцена с выступлением Cereal Killer по телевизору, в финальном эпизоде.

Отклики IT-сообщества о фильме “Хакеры” (Hackers)

Нашла статью на сайте Vice, в которой реальные представители IT-сообщества рассказывают, чем их впечатляет и привлекает фильм Йена Софтли. Приведу здесь некоторые из них.

Даррен Мартин, специалист в сфере безопасности (Darren Martyn - Security Consultant): “Вполне возможно, это единственный величайший хакерский фильм, известный хакерскому миру. С его психоделической визуализацией "Киберпространства", абсолютно потрясающим саундтреком, включающим великих Prodigy и Orb, исключительно весёлой сюжетной линией, остроумными диалогами и склонностью персонажей не воспринимать себя всерьёз, а также множеством довольно точных отсылок к хакерской культуре – это обеспечивает отличное развлечение для зрителя. Это резко контрастирует с более современным фильмом Кибер (2015, Blackhat), который по сути был боевиком с какой-то расплывчатой сюжетной линией, включающей какие-то компьютеры”.

Март, эксперт по информационной безопасности, ‘The Rootkit Wizard’ (March - information security expert, ‘The Rootkit Wizard’): “Мне нравится фильм “Хакерах”, потому что он относительно правдоподобно основан на том, что могли бы делать хакеры: играть с системами автоматизации зданий, чтобы включить разбрызгиватели, взламывать мэйнфрейм и т.д., хотя это типично фантастический голливудский материал прежде всего. Конечно, это полностью оформлено в психоделические неоновые визуальные эффекты под киберпанк, но это круто само по себе. Это также один из фильмов, который показывает хакеров в довольно хорошем свете – дети веселятся, и они не злые злыми, а настоящий злодей – это корпоративный перебежчик, прикидывающийся волшебником. А саундтрек тут чертовски потрясающий”.

Пол Тальямонте, инженер-разработчик из Debian developer (Paul Tagliamonte - software engineer, Debian developer): "Хакеры" – один из тех фильмов, который не только выдержал испытание временем, но и становится лучше с каждым годом. Я думаю, что причина улучшения заключается в том, что авторы на самом деле не пытались правильно использовать технологию, скорее всего, они потратили время и усилия на то, чтобы превратить культурный аспект в симпатичную карикатуру. Преувеличивая образ киберсообщества, это превратилось в занудную версию шоу Rocky Horror Picture Show, дополненную вечеринками на тему хакеров. Сюжет о хакерах довольно устал, а технология довольно неправильная, но все это не имеет значения, потому что все заняты выкрикиванием ключевых фраз.

Я не сомневаюсь, что Mr. Robot через 20 лет будет действовать аналогичным образом из-за внимания к деталям технологии, но "Хакеры" будет стоять особняком, потому что он повлиял на культуру таким уникальным образом”.

Полная версия статьи:

Real Hackers Tell Us Why They Love the Movie 'Hackers'

Разбор фильмов на хакерскую тему на канале Кубрик

В этом видео белый хакер, эксперт по информационной безопасности и главный редактор портала SecurityLab.ru Александр Антипов, разбирает сцены из фильмов на хакерскую тему, в том числе и "Хакеры", про который он сказал, что фильм поднял проблему взлома прямых трансляций и открыл завесу тайны над происходящим в цифровом мире: