Небольшой городок - спутник областного центра Ростова-на-Дону, практические его пригород. Интересно его название. Говорят, что происходит оно от речки Батай-су, что переводится, как «Ручей Батыя», ставка которого по преданию находилась как раз на этом месте. Помимо прочих достоинств, город Батайск славится тем, что в нем находится областной сборный пункт всего Донского края. Сюда свозят призывников из всех гор- и райвоенкоматов и отправляют служить на просторы нашей страны. О Батайске знает каждый мужчина Ростовской области, как о городе с которого, практически начинается служба в Армии. Мои сыновья ехали служить на один год из Батайского сборного, я с товарищами, так же отправлялся на два года службы отсюда же. Наши отцы призывались из Батайска на трехгодичную службу. Преемственность поколений налицо.
Нас усадили в актовом зале и снова прогоняют через медкомиссию. Мы еще выражаем свое недовольство, но тут выясняется, что у некоторых не выявили какие-то изъяны, навроде плоскостопия или язвенной болезни. Делают рентгенограмму (который раз за год!). На эту тему у меня просто маленький рассказик. В год своего призыва я прошел шесть (!) облучений рентгеновского аппарата и ничего с этим не мог поделать. Дело было так:
В январе у нас на шахте проводился плановый профосмотр всех работающих. Прямо на территорию приехала передвижная лаборатория по забору и анализу крови. Аппарат рентгенографии. И бригада медицинских специалистов. Нас тщательно обследовали и выдали на руки перфокарты со стандартной печатью «Легкие и сердце в пределах нормы». Потом эти карточки у нас забрала медицина нашей шахты и куда-то подевала. Чуть позже весной, на призывной комиссии нас отправили в городскую больницу за новой флюорографией. Зачем проходить повторно, если пару месяцев назад было обследование? Но там наши перфокарты благополучно затерялись и мы прошли процедуру повторно. Следующее обследование было в Батайске, т.к. там нашим городским врачам, как-то не доверяют. Прошли третий раз. После мы прибыли на сборный пункт в Черновцы и прошли рентген уже в четвертый раз, потому что местных эскулапов тоже не устраивают данные наших медкомиссий. Мы начали закипать — вы, что хотите, чтобы мы от лучевой загнулись еще до начала службы? Потом началась служба. Ближе к осени, перед строевым смотром была общая медкомиссия всей учебной дивизии, к которой относились и мы. Как вы понимаете там было и рентгеновское обследование. И пофиг на предыдущие четыре раза. Итак, уже пять! Учебка закончилась и нас распределили по воинским частям. Через месяц службы началась всеобщая медкомиссия нашей дивизии РВСН. Хочешь не хочешь, будьте любезны: "Глубоко вдохнуть! Не дышать! Не шевелиться!" Надо заметить, что непосредственно сама служба проходила на территории загрязнения последствиями аварии на ЧАЭС. Там уже свои БЭРы на зубах скрипели, а тут пожалуйте еще дозу. (БЭР — биологический эквивалент рентгена, единица измерения дозы облучения)
Прошли мы медкомиссию в Батайске, сидим в актовом зале, балду пинаем, делать то нечего. Кто-то уже собирает вещички (чего их собирать то?), и отправляется домой либо на лечение, либо на получение «белого билета». Чего греха таить, мы им завидуем! Какой-то ушлый коммерсант протащил на территорию сборного несколько компьютеров с игровыми программами и дерет неслыханные деньги за полчаса игр. Поиграли сначала, потом рублишек стало жалко. Доедаем домашние пирожки, сало и тушенку. В столовку ходим только ради разнообразия. Там всегда толпятся близкие и родственники призывников из соседних населенных пунктов. Иногда можно поживиться «нахаляву» глотком горячительного или прохладительного….
Лучше всего на сборном живется местным. Ростовчане и батайчане, через забор постоянно общаются с близкими. Им тащат всё, что пожелаешь. Мы скидываемся на спиртное, приносят и нам. Ни разу никого не «кинули» на деньги, взяв с концами. Три раза на день строят на плацу на перекличку и передачу «покупателям». Покупатели обычно утром и в обед. Мы в одной команде с моим одногруппником по училищу, Костей Караевым, он не хочет служить в морфлоте три года. Его выкликают уже третий раз товарищи в морской форме. «Призывник Караев, Шахтинский ГВК!» Костя молча стоит за нашими спинами. Авось моряк уедет, а Костю пришпилят к другой команде. Так и не попал служить мой товарищ на флот. Уехал куда-то под Ашхабад, где два года просидел под землей на каком-то пункте управления. Над их головами бродили верблюды и бегали ящерки, цвела верблюжья колючка, а солдатики даже не мечтали об увольнительных. Впрочем, говорит, пару раз их все же возили в какой-то райцентр на обследование. Там они насмотрелись на красивых (и не очень!) медсестер азиатской внешности, которые им еще несколько недель снились во влажных грезах…
Нас повели в кино «Брестская крепость». Спим и грызем печенье под прикрытием темноты. Вещи в «сидорах» всегда при себе. Их же мы и положим под голову во время ночного сна. Все пятьсот человек загоняют после ужина и вечерней переклички (поверки типа) в огромную казарму, где стоят длиннющие двухъярусные нары, как в милиции для задержанных. Они просто обиты дерматином и никакого намека на постельное белье. Уже конец мая — жарко и душно.
Обслуга сборного — несколько солдатов и сержантов срочной службы. Хмыри и попрошайки. Вот что они придумали ночью. После 24:00, когда мы уже крепко спали, эти махинаторы пошли вдоль нар и стали по-одному будить призывников: «Братан!» — шепотом — «мы дембелям, на дембель собираем, кто, сколько может. Не в падлу, братан, дай сколько не жалко! Святое дело — дембель! Тебе тоже, когда-то так собирать будут! Дай, а?». Мальчишки спросонок достают из карманов мятые рубли и всякую мелочь. Деньги мгновенно исчезают в торбе сборщиков податей. Тут же трогают за ногу следующего: «Братан! Дай сколь не жалко, на дембель пацанам...»
Я спросонок сунул рубль, но уже в следующую ночь послал их по известному адресу, а многие так и продолжали давать деньги этим шакалам. Неплохая арифметика! За несколько месяцев призыва, там, говорят, ухитрялись собирать с доверчивых и бестолковых новобранцев до десятка тысяч рублей. На кого и сколько они делились, нам неизвестно. Спросим у читателей, кто служил в похожих структурах и знает подноготную. Поделитесь информацией, пожалуйста…
Я до армии два года собирал 1100 рублей на новенькую «Яву-350», но так и не собрал! Шутка-ли? Целая тысяча! (Тут бы сто рублей! А то 1100! В итоге купил старенький мопед, поменял его, со временем на «Минск», а уж потом наскреб на подержанный «Чезет» без документов. Так там счастья было через край) А эти «собиратели» по полтыщщи за ночь заколачивали на простаках, вот так-то други мои!
В мою призывную эпопею входит рассказ «Призыв в армию», опубликованный еще два года назад. Приглашаю к прочтению. К созданию готовится тема про «женатиков» на сборном пункте, как они хотели остаться возле дома служить и какое было разочарование.
Всем читателям — мира и счастья! Берегите себя! Мойте руки! И подписывайтесь на мой канал.