Найти тему

Почему дирижабль самое экологичное судно?

Дирижа́бль (от фр. dirigeable — управляемый), или управляемый аэростат — вид воздушного судна, снабжённого силовой установкой и способный передвигаться в заданном направлении со значительной скоростью в большом диапазоне высот.

Корпус дирижабля представляет собой тело удобно обтекаемой формы, объёмом от 2000 до 200 000 м3, снабжённое стабилизаторами, вертикальными и горизонтальными рулями, в составе системы управления ориентацией, обеспечивающей возможность передвигаться в любом направлении независимо от направления воздушных потоков. На дирижаблях устанавливаются мощные моторы (обычно поршневые), приводящие во вращение воздушные винты, создающие тягу. По конструкции корпуса дирижаблей делятся на три типа: нежёсткие (мягкие), жёсткие и полужёсткие.

Дирижабли активно использовали в 1920–1930-х годах как грузовой и пассажирский транспорт, но затем после нашумевшей катастрофы «Гинденбурга» от них стремительно отказались.

1 из 2
1 из 2
-2

LZ 129 «Гинденбург» (нем. Hindenburg) — жёсткий дирижабль, построенный в 1936 году в нацистской Германии. Был самым большим в мире из созданных для того времени дирижаблей. Своё название воздушный корабль получил в честь рейхспрезидента Веймарской республики Пауля фон Гинденбурга.

6 мая 1937 года, завершая очередной трансатлантический рейс, при выполнении посадки на главной воздухоплавательной базе военно-морских сил США в Лейкхерсте наполненный пожароопасным водородом «Гинденбург» загорелся и потерпел катастрофу, в результате которой погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек, а также один член наземной команды. И хотя по количеству жертв «Гинденбург» не является крупнейшей катастрофой дирижабля, гибель этого воздушного корабля получила большой резонанс.

В 18:12 6 мая «Гинденбург» получил разрешение идти на посадку и через час пошёл на посадку. Однако в 19:25 после сброса причальных канатов в районе кормы произошёл пожар. Огонь сместился быстро в сторону носовой части дирижабля, и вскоре прогремел взрыв. Через 34 секунды дирижабль сгорел дотла и упал.

Крушение «Гинденбурга» фактически стало концом коммерческого использования дирижаблей в транспортных целях. «Deutsche Zeppelin Reederei» отменила все запланированные рейсы в США и Бразилию. Правительство Германии запретило пассажирские перевозки на воздушных судах, разрешения выдавались только для перевозки почты и посещения авиашоу на территории Германии. Заграничные полёты с любыми целями были запрещены.

При упоминании дирижаблей у многих людей до сих пор возникают ассоциации с трагической катастрофой 1937 года в Гинденбурге, когда в результате возгорания водорода погибло 36 человек, и это вид транспорта начал считаться не безопасным. Поскольку предложение МИПСА полностью не исключает подобного риска, то не подходит для пассажирских перевозок.

Однако ученые говорят, что риски возгорания существенно сокращаются при использовании новых материалов, которые легче, долговечнее и устойчивы к огню, таких как графен. Помимо этого они предлагают прокладывать маршруты полетов в обход густонаселенных районов, а также предусмотреть систему самоуничтожения в стратосфере, и безопасной эвакуации груза (например, с помощью парашютов) на случай возникновения проблем в работе аэростата.

Большинство современных дирижаблей используют гелий вместо водорода в качестве подъемного газа. Так как гелий является инертным газом, то его применение более безопасно, но он менее эффективен, поскольку такие суда тяжелее воздуха, и в разы дороже водорода. Однако некоторые компании в ближайшие годы планируют начать использовать гелиевые аэростаты для доставки грузов в отдаленные регионы.

Сейчас на транспорт приходится около четверти всех выбросов антропогенного углекислого газа, а на морские перевозки около 3% этого объема, и этот показатель постепенно растет. Однако ученые недавно предложили снова использовать дирижабли для транспортировки грузов между континентами.

Дирижабли полагаются на воздушные потоки, поэтому обладают явными преимуществами перед грузовыми судами с точки зрения, как эффективности, так и сокращения выбросов углекислого газа.

Калифорнийская компания H2 Clipper хочет вернуть к жизни дирижабли, наполненные водородом, утверждая, что они могут открыть полностью экологически чистые межконтинентальные грузовые перевозки, в 8-10 раз превышающие грузоподъемность любого грузового самолета на расстояние более 6 000 миль, за четверть цены.

-3

H2 Clipper будет перевозить полезную нагрузку до и более 150 000 кг, утверждает компания, и предлагать до 7530 м³ грузового пространства. Он не будет двигаться так же быстро, как самолет, развивая скорость около 282 км/ч, но он будет перевозить коробки в 7-10 раз быстрее, чем корабль (например, из Китая в США за 36 часов) и с нулевым уровнем выбросов.

В качестве топлива H2 Clipper использует полностью экологичный водород. При использовании современных топливных элементов единственный побочный продукт работы дирижабля — это пресная вода. Поэтому на сегодняшний день он может стать единственной экологически чистой альтернативой для перевозок на дальние расстояния.

H2 Clipper не выделяет углекислый газ, что делает его действительно экологичным видом транспорта.

Однако есть и сложности с вводом разработки в эксплуатацию. Поскольку бизнес ищет способы стать более устойчивым, использование водорода активно изучается как альтернатива традиционному топливу для транспорта. Водород очень эффективен, но есть проблемы, связанные с его стоимостью и транспортировкой от места производства до места использования.

Существуют также проблемы в разработке надежной инфраструктуры для хранения водорода. Однако есть надежда, что благодаря постоянным исследованиям и разработкам сложности, связанные с использованием водорода, удастся преодолеть, что сделает водородные разработки жизнеспособными для ряда отраслей.

Дирижабли
0