Каждое 22 марта, в День Весеннего Равноденствия моя бабушка по отцу Дарья Петровна пекла жаворонков. Это такое печенье в виде птичек. Бабушка Даша давала мне птичку в руки, мы подходили к окошку и пели:
- Жаворонки, прилетите!
Весну принесите!
Весна придёт,
Мороз уйдёт!
А потом садились пить чай с бабушкой и печеньем (силлепс, лингвистическая шутка, если что).
И каждый год бабушка рассказывала мне одну и ту же историю : "Это не просто птички, это помин душ воинов Севастийских. В Армении, в городе на озере Севан, было 40 воинов, принявших веру христианскую. А начальник их Агриколай исповедовал веру языческую. И вот, после победы в бою, приказал Агриколай принести жертву богам языческим в благодарность за помощь в ратном труде. Христиане отказались и вознесли молитву Иисусу Христу.
Разгневался Агриколай и повелел запереть ослушников в тюрьму. На следующий день вызывал их к себе по одному и соблазнял деньгами и чинами, но никто из воинов не предал веру христианскую.
Тогда приказал военачальник пытать солдат холодом. Вывели их раздетыми на озеро Севан и оставили стоять в ледяной воде. А на берегу баню растопили.
Не выдержал один из воинов, кинулся к горячей бане, да упал замертво на пороге.
Другие же воины молились богу истинному, и стала вода в озере теплою, и появился над каждым из них венец. Увидел это один из стражников, сорвал с себя одежду и присоединился к молящимся, и снова стало их сорок.
Разъярился тогда Агриколай и приказал казнить отступников от веры языческой казнью лютою. Камнями велел их закидать. Но камни все мимо летели, ни один не попал в верующих, а вот Агриколаю прилетел один в голову.
Пуще прежнего стал гневаться военачальник и приказал сжечь их заживо.
Сожгли сорок воинов, а кости их в озере утопили. И было это аккурат в День Весеннего Равноденствия.
И попали мученики на небо, и стоят они сейчас подле Престола Божьего, за верность вере и за любовь к Иисусу Христу. И каждый год на помин их сорока душ пекутся сорок жаворонков".
Вот такую историю рассказывала мне бабушка, пока мы пили чай с ней и печеньем.
Когда мне было 16 лет, бабушка умерла. Я очень тосковала и на следующий День Мучеников Севастийских попросила маму испечь мне жаворонков.
Печенье получилось удивительно вкусным - сладким и сдобным. А у бабушки птички всегда были пресными и жёсткими, как картон. Сгрызть их можно было, только предварительно размочив в горячем чае. Мне всё детство давали именно таких жаворонков и я считала, что так и должно быть.
Я спросила у мамы, почему её жаворонки не такие, как у бабушки.
- Эх, Иришка, разве мы тебе не рассказывали, что родители Дарьи Петровны умерли от голода в 20-ые годы. Голодающее Поволжье, помнишь эти слова? Вот это про них, про твоих прабабушку с прадедушкой. И про их трёх детей, которые тоже от голода умерли. Одна бабушка Даша чудом выжила. Восьмилетней девочкой взяли её чужие люди в прислугу. Гусей пасти, люльку качать, в проруби стирать. Голодала она всё детство, вот и привыкла продукты экономить. Печенье у неё - мука да вода, поэтому и невкусно.
Я вспомнила, как совсем маленькой девочкой пыталась разогнуть скрюченные бабушкины пальцы, а они не разгибались. А бабушка говорила :" И не пытайся даже, это от холодной воды".
Потом я вспомнила, как бабушка ела шоколад. Плитку она ела больше месяца, деля каждый квадратик на 4 части, и лакомилась по крошечке, закрывая глаза от удовольствия.
Я очень многое поняла тогда в моей бабушке.
Сегодня, 22 марта, я буду работать весь день. Поэтому ещё вчера, накануне Дня Весеннего равноденствия я испекла 46 жаворонков. По одному на душу каждого Севастийского воина, на ушедших от голода моих прабабушку с прадедушкой и их троих детей, и на мою любимую бабушку Дашу.
Они все мученики. Пусть им там будет хорошо!
А что вы знаете про детство своих бабушек и дедушек? Расскажите, пожалуйста, это очень важно, это наша история.