Найти в Дзене
Дядя Гиляй

«Парабола Ладовского»: Новая Москва 100 лет назад

Расширение территориальных границ Москвы — один из стратегических мегапроектов современной столицы — новый вектор градостроительного развития и урбанизации территории.

Между тем, когда углубляешься в тему развития современного проекта «Большая Москва» («Новая Москва»), невольно возникают ассоциации и параллели с идеями, предложенными почти столетие назад.

Карта новых территорий Москвы, 2012 г.
Карта новых территорий Москвы, 2012 г.

Начну с того, что основной целью проекта «Большая Москва» стало стремление изменить традиционную систему Московской агломерации: упорядочить градостроительное зонирование, создать на присоединенных территориях Троицкого и Новомосковского округов ярко выраженную административно-правительственную специализацию.

Несмотря на амбициозный подход и новаторские решения, применяемые в ходе развития урбанистического проекта, в нем отчетливо прослеживается преемственность идеи выдающегося советского архитектора, одного из творческих лидеров рационализма Н.А. Ладовского.

Мало кто знает, что именно его авторству принадлежит незаслуженно забытый один из ранних планов градостроительного развития Москвы, который предшествовал знаменитому Генплану реконструкции 1935 года.

Архитектор Н.А. Ладовский со студентами ВХУТЕМАСа, 1922 г.
Архитектор Н.А. Ладовский со студентами ВХУТЕМАСа, 1922 г.

Николай Александрович Ладовский считал, что в радиально-кольцевом плане города кольца вынуждены разрастаться, что неминуемо приведет к коллапсу.

Он же предлагал «разомкнуть» одну из существующих окружностей, к примеру, Садовое кольцо, и дать Москве возможность динамического развития в заданном направлении, другими словами, развивать осевое территориальное планирование.

Схема городского планирования, предложенная Н.А. Ледовским в 1930 г.
Схема городского планирования, предложенная Н.А. Ледовским в 1930 г.

По его мнению, Москва должна была уйти от окружностей, приняв в скором времени форму параболы, с безусловным сохранением исторического центра как её фокуса. Осью же, согласно выдвинутой теории Ладовского, должна была стать Тверская улица.

А со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла бы соединиться с Ленинградом, образовав единую агломерацию с Северной столицей. Советский учёный акцентировал внимание на том, что центром должна выступать не точка, а именно ось — динамичная линия, вектор.

Таким образом, в конце концов центр имел шансы приобрести форму веера — область, растущую вместе с городом, отвечающую запросам агломерации.

Парабола Ладовского
Парабола Ладовского

Впервые «парабола» Ладовского была опубликована в 1930 году вместе с его статьей. В ней архитектор давал развернуто теоретическое обоснование принципиально новой планировочной схемы развивающегося города.

Согласно теории, центр развивался по оси параболы, к нему примыкали жилые районы, за которыми уже размещались промышленные территории и зеленые зоны.

Новая планировочная схема объединяла в себе достоинства радиально-кольцевой и поточно-функциональной схем, согласно которой промышленные предприятия должны располагаться параллельно жилой застройке, но в то же время не имела очевидных для архитектора недостатков.

Зонирование городского пространства, предложенное Н.А. Ладовским
Зонирование городского пространства, предложенное Н.А. Ладовским

Сам Ладовский рассматривал город как взаимосвязанную урбанистическую среду, не видя в нем конгломерата площадей и широких проспектов. Другими словами, совсем не то, что мы видим сейчас.

Это видение распространилось на все уровни его подхода к структурированию городского пространства. Впоследствии именно Ладовский стал автором концепции «гибкий город», описывающей динамичное развитие городского пространства, представляющей город как растущий урбанистический организм.

Модели и проекты градостроительной организации динамического пространства Н.А. Ладовского, 1930-е
Модели и проекты градостроительной организации динамического пространства Н.А. Ладовского, 1930-е

В 1929 году на заседании Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ) Ладовский представил доклад «Москва историческая и социалистическая», где обосновал принципиально новую схему роста новой Москвы. 

«Понятие роста не может быть сведено к механическому увеличению территорий, ширины проездов, этажности и т.п. Рост надо понимать как органический, на разных этапах своего развития представляющий различный не только количественно, но и качественно организм. Между тем все имеющиеся до настоящего времени проекты «Большой Москвы» рассматривают вопрос исключительно с количественной стороны и потому страдают основным пороком – механичностью», – говорил Ладовский.
Н.А. Ладовский. План реконструкции Москвы («Парабола»). Генплан 1932 г.
Н.А. Ладовский. План реконструкции Москвы («Парабола»). Генплан 1932 г.

Архитектор использовал свою «параболу» в конкурсном проекте на реконструкцию Москвы 1932 года. Тогда проект вызвал широкий интерес, многие коллеги отмечали оригинальность мысли, предложенных идей.

Однако проект Ладовского оказался невостребованным — сталинский Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, разработанный под руководством архитекторов В.Н. Семёнова и С.Е. Чернышёва, закрепил уже устоявшуюся кольцевую структуру.

Смелую «параболу Ледовского» признали нереалистичной, автора обвинили в формализме, а новые растущие районы Москвы продолжили наращивать по радиально-кольцевому принципу.

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Архитекторы В. Н. Семёнов и С. Е. Чернышёв. Утверждён 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Архитекторы В. Н. Семёнов и С. Е. Чернышёв. Утверждён 10 июля 1935 года постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР

Мало кто знает, что в Москве сохранился памятник незаурядной инженерной мысли советского архитектора.

Дело в том, что Николай Александрович был одним из авторов, работающим над архитектурным обликом первой линии Московского метрополитена, открытой 15 мая 1935 года. В частности, по его проекту был построен южный вестибюль станции «Красные Ворота» Сокольнической линии.

Макет южного павильона станции метро «Красные ворота», 1930-е.
Макет южного павильона станции метро «Красные ворота», 1930-е.

Уличный павильон построен в форме сложного портала, состоящего из четырех полуокружностей, сильно напоминающих чертежи его знаменитой урбанистической «параболы»:

Центральная арка — стена Московского Кремля, над ней Китайгородская, затем Бульварное кольцо, а сверху – Садовое. Официальная же версия представляет южный павильон как образ тоннеля метро в перспективе. 

Вид на вход в южный павильон со стороны Садового кольца, 1930-е.
Вид на вход в южный павильон со стороны Садового кольца, 1930-е.

По мнению современных архитекторов, облик наземного павильона станции «Красные Ворота» выглядит современно и лишен связи с архитектурой 1930-х, что выгодно отличает его от ряда других примеров той же Сокольнической линии.

Архитектор Константинос Доксиадис, 1960-е
Архитектор Константинос Доксиадис, 1960-е

Интересно, что в 1960-е годы «парабола Ладовского» проявилась в концепции греческого архитектора Константиноса Доксиадиса, который в основу своего «динаполиса» заложил планировочную схему архитектора из СССР, сославшись на его труды и опубликовав в мировой печати сообщение о «динамичных городах» Н.А. Ладовского.

Карта присоединенных территории — ТиНАО «Новая Москва», 2012 г.
Карта присоединенных территории — ТиНАО «Новая Москва», 2012 г.

Очевидно, что одна из приоритетных задач урбанистов нашего времени — развить и дополнить уникальные планы людей, стоявших у истоков строительства новой Москвы, чьи идеи когда-то опередили свое время.

Было интересно? Подписывайтесь!

Telegram: t.me/gilyarovski