В прошлой статье я рассказал Вам о неочевидных и скрытых потребностях, которые заставляют собирать команды, и о том, как это может негативно сказаться на Вашем деле. Если не читали, рекомендую прочитать.
В этот раз обсудим, как можно обойтись почти без команды, а точнее – как она соберётся сама собой.
Есть мнение, что когда только начинаешь своё дело, всё нужно делать самостоятельно. Противоположным этому мнению является позиция, что должна существовать команда, между членами которой можно распределить задачи.
Первое мнение обосновано, но токсично. Нет более быстрого способа загонять себя и выгореть, заставить не любить своё начинание, чем взвалить на себя все заботы, разрываясь между управлением и производством, маркетингом и ведением социальных сетей. Энтузиасты возразят, что первое время управятся со всем сами, но я задам встречный вопрос – на сколько Вас хватит и какой уровень награды за труды ожидаете получить от своего дела в период, когда почти всю выручку нужно будет вкладывать обратно в бизнес?
Вторая позиция не менее обоснована, но возникает другой вопрос – где взять команду? Есть ли в моём окружении специалисты в той или иной области, которые мне нужны? А если и есть, то будут ли они достаточно вовлечены в работу над моим делом (а не заниматься им по остаточному принципу), гореть им также, как горю я?
Тут еще возникает риск здорово испортить отношения с членами семьи, друзьями и знакомыми, если партнёров в свою команду Вы набрали из их числа. Ранее им уже присвоен статус брата/сестры/племянника/друга и т.д., и новое их звание в ваших отношениях может стать последним.
У этих вопросов есть несколько решений. Но сегодня мы сконцентрируемся на том, которое вынесено в заголовок данной статьи.
Попробуйте ответить на вопрос – что будет, если я делегирую каждый из аспектов своего дела не своим со-командникам, а профессионалам, которые занимаются тем или иным делом много лет? Уже вижу, как Вы представляете команду технократов, каждый из которых щёлкает задачи как орешки и Ваша компания возвышается над конкурентами. План, который я предлагаю, выглядит почти также.
Ваши ресурсы лежат не в поле доступных Вам людей, а в поле коммерческой интеграции. Тут мы подходим к понятию «solopreneur», о котором я говорил в прошлой статье. По своей сути, solopreneur – это не просто предприниматель, который действует в одиночку, а интегратор. Он интегрирует возможности разных компаний для достижения целей своей компании. По сути, он нанимает другие компании вместо сотрудников.
Быть первым в деревне, а не вторым в городе
Есть разные способы, как добиться целей солопренерства. Остановимся на той, которая, согласно моему подходу к таким вопросам, начинается с мышления. Даже если Вы один в своей компании: и руководитель и работник, что Вас отличает от любого другого сотрудника любой другой компании? — Тот факт, что Вы – её учредитель. Вы – директор, глава компании. Пусть маленькой, пусть состоящей из одного человека, но Вы – уже первый. Данный факт ставит Вас в одну линию с другими директорами, учредителями и первыми лицами других организаций.
Конечно, это не значит, что следует требовать аудиенции с директором любой компании, с которой собираетесь работать, но принадлежность к этой общности Вы в полном праве осознавать.
Кого в таком случае следует принимать в свою команду? Верно, других первых лиц. А если быть более точным, в Вашу команду будут входить другие компании, которые будут выполнять ту или иную необходимую работу. Вы приобретаете право делегировать свои задачи другим предпринимателям.
Само собой, это не бесплатно. Ваше делегирование будет оценено в определённую сумму. Но, если делегирование проведено корректно, а его результаты отслеживаются и обсуждаются, эти вложения окупятся.
Разбираем и собираем Ваш бизнес
Я не призываю Вас огульно покупать услуги других компаний и ждать, что от этого бизнес начнёт расти. Напомню: Вы интегратор, а не клиент и, точно, не сторонний наблюдатель. Важно правильно разбить дело на «блоки» — достаточно мелкие, чтобы из них можно было выделить конкретные функции и задачи, но достаточно большие, чтобы их можно было делегировать другой компании для адекватную стоимость. Напомню, при таком делегировании Вы приобретаете компетенции целой компании, а не одного работника, поэтому блоки должны быть достаточно крупными.
Определение данных блоков можно провести путём простого функционального бизнес-анализа. У Вашего бизнеса, как системы, есть входы (напр.: потребность клиента), выход (товар на продажу), производственные элементы (само производство, закупка материалов для перепродажи и т.д.), обслуживающие элементы (напр.: финансовый блок, логистика, таможенное оформление) и, конечно же Вы. Выделив функции (но не процессы!), мы можем объединить схожие в один блок (например: логистика+таможня+склады – это один блок). Подсказкой послужит анализ потенциальных контрагентов – какие комплексные услуги они готовы предложить (напр.: очень часто логистические компании берут на себя функции по таможенному оформлению).
Выделив блоки, Вы получите набор, как из конструктора, из которого состоит Ваш бизнес. Следующей важной задачей станет выделение сквозных процессов, то есть процессов, выходящих за один блок. Ответьте себе на вопрос: какой вход у того или иного блока? «Выход» из рассматриваемого блока ведет в какой «вход» другого блока?. Где процесс пронизывает сразу несколько блоков?
Полученные данные помогут выделить конкретные потребности для делегирования. И не забудьте о себе! Какую функцию Вы выполняете в этой системе? Скорее всего, ответом будут: связывание всех блоков в единую систему, поддержание своевременности результатов работы каждого блока и получение обратной связи.
Грамотный консультант поможет Вам в том, чтобы корректно выделить нужные блоки и определить, какие требования Вы должны предъявить к своему контрагенту, а также описать все бизнес-процессы, как внутри каждого блока, так и сквозные. И, конечно же, корректно играть роль интегратора.
Переговоры
Так как статус солопренёра и интегратора придаёт новые возможности и новые задачи и, как я писал выше, позволяет Вам включать в команду целые бизнесы, будьте готовы к тому, что со временем Вы станете больше, чем рядовым клиентом для любой партнёрской компании. Появится возможность говорить об особых условиях для бизнеса, а Вашим визави станет одно из первых лиц компании или регионального отделения.
Очень важно готовиться к переговорам и встречам с Вашими контрагентами. Не буду долго останавливаться на этом – это тема для отдельной статьи. Помните, что каждый контрагент, с которым Вы будете работать и вступать в переговоры (в этом или в обратном порядке) – это потенциальный член Вашей команды. Длительное партнёрство на рынке способно связать людей крепче, чем обычное дружеское знакомство.
По этой и смежным темам можно сказать еще очень многое. Следите за обновлениями и подписывайтесь на канал.
А если у Вас есть конкретный запрос – Вы всегда можете обратиться ко мне.
👉 Задать вопрос, познакомиться поближе и поделиться своей проблемой можно в Телеграм: @sokratis9
__________
Все кейсы и примеры из практики размещены с согласия действующих лиц. Имена, названия компаний и брендов изменены. Все материалы ни коем образом не претендуют на полноту истины, не являются руководством к действию или бездействию.