Найти тему
История в подлинниках

Когнитивные искажения: как наш мозг обманывает нас

Не верьте своим глазам, не верьте своим ушам, не доверяйте ни единому чувству. Что бы вы не ощутили в данную секунду, таковым на самом деле не является. Мы всегда видим в окружающем мире лишь отражение собственной психики.

Сегодня мы поговорим о когнитивных искажениях, которые в той или иной степени переживал каждый из нас. Представляем вашему вниманию неколько наиболее интересных эффектов.

Выборочность наблюдения

Случайности неслучайны – говорим мы, замечая вокруг себя знаковые события. Что ж, это может быть правдой, но зачастую это всего лишь очередная ловушка нашего мозга.

У вас бывало ощущение того, что вас преследуют определенные события или ситуации. Так, человек находящийся в тревоге замечает вокруг себя большое количество черных кошек, похоронных процессий, других опасных предзнаменований.

Другой пример. Беременная женщина наверняка видит вокруг себя множество семей с новорожденными, колясками, других беременных.

Это совершенно не значит, что события формируются под вашу реальность. Это значит лишь то, что в определенных ситуациях наш мозг начинает воспринимать окружающую действительность выборочно. Словно направляя прожектор на значимые в этот момент ситуации.

Отсюда ощущение, что это не просто совпадение, а что-то предопределённое, слишком много всего «неожиданно» появляется.

Эффект владения

В 1990 году Ричард Талер, Джек Кнетч и Даниэль Канеман провели интересный опыт. Собрали группу студентов. Половине из них раздали дешевые кружки и объявили, что они теперь принадлежат им.

-2

Через пару дней снова собрали ту же группу вместе и спросили тех кому не досталось кружек, за какую сумму они согласились бы их купить. Счастливых обладателей же спросили, за сколько они согласятся их продать.

Ответы показали крайне интересный эффект. Никто не соглашался потратить на дешевку больше двух долларов, а те, кто должен был продать, не соглашались уступать их дешевле пяти.

Таким образом был зафиксирован еще один механизм нашей психики. Обладание чем либо является для нас само по себе ценностью. И реальная стоимость вещей здесь не имеет никакого значения.

Мы всегда оцениваем, то что у нас уже есть выше, чем оно стоит на самом деле. Цена товара, установленная его владельцем, будет значительно превышать ту, по которой он сам согласился бы купить аналогичный продукт.

Именно поэтому нам так тяжело порой избавляться от совсем уже не нужных вещей. Загляните в свой шкаф. Вы поймете, что это на самом деле так.

Каскад доступной информации

Одно из самых опасных когнитивных искажений. Сегодня им постоянно пользуются разного рода ньюсмейкеры, для формирования так называемого общественного мнения.

-3
Каскад информации - самонарастающий процесс, при котором коллективная вера во что-либо становится тем сильнее, чем чаще происходит повторение этого утверждения в обществе.

Корни этого эффекта лежат в том, что человек существо социальное и на подсознательном уровне ищет защиты (или правды) у своей стаи. В современном мире это усугубляется тем, что информации нам поступает столько, что адекватно обработать её всю нет никакой физической возможности.

Поэтому человек начинает подсознательно доверять тому, о чем больше говорят.

«Повторяйте нечто достаточно долго, и это станет правдой».

Генерализация частных случаев

Часто мы делаем общие выводы на основе единственных случаев.

-4

Эта особенность нашего мышления привела к появлению разного рода предрассудков. Классический пример – когда поведение единственного индивида из какой-либо, явно отличающейся от нас, расовой группы экстраполируется на всю группу в целом.