Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.
Все изделия, рисунки и фотографии выполнены автором.
Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования, информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.
Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!
Будьте здоровы и хорошего всем настроения!
Понемножку начинаю возвращаться к вырезанию деревянных ложек. Недавно сделал три ложки и сейчас, так сказать, в дизайн-проекте есть еще полтора десятка идей по изготовлению. Какие-то из этих идей будут воплощены в ближайшее время, что-то будет сделано попозже, что-то будет воплощено в очень отдаленном будущем, а что-то, может быть, не удастся воплотить в этой жизни. Но в любом случае, наличие идей – это очень хорошо. При моих темпах изготовления, такого количества идей мне хватит примерно на 3-4 месяца, но это не значит, что после этого жизнь зайдет в тупик и надо будет переключаться на другие вещи или иное творчество. Наличие этих идей является своеобразным буфером, подушкой безопасности, дающей некоторые направления, в которых планирую двигаться в ближайшее время. Какие-то из этих идей появились с полгода назад, какие-то уже ждут своей очереди несколько лет. Но по мере реализации идей из имеющегося пакета, появляются новые перспективные проекты, некоторые из них откладываются на потом, а другие реализуются в первую очередь.
Сейчас есть популярный мем, о том, что у самурая нет цели, а есть только путь. В моем хобби есть путь, который выражается в воплощении новых идей при изготовлении резных изделий и совершенствование навыков резьбы. Этот путь никогда нельзя пройти полностью, так как если у вас закончились идеи и вы не видите своего несовершенства, то у вас пропало творчество, а осталось одно ремесло, причем в наихудшем значении этого слова. Но одновременно этот самый творческий путь и является целью, которая выражается именно в стремлении самосовершенствоваться, развиваться и делать новое. Да, есть еще некоторые второстепенные цели, которые могут реализовываться по мере прохождения пути, в частности это популяризация (известность) себя как творца (с маленькой буквы…), это возможность дарить свои творения, это возможность получения некоторого (пусть небольшого) заработка.
Но это всё пока еще далеко от конкретного описания того, чему в этот раз я хочу посвятить свой пост. Поэтому перехожу ближе к теме сегодняшнего разговора – а именно в появлению и реализации одной из идей, появившихся у меня в относительно недавнее время.
Как говорил один из известных древних врачевателей: «Всё есть яд и всё есть лекарство. Всё зависит только от места, способа, времени и дозы». То есть всё определяется тем, что, как, когда и сколько вы употребите. Например, змеи охотятся и обороняются при помощи своего, змеиного, яда. Если получить укус змеи, то можно очень и очень сильно пострадать, а то и сыграть, как говорится, «в ящик». Но одновременно змеиные яды являются сильнейшими имуномодуляторами, противовоспалительными средствами, и много чем ещё. Главное надо знать как, когда, куда и сколько применить. Именно о том что змеиный яд может быть лекарством уже знали древние целители, не зря издавна символом медицины является змея обвивающая посох Асклепия, или змея склонившаяся над чашей и дающая яд.
Змея является одним из знаков по восточному (японскому, китайскому) календарю и можно подождать пару лет и изготовить ложки (ну или сувениры) с изображением змей к этому году. Но до этого еще далеко. А вот идея воплотить змею именно как символ медицины пришла ко мне недавно и я решил не откладывать воплощение этой идеи в долгий ящик. Поэтому приступаю к реализации.
Воплощать свою идею буду из древесины сливы. На это есть несколько причин.
Во-первых, этой древесины у меня сейчас больше всего.
Да, у меня есть и другие породы древесины под руками (береза, яблоня, вишня, дуб, орешник, боярышник), но буду делать именно из древесины сливы. И на это есть вторая причина.
А во-вторых, древесина сливы имеет ярко окрашенную ядровую часть и очень светлую (но не белую!) заболонь. Вырезая змею можно попытаться добиться переходов цвета от темной спины к более светлому брюшку и от змеи к чаше.
Беру поленце и отпиливаю нужный кусочек, окоряю и раскалываю на две половинки.
Одну откладываю на потом, а со второй и буду работать.
Чтобы получить спину змеи с тёмным верхом, придется сориентировать будущую ложку в поленце внешней (лицевой) частью к центру. А это не есть очень хорошо, так как возрастает риск расщепления кончика черпала, близкого к сердцевине. Но красота требует жертв, поэтому немного поступимся функциональностью ради большей декоративности.
Топором вырубаю баклушу.
Рисую проекцию будущей чаши (черпала ложки) и ручки в виде извивающейся змеи.
Такая ручка будет не очень удобна с функциональной точки зрения (держать в руках), но опять же повторюсь – в данном случае важнее реализация самой идеи, как декоративного предмета, хотя вполне возможно будет пользоваться и по прямому назначению (употреблению пищи).
Для облегчения удаления излишков древесины выполняю ряд надпилов.
И топором же произвожу очередное обкалывание-обтесывание.
В местах извивом сверлю ряд постепенно уменьшающихся отверстий: 14, 10, 8 и 6 миллиметров, соответственно.
Делаю еще пару надпилов, выделяя голову змеи. Закрепляю заготовку в своём приспособлении и произвожу выборку углубления черпала.
Начерно углубление готово, можно переходить к работе с ручкой – телом змеи.
Первым делом надо ещё удалить достаточно большой объём древесины по толщине – фактически уполовинить по толщине будущую ручку.
Но тут есть небольшая неудача. Впрочем это было весьма ожидаемо – первый изгиб змеи идет практически поперёк волокон древесины, поэтому прочность его невысока. Планировалось сначала убрать излишки, и только потом заняться укреплением этой части. Но не сложилось – сломалось раньше.
Так как ложка будет в первую очередь декоративная, то не отправляю заготовку на выброс, буду чинить. Сначала склеиваю клеем ПВА, а затем сверлю отверстие под деревянный шпунт.
В качестве шпунта использую отрезок бамбуковой палочки для суши, он имеет как раз подходящий диаметр в 5 миллиметров.
В принципе, можно было бы вместо деревянного шпунта использовать металлический, скажем отрезок шурупа-самореза. Но мне не нравится сама идея применения в деревянной ложке металлического крепежа. Да, я могу использовать металл при изготовлении деревянных ложек, но только в качестве некоторого декоративного элемента. Да и то в этом случае не применяю чёрный металл, а использую цветной (медь, алюминий, титан).
Вклеиваю шпунт и оставляю на ночь для просушки.
За ночь, проведённую в сухом помещении, заготовке приходится расплачиваться – появилась трещина в черпале.
Нельзя сказать, что неожиданно – вероятность была весьма велика, учитывая как ориентацию ложки в поленце, так и породу самой древесины. Ну сказался ещё мой авось – всё дело в том, что обычно при вырезании ложки из древесины в такой ориентации, я обычно произвожу стягивание черпала бечевкой, а тут я этим пренебрег. Пренебрег по той простой причине, что древесина казалась достаточно хорошо просушенной, и не ожидалось появления новых трещин. Но не угадал. Придётся это лечить.
Есть собственно говоря два метода лечения – «терапевтический» и «хирургический». В первом случае трещину можно заклеить (скажем, эпоксидной смолой), а во втором – применить оперативное вмешательство и частично удалить, уменьшить величину черпала до непострадавшей части. Выбираю второй вариант лечения – немного обрезаю чашу по краям.
С черпалом ложки закончено, возвращаюсь к доработке держальной части – вырезаю тело змеи.
Ещё раз как следует проклеиваю трещину, которую не удалось точно совместить.
И тщательно отделываю тело змеи. Решил не вырезать чешую на теле, а обозначить её за счет небольших ямок, выбранных крутой полукруглой стамеской. Аккуратно вырезаю голову, обозначая глаза, ноздри, зубы.
Тщательно зашлифовываю всю поверхность ложки. При этом черпало довожу до полной гладкости, а тело самой змеи оставляю с выбранными ямками. Чтобы усилить выразительность глаз, втираю в углубления сажу от жженной корковой пробки. И ещё раз тщательно зашлифовываю поверхность.
В очередной раз проявляется недостаток выбранной ориентации – за следующую ночь появилась ещё одна трещина. Эту приходится уже лечить «терапевтически» (эпоксидной смолой).
Ложка готова к завершающей отделке. Прогреваю в печи при 130 °С и горячую ложку окунаю в льняное масло.
Пропитываю, оставляя в масле на пару часов. Обсушиваю на воздухе, давая стечь излишкам масла, и ещё раз прогреваю для полной полимеризации масла.
За время этих термических процедур появилась ещё одна небольшая трещинка в черпальной области, проходящая через сердцевину ствола, и идущая ровно посередине черпала. К сожалению, такую трещину лечить уже поздно – эпоксидная смола непонятно как сможет ужиться с пропитанной маслом древесиной. Придется оставить эту ложку с таким дефектом. Учитывая количество дефектов на этом изделии, это будет чисто декоративный экземпляр. Да будет так!
Но своё авторство скрывать не буду – на тыльной стороне ставлю своё именное клеймо.
Ложка готова, отправляется в свою самостоятельную жизнь – пусть лечит, а не калечит!
Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!