Найти тему
Невыдуманный Китай

Если б я был султан, я б имел трех сяо сан

Семья в Китае - исторически государство в государстве. Конфуцианская идеология наложила огромный отпечаток на этот институт. Однако жизнь не стоит на месте. Многое меняется.

Например, браки по принуждению признаются недействительными, за насилие над женой в браке можно не только половину имущества потерять, но и быть обязанным выплатить ей крупную денежную компенсацию, многоженство тоже официально карается с 1971 года.

А с 1950, то есть практически с момента образования КНР, супруги признаны во всем равными в правах и обязанностях.

Однако. Привычки, которым уже не одно тысячелетие, так просто не изжить. Я имею в виду традицию богатых людей заводить себе «сяо сан», то есть содержанок, постоянных любовниц, наложниц - называйте, как хотите. Суть та же.

Исторически тысячи наложниц при одной официальной жене-императрице мог себе позволить только император.

Знатные люди, как правило, имели одну главную жену и еще пару наложниц.

Сразу подчеркну: служанки, которых хозяин вполне мог «осчастливить» вниманием, не считались наложницами. Наложницами были только те, кто находился в этом статусе официально и был на полном постоянном содержании у своего благодетеля.

Их дети юридически считались детьми первой, то есть главной жены. Она могла решать их судьбу, не спрашивая мнения матери ребенка. В свою очередь, главная жена подчинялась мужу. И вынуждена была во всем считаться с его мнением.

Наложница могла занять место главной жены, если та умерла, была бесплодна или рожала только девочек. А могла и не занять, если господин и повелитель того не желал или решил жениться на ком-то еще. Тогда уже новая «основная» жена начинала распоряжаться судьбами официальных наложниц и их детей (с позволения мужа).

А вот бедные люди часто и одной жены себе позволить не могли. Их уделом было одиночество или роль второго, третьего мужа.

В Тибете, кстати, до сих пор практикуется многомужество. И не только там. Ряд малых народностей Китая также до сих пор не отошел от этой традиции. Государство смотрит на подобное сквозь пальцы, считая культурными особенностями, и не наказывает.

Тем более, что народности эти относительно основной массы ханьцев малочисленны, практика подобная даже среди малых народов в настоящее время все-таки далеко не повальная, и в огромной густонаселенной стране «погоды не делает».

Однако еще в 18-19 веках многомужество в Китае было очень распространенной практикой среди бедноты. К примеру, не можешь ты семью содержать достойно, стал инвалидом или заболел, бесплоден или нерачителен в хозяйстве - жена твоя имеет законное право привести в дом более молодого и сильного работника, а то и двух, наградой которым будет ее физическая благосклонность, крыша над головой и еда. Богатые же китайцы считали многомужество уделом плебеев и не практиковали.

Но вернёмся в Китай современный.

Несмотря на то, что официально многоженство запрещено законом, да и измены в браке отнюдь не поощряются, это распространенная практика среди состоятельных людей, один из вариантов показать свой высокий статус.

Кто же такие сяо сан? Это стройные и привлекательные внешне девушки 20-30 лет. Редко старше. Они не работают и находятся на полном финансовом обеспечении своего покровителя. Он снимает барышне квартиру в хорошем районе, ежемесячно выдает определенную оговоренную сумму на жизнь и прочие расходы, а также делает ей дорогие подарки: драгоценности, автомобили и так далее.

У очень состоятельного мужчины таких содержанок может быть достаточно много. Причем, одновременно. Главный критерий - финансовые возможности мужчины. Не факт, что со всеми из них он регулярно реализует свои «права» в плане физиологии. Скорее нет, чем да. Это, в большей степени, вопрос именно статуса из разряда «могу себе позволить». Как 50 машин в гараже. Вовсе не обязательно на них ездить. Тем более каждый день. Достаточно иметь и периодически нужным людям показывать.

Сяо сан не прячут и не скрывают от общественности. Только от жены и ее родни. Все-таки сохранять лицо - опция обязательная для любого китайца. Однако, находясь в деловой командировке, крупный бизнесмен нередко прихватывает с собой вовсе не жену, а такую постоянную подругу. Или одну из подруг.

Разумеется, он не будет в открытую заявлять, что это его любовница. Но всем и так понятен статус барышни. По умолчанию. Формально же она может быть представлена как угодно. Секретарь, переводчик, личный ассистент, консультант и так далее.

В большинстве случаев жена все-таки не знает о наличии сяо сан. Максимум - догадывается. Измены китайские женщины, как правило, не прощают, и мужчину ждут огромные проблемы. В том числе финансовые.

Но бывают случаи, особенно если у жены и мужа общий бизнес, когда, согласно внутренней договоренности, муж заводит себе сяо сан с согласия жены. Не редки варианты, когда она же и подкладывает под него подходящих ей барышень, инициируя случайное знакомство без ее присутствия, с целью держать этот вопрос под контролем, раз уж избежать не получается. Но это все-таки не самые частые варианты.

В целом институт любовниц - это взаимовыгодное сотрудничество. Богатый мужчина получает молодое и ласковое тело без формальных обязательств за свои весьма немалые деньги, а девушка всячески старается ему угодить, чтобы получать от него все более дорогие подарки и побольше денег.

Но статус подобной барышни крайне шаткий. В любой момент ее могут сменить на более молодую или более задорную ровесницу. А то и на девушку старше, зато умнее и представительнее. Среди сяо сан, профессиональных любовниц, тоже есть свои негласные «ранги».

Умная любовница все то время, что покровитель в ней заинтересован, во-первых, маниакально заботится о своей внешней привлекательности. Во-вторых, инвестирует в свое развитие, чему-либо обучаясь. В-третьих, скурпулезно откладывает деньги, копит их, кладет в банк под проценты, покупает ценные бумаги, в идеале - выпрашивает у покровителя собственный бизнес. В-четвертых, старается любыми способами выманить как можно больше денег и дорогих подарков.

Но главное - копит компромат с целью последующего шантажа, когда мужчина решит с ней расстаться. Все китайцы об этом знают. Стараются «не палиться» и как можно меньше рассказывать своим любовницам, но многие, даже очень крупные начальники, на этом уже погорели и продолжают регулярно «гореть».

В юридической практике есть даже термин «противодействие коррупции с помощью сяо сан». То есть через любовниц находить и разоблачать коррупционеров. Что нетрудно в случае, если при расставании крупный чиновник заплатил не те отступные, что хотела барышня, она вполне может настучать на него, куда следует, и тогда неизбежный развод с женой и дележка нажитого плюс компенсация жене за измену покажется ему цветочками и раем на земле. Потеря чина/места и репутации будет реальной и необратимой катастрофой.

Однако не все так радужно для девушек: слишком обнаглевшая сяо сан может в один, отнюдь не прекрасный для нее день, попросту исчезнуть с лица земли. Никто ее не найдет, да и искать особо не будет. Чаще всего, это девушки из бедных семей, переехавшие из деревни в город в поисках лучше жизни, или горожанки, не сумевшие/не пожелавшие пробивать себе дорогу в жизни как-то иначе. Но тоже не из богатых семей, а семей с достатком ниже среднего. Богатым девочкам нет нужды идти в любовницы.

Успешная любовница начинает свою карьеру лет в 20, будучи студенткой (студентки ценятся выше вчерашних крестьянок или необразованных горожанок), до 30 успевает сменить несколько покровителей, каждый из которых богаче и влиятельнее предыдущего, нередко обзаводится собственным бизнесом, официально купленным на ее имя жильем, деньгами, дорогими авто, делает неплохую карьеру (богатый любовник вполне может пристроить протеже в фирму друга в рамках взаимозачетов) и к 30 уже выходит замуж, а до 35 рожает ребенка.

Причем, выходит, как правило, не за большого начальника-вдовца на много лет старше. Ей это уже не нужно. Чаще всего выходит за симпатичного ровесника-сослуживца с неплохими перспективами карьерного и финансового роста. Прошлое жены таких практичных молодых людей интересует крайне мало, если формально все было в рамках приличий и без громких скандалов с потерей лица. Гораздо больше их интересуют возможности невесты. Многим даже лестно иметь в женах бывшую пассию большого человека.

В социуме успешные любовницы не порицаются. Каждый зарабатывает, как умеет. Главное мерило - финансовый и социальный уровень. А вот над неудачливыми охотно посмеются.

Что же касается откровенно бедных или нищих мужчин, едва способных прокормить себя - никакие сяо сан им даже в фантазиях не светят. Им и одну официальную жену завести крайне сложно.

Китаянки практичны и не согласны на «рай в шалаше». Красивым обещаниям тоже не верят. Удел таких мужчин - случайные связи и недорогие «массажные салоны» с особыми услугами.

Простые китаянки, что работают на фабриках или в полях, любят мужчин работящих, ответственных, внимательных и щедрых.

Тащить на себе взрослого дяденьку-лентяя, детей, хозяйство и работу в статусе жены или, тем более, бесправной любовницы добровольно не будет никто.

Продолжение следует…