Повествовательная структура - это способ организации сюжета и персонажей в художественном произведении. В кино повествовательная структура определяет последовательность и связь сцен, диалогов, музыки и изображений на экране.
Традиционная повествовательная структура в кино обычно состоит из трех актов: зачин, развитие действия и развязка. В зачине зритель знакомится с главными героями, их целями и конфликтами. В развитии действия герои сталкиваются с препятствиями и противниками на пути к своим целям. В развязке герои достигают или не достигают своих целей, а конфликты разрешаются.
Однако не все фильмы следуют традиционной повествовательной структуре. Некоторые режиссеры экспериментируют с нетрадиционными композициями. Например, некоторые фильмы используют нелинейную повествовательную структуру, когда события показываются не в хронологическом порядке, а задом наперед или вперемешку. Такой прием может служить для создания интриги, напряжения или неожиданности, и более того, для развития персонажей. Примерами таких фильмов являются "Мементо" Кристофера Нолана, "Криминальное чтиво" Квентина Тарантино или "Изгой" Роберта Земекиса.
Другие фильмы используют множественную или параллельную повествовательную структуру, когда показывается несколько сюжетных линий одновременно или поочередно. Такой прием может служить для создания контраста, сравнения или связи между разными персонажами или событиями. Примерами таких фильмов являются "Бабел" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, "Облачный атлас" Ланы и Лилли Вачовски или "Джентльмены" Гая Ричи.
Некоторые режиссеры используют метаповествование или самосознательную повествовательную структуру, когда фильм отсылает к своему жанру, конвенциям или процессу создания. Такой прием может служить для создания юмора, пародии или критики кинематографического языка. Примерами таких фильмов являются "Адаптация" Спайка Джонзе, "Кабинет доктора Калигари" Дрю Годдарда или “Бёрдмэн” Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
Нетрадиционные повествовательные структуры могут быть использованы для разных целей: создания интриги, контраста, юмора или критики. Они также могут быть вызваны желанием режиссеров выразить свою индивидуальность, экспериментировать с формой или отразить сложность и многообразие реальности. Нетрадиционные повествовательные структуры являются одним из способов расширения возможностей кинематографического искусства и удивления зрителей.