Детские годы каждого человека неразрывно связаны с любимой музыкой. Одной из моих любимых групп в детстве и юности была «Руки вверх». Я все еще обожаю творчество этого музыкального коллектива. Почти каждая из песен Сергея Жукова и Алексея Потехина у меня связана с воспоминаниями из детства: «18 мне уже» - со школьным чаепитием, «Крошка моя» - с поездкой к родственникам на Урал, под песню «Ай-яй-яй, девчонка» в 8 классе я ставила танец, под песню «Девушки Востока» в 10 классе делали восточный танец, песни «Лучший парень» и «За своею мечтою» связаны с воспоминаниями о проведенном лете в деревне у бабушки, песня «Думала» звучала на моей первой дискотеке. Когда я слышу песни «Руки вверх», у меня сразу улучшается настроение и на лице появляется довольная улыбка. Вот это фото из интернета как нельзя лучше описывает мое состояние при прослушивании композиций двух талантливых музыкантов.
Немного расскажу об истории группы. В 1993 году Сергей Жуков и Алексей Потехин работали на радио «Европа плюс Самара», там они познакомились и создали группу «Mr. Ray Company», в 1994-ом году переехали в Тольятти, в 1995 – ом – в Москву. В 1996 году группа была переименована в «Руки вверх», записаны песни «Малыш» и «Студент», за короткое время они стали настоящими хитами и вошли в 10-ку хит-парада «Русского радио». Продюсером группы тогда был Андрей Маликов, а в состав коллектива также входили в разное время Елизавета Роднянская, Анастасия Кондрыкинская, Ирина Томилина. Успех коллектива возрастал: весной 1997 года исполнители выступили на мероприятии «Maxidance-2» и международном фестивале популярной музыки «НОН СТОП 97», в августе того же года приняли участие в международном фестивале «Танцующий город 97». В 1998-99 годах вышли альбомы «Сделай погромче!» и «Без тормозов» (последний был продан тиражом 12 000 000 копий). В конце 1999 года коллектив разорвал контракт с продюсером и ушел в свободное плавание, создав собственный лейбл «Пляшущие человечки», который в дальнейшем выпустил в свет поп-группы: «Турбо-мода», «Пацаны», «Revolvers», «Акула», певец Мерфи. Коллектив стал настолько популярен, что в 2000 году немецкая группа «АТС» записала кавер на песню «Песенка» под названием «Around the World» и вошла в топ-30 американского хит-парада и топ-20 английского. В августе 2006 года группа распалась из-за конкуренции с новыми молодыми коллективами и музыкальных разногласий. Сергей Жуков два года выступал под своим именем, а с 2008 года снова стал использовать название «Руки вверх», продюссировал певицу Акулу, группы «Фактор-2», «Сказка», «K.U.K.L.A.», «Opium Projekt». Кроме музыкального творчества, Сергей Жуков занимается бизнесом (открыл много баров под названием «Руки Вверх бар», кондитерскую «Любовь и сладости»), сыграл одну из главных ролей в сериале «Евгенич». Алексей Потехин в 2008 году работал над проектом «Трэк&блюз», в 2014 – создал группу «Поднимаем руки вверх», которую позже переименовал в «Потехин бэнд».
Группа «Руки вверх» прославилась в первую очередь своими танцевальными хитами: «Крошка моя», «Студент», «Чужие губы», «Думала», «18 мне уже», «Без любви», «Ну где же вы, девчонки», «Ай-яй-яй, девчонка», «Он тебя целует», «Маленькие девочки», «Половинка любви» и др. Но мне хотелось бы в этой статье написать о лирических композициях, их смысловом наполнении и художественных образах. Для себя я их разделяю на 3 группы: грустные песни о прошедшей любви и расставании («Последний поцелуй», «Вернись», «Лишь о тебе мечтая», «Не забуду я тебя никогда», «Полечу за тобою», «Алешка», «У реки девчонка», «Он не я», «Уходи», «10 лет», «Девочка из прошлого», «Увидимся во снах», «Последний поцелуй» - исполняемая дуэтом с группой «Hammali & Navai»), светлые романтичные песни о любви, наполненные нежностью («Девчонка», «Я не отдам тебя никому», «Баю-бай», «Здравствуй, это я», «Некрасивая», «Доброй, нежной, ласковой», «Не бойся, я с тобой», «Омут», «Милая моя»), добрые песни о любви и семье («Прости», «Назови его, как меня», «Мама»).
Одна из самых ранних песен группы – «Последний поцелуй» 1997 года - наполнена тихой грустью, тоской и одновременно любовью и теплом. Лирический герой называет любимую «нежностью цветов» и «забытой тайной». Она как фея природного мира:
Твой голос – ручей,
Глаза – словно омут весенний.
А время, проведенное вместе, «было похоже на сказку». Желание вернуть любимую очень сильно, но герой понимает, что это невозможно:
Последний поцелуй -
Так трудно оторваться.
Огонь свечи задуй,
И нам пора прощаться.
Прости меня за все,
Прости за все на свете!
Как жаль, что нам с тобой
Нельзя остаться вместе.
Ссылка на выступление https://www.youtube.com/watch?v=2gBvOiOxCOg
В песне «Вернись» эта тема продолжается: лирический герой хочет вернуть родного человека. Для более яркого отображения чувств используются олицетворения («спит ночной проспект», «лунный свет провожает меня к дому»), сравнения («часовым стою у окон», «облик твой в окне я увидел на мгновенье, как мираж или виденье»), метафоры («горит надежда», «в душе твоей растает остров льдин», «жизнь моя разбита»), эпитеты («ночью лунной», «серый дождь», «в сладком сне»). В финале песни появляется слабая надежда на прощение:
И, про все забыв,
Ты улыбнулась мне.
Ссылка на выступление https://www.youtube.com/watch?v=QX9sEJBbPi0
В композиции «Лишь о тебе мечтая» боль от разлуки становится настолько сильна, что лирический герой теряет радость жизни, не живет, а просто существует:
Я без тебя не живу, не пою,
Лишь о тебе мечтая.
Только сейчас начал я понимать,
Как мне тебя не хватает.
Я не хочу, чтобы видела ты,
Как я тихонько плачу.
Губы твои вытрут слезы мои,
Я не могу иначе.
Ссылка на клип https://www.youtube.com/watch?v=Qcs1JAyfb3U
Красивая песня «Не забуду я тебя никогда» еще в детстве поразила меня своей удивительной, чудесной мелодией в проигрыше между куплетами и художественными образами, делающими сцену прощания более символичной: «провожала меня ты тогда в тусклом свете серебряных звезд», «звезды наши - как счастья венец», «лунный свет голубой-голубой». Образы звезд и лунного света, как нельзя лучше, выразили любовь и боль. В русской поэзии образ звезды всегда был связан с романтикой и высокими устремлениями (у Пушкина – символ свободы, у Лермонтова – символ Божественного, у Есенина – символ пути, дороги, у Анненского – последнее пристанище среди множества миров. А в этой песне «Руки вверх» звезды - символ светлой любви, грусти и одновременно надежды на встречу. Мелодия из этой песни долго стояла у меня на будильнике. И, конечно, она была записана в моей детской тетради.
Ссылка на выступление https://www.youtube.com/watch?v=OCUq4_KXDvU
Песню «Полечу за тобою» я особенно люблю. Она связана с воспоминаниями о лете, проведенном у бабушки в деревне: новые друзья, веселое и беззаботное время, кассета «Руки вверх», целыми днями играющая у соседей и еще больше улучшающая настроение. Несмотря на печальную тему прощания, на образ самолета, уносящего далеко и, возможно, навсегда родного человека, в ней нет драмы и трагедии, а только светлая грусть. У обоих любящих людей остается «надежда встретиться опять», их души согревает сильное чувство:
За своею мечтою полечу за тобою,
Летая в облаках.
Я не встречусь с тобою, но останусь звездою
В твоих нежных ласковых глазах.
Даже в снег и морозы, даже в бури и грозы
Будешь помнить ты о том,
Что согреют тебя мои теплые слезы
И прольются проливным дождем.
Когда я услышала эту песню в первый раз, то сразу же подумала о том, что она идеально подходит для дуэта ( у меня на многие песни часто срабатывает чуйка). И Сергей Жуков спел ее, спустя несколько лет, с Евой Польной, а потом с Анной Асти.
Ссылка на песню https://www.youtube.com/watch?v=lsiU7j8SpdE
Ссылка на исполнение с Анной Асти https://www.youtube.com/watch?v=UBgbCaO_NTU
Ссылка на исполнение с Евой Польной https://www.youtube.com/watch?v=c1cKybHOhdc
В песнях «Алешка» и «Он не я» появляется тема любовного треугольника. В них предстают страдания лирического героя от безответной любви:
Потому что есть Алешка у тебя,
О Лешке ты вздыхаешь зря,
О Лешке все твои мечты,
Только о Сереге позабыла ты.
Без любви «сердце не бьется», «обида в душе навсегда остается», сплошное страдание, «слезы не сохнут, а голос все тише» (песня «Он не я»).
Ссылка на клип "Алешка" https://www.youtube.com/watch?v=g8NmE4hF34s
Ссылка на песню "Он не я" https://www.youtube.com/watch?v=p4vDAF6EKds
Первая любовь настолько сильна, что проходит с героем через года в песне «10 лет», нисколько не уменьшаясь и принося страдания и боль. Герой живет только воспоминаниями о прошлом:
На десять лет назад унесите меня года
К девчонке, что люблю, я не успел сказать.
Все эти десять лет я мечтал только о тебе,
Позволь хотя бы мне услышать твой «привет».
Ссылка на выступление https://www.youtube.com/watch?v=DqhV5AP0qQk
Та же тема в песне «Девочка из прошлого», герой не верит в то, что «забыть проще, чем любить». Прошлое продолжает вторгаться в его жизнь:
Ты мой гость непрошенный,
Девочка из прошлого,
Мне не говори «прости».
Лучше по-хорошему,
Девочка из прошлого, уходи.
Пусть тебя другие нежно обнимают,
Обжигая сердце,
От огня сгорают,
Я прощаю всё, любя.
Через несколько лет С.Жуков спел эту песню дуэтом с певцом St1m.
Ссылка на песню https://www.youtube.com/watch?v=CJ-kU_Pf8DA
Ссылка на клип Сергей Жукова и St1m https://www.youtube.com/watch?v=ZeRZ0r6hU0Q
Тема прошедшей любви и воспоминаний о ней продолжается в красивой песне «Увидимся во снах» 2012 года, которую Сергей Жуков исполнил дуэтом с братом Михаилом. Сны для лирического героя остаются единственным местом встречи с любимой:
Мы с тобой увидимся в снах наших,
Как тебе я рад.
Что же ты грустишь, что плачешь?
Как все вернуть назад?
Ты совсем другою была раньше,
Но во сне я жил.
Сколько же в тебе было лжи, фальши,
А я тебя любил.
Надежды на встречу в реальной жизни нет:
Сгорает тихо свеча
И с ней надежды мои,
Уныло чайки кричат
В море нашей любви.
Ссылка на песню https://www.youtube.com/watch?v=Nzanb9imrZE
Песня «Уходи» 2002 года отличается оригинальным жанром – рэп. В конце 90-х-начале нулевых данный стиль еще не был распространен в нашей стране, пока не появился Тимати и его компании «Блэк стар». Можно сказать, что группа «Руки вверх» стала одной из первых, выпустивших рэп-композицию. В куплете был рэп, в припеве лирические мотивы:
Уходи, если сможешь,
Стань опять одинокой,
Забирай все, что хочешь,
Только сердце не трогай.
Ссылка на клип https://www.youtube.com/watch?v=GuyAIb61mbU
Очень оригинальная композиция – «У реки девчонка». В чем ее особенность? Она напоминает русскую народную песню и мелодией, и использованием образов. Цветок в песне – символ любви, в данном случае уплывший цветок – символ прошедшей несчастной любви: «по реке ночной цветочек плыл», «цветочек наш уплыл», «цветок давным-давно уже уплыл».
Ссылка на песню https://www.youtube.com/watch?v=Jx3zjDOCgB8
И еще одна красивая песня 2022 года выпуска – «Последний поцелуй» (не нужно путать с одноименной песней 1997 года), которую Сергей Жуков исполнил вместе с группой «Hammali & Navai». В отличие от песни 1997 года, полной безграничной нежности и тоски от расставания, в новой композиции сквозит надежда на счастье каждого отдельно друг от друга и спокойное прощание с прошлым: «каждый еще встретит счастье», «ты можешь смело оставить меня в прошлом».
Ссылка на выступление https://www.youtube.com/watch?v=dX3Cag2fdKs
Вторая категория песен (нежные, романтичные) мне особенно близка. И думаю, эти песни нравятся не только мне, но и многим моим сверстницам и сверстникам, чьи детство и юность прошли под мотивы «Руки вверх». Одна из ранних композиций «Девчонка» 1997 года наполнена романтикой. Мы с подружкой в детстве слушали эту песню на кассетном магнитофоне и грезили о большой любви. Наверно все девочки-подростки мечтают услышать такие слова:
Девчонка, я любя
Все звезды для тебя
Достану с неба для тебя, любимая моя.
Как эхо повторю,
Сто раз я повторю:
Тебя одну люблю, тебя, девчонка!
Нежность и любовь передаются в песне более ярко с помощью использования гипербол («когда смотрю в твои глаза, я забываю обо всем», «я не устану в них смотреть ни днем, ни ночью, никогда») и метафор («когда смотрю в твои глаза, в них птицу счастья я ловлю», «меня в любой мороз согреть твоих глаз сможет теплота», «все звезды для тебя достану с неба»).
Ссылка на выступление https://www.youtube.com/watch?v=1MIHf0jLvZY
Песня «Некрасивая» 2000 года тоже рассчитана на подростковую аудиторию. Героиня композиции не похожа на других, поэтому обсуждается и осуждается, не принимается сверстниками. Но она любима:
Пусть говорят, что ты некрасива, некрасива и нестройна,
Пусть говорят, что несчастлива, несчастливая...
Ты их не слушай, их не слушай, ты им не верь, не верь, не верь.
Ведь все равно ты будешь лучшей девушкой моей.
Ссылка на выступление https://www.youtube.com/watch?v=jektOG15k_8
Одна из самых оригинальных песен группы «Руки вверх» - «Омут» 2002 года. В ней используются образы и символы из русских народных сказок – темный лес, заколдованная дорога. Дремучий лес в русских сказках чаще всего предстает враждебным пространством. Для сказочных героев он является ловушкой, от которой исходит опасность, из которой очень сложно выбраться, а также можно встретить злых сверхъестественных существ. Лес может отделять мир живых от мира мертвых. В этом страшном пространстве герой ищет любимую. Боль, тоска и одновременно сильная любовь наиболее ярко изображается при помощи использования метафор: «омут твоих глаз», «птичьим криком к тебе боль моя летит», «камнем вниз упаду, крылья обломав», «ветер чувства мои в клочья разорвал»; эпитетов: «холодным ручьем», «темный лес», «холодною осенью», «снежною проседью». Герой задается риторическим вопросом:
Где же прячешься ты, мое солнышко?
Отзовись, я тебя так давно ищу.
У меня эти строки ассоциируются с эпизодами из сказки Пушкина «О мертвой царевне и 7 богатырях», когда Елисей задавал вопросы солнцу, месяцу и ветру.
Ссылка на выступление https://www.youtube.com/watch?v=DRW0jNWo5Zo
Лирический герой отыскал свою любимую. Следующие несколько песен тому подтверждение. Они наполнены чувством безграничной нежности и любви. Герой осознает, что нашел единственную, которую не хочется отпускать. Он называет ее «солнышко ты мое ясное» («Я не отдам тебя никому», 1999 г.), «солнышком», «ласковой» («Баю-бай», 2000 г.), «ясным солнышком», «золотою рыбкою», «самой доброю, самой нежною, самой ласковой» («Доброй, нежной, ласковой», 2001 г.), «любовь моя», «самой нежной и родной» («Не бойся, я с тобой», 2001 г.), «милая моя», «русалкою, нежной ласковой, синеглазою» («Милая моя», 2003 г.), готов провести с ней всю жизнь:
Пусть солнце весною
Согревает нас с тобою,
Пусть счастье, как море
Нас накроет теплою волною.
Ты рядом со мною,
Прикоснись ко мне рукою.
И слезы не скрою:
Через столько лет мы опять с тобою.
(«Здравствуй, это я», 2000 г.).
Ссылка на выступление и песню "Я не отдам тебя никому" https://www.youtube.com/watch?v=ItSnQedlyqA
Ссылка на выступление и песню "Баю-бай" https://www.youtube.com/watch?v=wGobouUBkSU
Ссылка на песню "Доброй, нежной, ласковой" https://www.youtube.com/watch?v=uy-Oz592APk
Ссылка на песню "Не бойся, я с тобой" https://www.youtube.com/watch?v=ZT-vds-bdSQ
Ссылка на песню "Милая моя" https://www.youtube.com/watch?v=JugiTSrKB9U
И третья категория песен – о любви и семье. Композиция «Прости» 2000 года наполнена тоже необыкновенной нежностью, как и предыдущие несколько песен. Герой понимает, «мне такой, как ты, любимой, больше не найти» и просит ее остаться навсегда:
Ты могла бы меня спасти,
На минуту остаться рядом,
В тишине прошептать «прости»,
Только слёз мне твоих не надо.
Подари мне своё тепло
И останься навек со мною,
Ты же знаешь, как тяжело,
Тяжело быть моей женою...
Ссылка на выступление https://www.youtube.com/watch?v=SDMqjHIAgbI
В песне «Назови его, как меня» 1999 года чувство любви усиливается, благодаря будущему ребенку. И несмотря на вынужденное расставание, лирический герой верит: «Ты не изменишь, не предашь…»
Ссылка на клип https://www.youtube.com/watch?v=V88V_waCRLE
Песня «Мама» 2012 года берет за душу. Здесь мы видим повзрослевшего героя, прошедшего через множество испытаний, вернувшегося в родной дом, где «за окном белеет вишня». Он ищет душевного успокоения рядом с близким человеком. Какими бы взрослыми мы не были, для мамы мы всегда маленькие дети. Мама любит и принимает нас любыми. Необыкновенная тоска и любовь в этих строчках:
Ты мне снишься, ты мне снишься тёмными ночами,
На рассвете растворишься с первыми лучами.
Стало сердце чаще биться. Что же будет дальше?
Если стала ты мне сниться, значит стал я старше.
Я тебе кричу, я тебя зову, плачу.
Боль перетерплю, слёзы в рукава спрячу.
Я так одинок, я так одинок, слышишь?
Мама, твой родной сынок еле дышит.
Ссылка на выступление https://www.youtube.com/watch?v=45t88VppFg8
Все эти лирические композиции «Руки вверх», думаю, мало кого из ценителей творчества С.Жукова и А.Потехина оставили равнодушными. Под эти песни люди учились, знакомились, влюблялись, встречались, женились. Как-то на просторах интернета мне попался отрывок выступления Сергея Жукова, во время которого один из зрителей громко крикнул: «Серега, ты наша молодость!» Стало немножко грустно, что детство и юность уже не вернуть. Но красивые песни помогают окунуться в теплые воспоминания прошлого, которые навсегда останутся с нами.