Часто сталкиваюсь в блогах или новостях сообществ о просьбах помочь выбрать б.у. автомобиль или подсказать советом, как это сделать. Если честно, то ответ НА ВСЁ! Так как каждый раз много букв писать уже лень, то решил подготовить развернутый ответ.
Постараюсь описать, как бы я выбирал авто, и поэтапно описать действия:
1. Первое общение с владельцем
Звоним по понравившемуся объявлению и задаем продавцу конкретные вопросы о машине. Если он действительно один владелец (как указано в объявлении), значит он должен знать и помнить, что было с авто за 3-5 лет владения (если он не 1й, то хотя бы за свой срок эксплуатации). Если продавец не может внятно ответить на такие простые вопросы, как пробег, последнее ТО, если ли сервисная книга, у какого ОД проходили ТО, были ли ДТП, что менялось \ красилось, какое масло, какой бензин и т.д., то значит человек либо перекуп (большинство случаев), либо сам по себе дерево (за авто не следил), а значит смотреть такое авто нет смысла. Если продавец Вам все охотно рассказывает, значит авто есть смысл посмотреть в живую.
2. Предварительная проверка авто.
Прежде, чем тратить свое время на осмотр авто стоит его проверить электронной базе (по номеру ТС и ВИН \ гос. номеру). По базе можно посмотреть были ли ДПТ, и что было повреждено, не наложен ли на авто орест и т.д. Если продавец отказывается предоставлять эти данные, то скорее всего машина после серьезного ДТП или в залоге, и он пытается это скрыть. Если продавец говорит, что можно проверить данные по базе на месте, то ОК (есть мнительные, кто не хочет давать номера по моб.), но все же у меня это вызвало бы подозрения. И если есть другие авто для осмотра с чистой историей, то я бы начинал поиски именно с них.
3. Проверка документов
Вот мы приехали смотреть авто, который выбрали на основании п.1-2. первым делом смотрим документы! Оригинал ли ПТС, и является ли продавец собственником, а так же сколько реально было владельцев и кто именно (физ. лица или компании). После ПТС смотрим сервисную книжку (ее наличие — большой плюс для "свежих машин" до 5 лет). Машину после "юриков" я бы не брал, так как никко не знает, сколько на ней накатали и как ее обслуживали. Отсутствие сервисной книги тоже настораживает, но надо проанализировать модель авто и владельца (какое оставляет впечатление). Грубо говоря, если авто — условный логан, а продавец — мужичок лет 40-50, то это нормально, что он не ездил к ОД на ТО, а сам менял вовремя масло и расходники. А если это авто стоимостью за млн. и выше, то для меня странно, что владелец не смог себе позволить пройти за 3 года несколько ТО (при пробеге 40-60 т. км). Но в любом случае, сервисная книга — это не так критично, как данные в ПТС. Кстати, хорошо бы еще сравнить номера кузова в ПТС и на авто. Если с ПТС проблемы, или Вы не уверены, что все нормально, то разворачиваемся и уходим.
4. Осмотр авто (внешний)
Если с доками все нормально, то можно приступать к осмотру авто. В идеале он должен быть чистым. Буду рассматривать случай, когда покупатель не совсем лох, но и не профессионал в выборе б.у.
Самый лучшим вариант — найти знакомого, кто с Вами посмотрел бы авто, причем того, кто занимается подбором авто, а не соседа по гаражу, у которого уже было целых 4-5 иномарок. =) В этом случае, шансы найти хороший вариант максимальны. Если такой возможности нет, то стоит себя обезопасить всеми способами, о самых простых я расскажу в след. пунктах. Но если Вы чувствуете, что осмотр авто для Вас — космос, и помощи попросить не у кого, то лучше выбрать новый авто. Пусть он будет пониже классом, пусть придется взять небольшой кредит, но поверьте, это будет выгоднее, чем в ближайшее время Вы вбухаете тонну денег в проблемный авто, а потом еще потеряете на его продаже, так как это будет сделать очень сложно…
5. Теперь, что проверяем:
5.1. Смотрим внешнее состояние ЛКП и кузова. Царапины, сколы, вмятины — это все понятно и сразу является предметом для торга. Но стоит так же проверить авто на окрасы. Для этого возьмите у кого-нить из знакомых прибор на время, или его даже стоит купить, так как он экономит Ваши деньги в будущем (сейчас простая модель стоит 1500-2000 руб). Как им пользоваться, можно почитать в интернете, или спросить это у продавца консультанта в магазине. Если есть окрасы, то анализируем, что было с авто, и совпадают ли окрашенные позиции с информацией из базы о ДПТ (п.2), а так же с рассказами владельца (его рассказ лучше выслушать до проверки авто прибором). Одно дело, когда покрашена, например, дверь или крыло, причем без шпатлевки. Двойной окрас аля косметический или при замене позиции я не считаю критичным, если сделано все качественно (хорошо, если остались бумаги о ремонте из сервиса). Другой случай, когда вся морда перекрашена. Надо понимать, что если авто свежий, но перекрашено 2\3 позиций, то это предмет для большого торга, так как Вы сами потом этот авто не продадите дорого. Всегда думайте о том, что Вы будете на месте продавца, и чтобы продать авто Вам придется снижать цену или врать покупателям. Вам оно надо?
5.2. Смотрим на остекление. На стеклах должен стоять год выпуска (почти всегда), соответственно они должны быть одного года. Лобовуху могли заменить, но пусть продавец сам Вам об этом расскажет, задайте этот вопрос.
5.3. Смотрим на зазоры по кругу авто. Они должны быть симметричными, а так же небольшими. Лучше всего посмотреть, какие должны быть зазоры на "целом" авто этой моделе. Думаю, что с популярными моделями это сделать будет легко. Прогуляйтесь во дворе или около работы =)
5.4. Открываем капот. Смотрим все ли на месте, нет ли визуальных повреждений. Можно проверить маркировку фар (оригинал или нет). Проверяем краску на крепежных гайках, чтобы понять, снимались ли крылья и капот. Смотрим состояние двигателя на предмет подтеков масла. Проверяем уровни всех жидкостей (тормозная, масло ДВС, масло коробки, антифриз). По большому счету Вы больше ничего проверить сами не сможете. Можно так же почитать тематические форумы о данной моделе, чтобы понимать на что обратить внимание, но как правило, если машина проблемная, то можно это выявить и без этого.
5.5. Открываем багажник. Смотрим на пол багажника, нишу запаски. Все ли ровно, нет ли следов окраса и т.д. Так же можно проверить задние фонари (оригинал или нет)
5.6. Проверяем, как закрываются все двери, не перекошены ли они, с каким усилием. Смотрим на крепления дверей (на гайки), чтобы понять снимались ли они или нет.
6 Осматриваем салон:
6.1. Если есть чехлы или накладка на руль, то обязательно стоит заглянуть под них.
6.2. Смотрим состояние руля. При реальном пробеге в 50-60 т . км он обычно в идеальном состоянии, могут быть царапины он колец, но он не засален и не стерт.
6.3. Смотрим состояние сидений. Тут конечно все зависит от веса водителя и качества сидений, но обычно салон с пробегом в 50 000 заметно отличается от такси с пробегом за 200 000.
6.4. Смотрим состояние пластика и кнопок. Если есть протертая краска на кнопках, то я никогда не поверю, что пробег родной, или тачку использовали, как кафэ, чтобы попить с друзьями пивко около дома, тем самым заизали кнопки, руль, магнитолу и т.д. ))))
6.5. Смотрим состояние всего остального (педалей, обивки крыши, стоек, ковров). Это даст Вам общую картину об автомобиле. Если продавец не потрудился вычестить салон перед продажей, то это говорит о его отношении к авто. Думайте сами, нужна ли Вам такая машина. Если нет ничего критичного, то 1500 руб. за комплексную майку все исправит.
7. Приборная панель
Включаем зажигание (не заводим пока). Смотрим на индикацию приборной панели. Важно проследить опрашиваются ли все основные узлы автомобиля, например подушки, абс, есп и т.д. Эту информацию (что должно мигать) можно найти в книге по эксплуатации (обычно в бардачке) или в инете. Если информацию заранее не нашли, то проследите хотя бы за опросом подушек безопасности.
8. Торпедо
Стоит так же открыть заглушку блока предохранителей в салоне (обычно слева от водителя сбоку на торпедо). Это позволит Вам увидеть оригинальная ли торпедо, или она была "перешита" после ДТП. Если перешита, то вы увидите два слоя облицовочного материала (родной и восстановленный). Это говорит о том, что было серьезное ДТП, стреляли подушки. Авто ремонтировался некачественно, и скорее всего, подушки отсутствуют, а вместо них "обманки"
9. Заводим двигатель.
После теста приборки смотрим, не горят ли какие-либо постоянные ошибки. Если ошибки есть, то их надо проверять в сервисе. Но надо задуматься, почему продавец не удосужился устранить данную неисправность.Ну и послушать его версию, что это за ошибка =)
Слушаем двигатель снаружи. Не должно быть посторонних стуков или других звуков. Если очевидных замечаний нет, то переходим к коробке. ВАЖНО: про особенности двигателя заранее почитайте в инете, так как есть категория двигателей, которые нецелесообразно вообще брать на "вторичке" (серьезные проблемы, которые могут скоро всплыть, и горе Вам, если авто не на гарантии).
10 Электрика и электроника
Сейчас стоит проверить всю электронику и электрику в салоне. Все световые приборы (попросите знакомого, чтобы он с улицы следил за тем, что Вы активируете), кондиционер (климат), печку, магнитолу, всевозможные подогревы, омыватели стекла (фар), стеклоподъемники (люк), все электрические приводы. В общем не стесняйтесь, так как в будущем Вам придется устранять неисправности уже за свой счет!
11 КПП
Если МКПП, то на месте проверяем четко ли втыкаются передачи. Больше ничего придумать не могу. Если АКПП, то поочередно переключаем селектор АКПП в разные положения и следим за результатом. Переключение должно происходить платно, с одинаковой задержкой (машина должна быть прогрета). При переключении не должно быть вибрации, передаваемой на кузов. В любом случае коробку вы еще сможете посмотреть на ходу. ВАЖНО: про особенности КПП заранее почитайте в инете, так как есть виды и модели КПП (особенно АКПП), которые нецелесообразно вообще брать на "вторичке" (серьезные проблемы, которые могут скоро всплыть, и горе Вам, если авто не на гарантии).
12 Тест драйв
Просите, чтобы Вам устроили тест драйв, причем не советую Вам садится на руль, так как малоли что случится (поломка или гайцы, а вы не вписаны в осаго). Просите, чтобы Вас прокатили в разных режимах (спокойно, динамично, медленно по дворовым ямам), это позвонит Вам понять, как тянет двигатель, не дергает ли коробка, как переключаются передачи, а так же послужать работу подвести и зафиксировать то, что нужно в первую очередь посмотреть в сервисе.
13 Предварительное решение
Сейчас самый ответственный пункт, так как здесь Вы должны принимать решение о том, нравится ли Вам этот авто. Проанализировать, какие Вы заметили проблемы. Оценить, сколько будет стоить их устранение. И сопоставить это с ценой, которую хочет продавец. Напоминаю еще раз, что первое впечатление может быть обманчивым, так как Вы в состоянии эйфории смотрите тот авто, а котором так давно мечтали. Но это не покупка игрушки ребенку, поэтому к осознанию данному пункта надо подходить со всей серьезность. Посчитайте свои деньги в будущем, за сколько вы сможете продать авто потом, учитывая все затраты, которые надо вложить, на сколько он востребован на рынке и не переплачиваете ли Вы за него сейчас.
Если вышеперечисленные пункты не выявили серьезных проблем, и не вызвали у Вас подозрения или негатива, а цена после осмысления кажется Вам адекватной, то можно везти авто в сервис на диагностику.
14 Проверка в сервисе
В сервисе попросите посмотреть в авто следующее:
— электронная диагностика авто (в нормальном сервисе обычно есть дилерское диагностическое оборудование), которая позволить показать, какие ошибки есть, в каком узле, какие ошибки были ранее и на каком пробеге. Грамотный электрик сможет найти в "мозгах" авто отметки о реальном пробеге (например при ошибках), это поможет Вам убедиться родной ли пробег.
— моторист должен "послушать" двигатель, при необходимости его проверить (при подозрениях). Так же он может еще раз проверить КПП, дабы высказать свое профессиональное мнение.
— механик должен оценить состояние ходовой и днища автомобиля. Когда авто на подъемниее сразу видно то, что Вы могли пропустить сами.
Если были ДТП с авто, то хорошо, если на месте будет специалист по "жестянке" и "малярке", который сможет Вам сказать, хорошо ли восстановили авто. Как правило, в большинстве сервисов, все эти пункты выполняют 1-2 человек, так сказать, мастера на все руки, поэтому они сразу Вам смогут высказать свое мнение, стоит ли брать этот авто или нет (глаз наметан), но как правило по цене они Вас не проконсультируют, тут уже Вам торговаться и принимать решением.
15 Ваше решение
Ну вот в общем то и все! На основании данных проверок Вы решаете стоит ли брать авто или нет. Я думаю, что данная процедура позволит минимизировать Ваши риски.
Если понравилось или пригодилось, жмем подписку и 👍, а так же пишите в комментариях, что бы вы еще добавили, или может я в чем-то не прав! =)