Военная карьера обещала заманчивые перспективы службы за границей, но сбыться этому, увы, было не суждено. Перелом позвоночника и первая группа инвалидности навсегда перечеркнули столь желанные планы на будущее. Однако Виталий сумел не просто не сломаться, но и найти свой настоящий путь, которому теперь подчинена вся его жизнь. Мастер спорта и Чемпион России, рекордсмен России и Мира по плаванию, многократный победитель всевозможных чемпионатов и марафонов, обладатель многочисленных престижных Кубков по плаванию Виталий Кочнев поделился с нами, каково это - выжить и победить.
Виталий, скажите, КАК? Как с таким диагнозом Вам удалось не только встать на ноги, а стать при этом настоящей легендой большого спорта?
После травмы я искал себя долго, около десяти лет никак не мог найти свой путь. Конечно было много сил и времени потрачено на восстановление и реабилитацию, лечение я проходил в Китае и это мне сильно помогло, потому что пусть и на костылях, но я могу ходить. Как мне рассказывали психологи, когда случается такая серьёзная инвалидность, то есть две категории людей - военные и бизнесмены, которые никак не могут найти себя в новой жизни. Помогло то, что до службы я занимался парашютным многоборьем, плаванием и мне предложили попробовать себя в паралимпийском плавании. Так я и начал заниматься спортивным плаванием, но это было немного не то, чего я хотел.
Расскажите, чем занимались до роковой травмы, какие планы строили на будущее?
До травмы я был военным и все мои дальнейшие планы были связаны только со службой, перспективной была работа за границей. То есть планы были грандиозные, будущее казалось ярким и радужным... Но вот случилось то, что случилось.
Как в своё время справедливо отметил Махатма Ганди, сила зависит не от физических способностей, а от несгибаемой воли. Что помогло Вашей воле не согнуться?
У меня много друзей, которые со мной служили, получили те или иные травмы и ушли из жизни, причём по своей инициативе в основном, потому что действительно очень трудно принять эту новую данность. Мне помогла, наверное, служба в тех войсках где я до этого служил, там у нас была сильная психологическая подготовка. Плюс что-то в плане силы воли заложили мои родители, тоже военные. Ну и, конечно, очень помогло то, что я нашёл своё призвание.
С какого возраста начали заниматься плаванием?
Плавать я начал рано, где-то в четвёртом или пятом классе, поплавал два года, а вот совершенствовался я уже когда занимался парашютным многоборьем с восьмого до десятого класса. Парашютное многоборье обеспечило мне хорошую подготовку.
Почему выбрали такой экстремальный вид спорта – плавание на открытой воде при критически низких для организма температурах и при всём этом даже без гидрокостюма? Что это – вызов себе или желание сломать стереотипы окружающих?
Мне интересно, важно и нужно делать то, что другие не могут делать. Обычным плаванием в бассейне занимаются десятки тысяч людей и в этом нет ничего особенного. Когда меня спрашивают в чём мой секрет, всегда говорю, что тут есть три составляющих - моё военное прошлое, в силу которого в невыносимо трудных ситуациях, когда кажется, что ты уже ничего не можешь, просто говоришь себе «ВПЕРЁД!» и мобилизуешь все свои силы. Второе - это то, что у меня очень хороший тренер, который увидел меня, оценил и сейчас тренирует. Он из Аргентины, говорит, что таких как я ещё не встречал в своей жизни. Ну и третье - это моя техника. Я не могу пока назвать её идеальной, свои ошибки сам знаю и над ними работаю, но она лучше, чем у большинства южноамериканских пловцов. Тут есть свои нюансы - длинный гребок, протаскивание и т.д. Они работают руками и ногами, я только руками, поэтому постоянно и непрерывно совершенствую себя.
Являясь паралимпийцем, Вы на равных соревнуетесь с обычными спортсменами. Не возникает ощущения какого-то особого отношения к себе с их стороны?
С обычными спортсменами я соревнуюсь, потому что среди инвалидов у меня нет конкурентов, которые могут как я быстро плавать, участвовать в марафонах, в заплывах в океанах, при шторме и т.д. Мне нравится и важно показывать людям пример, что инвалид способен побеждать обычных спортсменов. Мне пишет много людей из разных стран мира - Канады, Филиппин, Кубы, Америки, Украины о том, что они показывают мой пример своим детям, причём не только детям-инвалидам, но и совершенно здоровым, говорят, что это невероятно сильная мотивация, которая вдохновляет, мобилизует и заставляет жить. Меня спрашивают иногда зачем я всё это делаю, а мне безумно нравится то, что я делаю, очень рад, что нашёл именно такой свой путь в жизни и иду вперёд!
По поводу отношения к себе со стороны здоровых спортсменов скажу так, что когда любой из нас выходит на старт, никто не думает ни о чём, кроме как о победе. Каждый думает о себе и работает в полную меру. Единственное, что мне даётся с трудом - это старт и финиш, когда приходится передвигаться ползком. Однако при всём этом на крайних соревнованиях я знаю, что два здоровых спортсмена, которые раньше уже участвовали вместе со мной в соревнованиях, просто снялись с этих соревнований, узнав, что я в них принимаю участие, сказали, что раз этот русский участвует, то тут ловить нечего.
Самая яркая победа в жизни – это победа над собой, а какая самая яркая Ваша победа в спорте? Какие соревнования запомнились больше всего?
Самая яркая победа - это победа, которая будет впереди. Новые эмоции, впечатления, новый адреналин.
Виталий, где тренируетесь и поддерживаете форму летом?
Я тренируюсь круглый год, сейчас у меня есть для этого все те условия, которых не было в России. Тренируюсь в Южной Америке, где есть как бассейн, так и океан. Меня там называют «сумасшедшим русским», потому что плаваю и зимой, и летом, и в шторм. И, кстати, мне это очень помогает на соревнованиях. Вот буквально на крайних соревнованиях была трёхметровая волна, сильно штормило и больше половины участников не смогли добраться до финиша и сошли с дистанции, а мне это ничуть не помешало успешно финишировать.
Буквально на днях Вы вернулись из Южной Америки, участвовали там в очередных соревнованиях?
Да, я принял участие в Международном чемпионате, проходившем в Чили. У меня был номер 244 и, честно сказать, даже не знаю сколько в общей сложности пловцов участвовали в соревнованиях. Наверное, человек сто я обошёл уже на первом километре, на втором километре сравнялся с теми, кто шёл впереди меня, ну а на финише меня ждала победа.
Какую следующую спортивную вершину готовитесь покорить?
Сейчас в Москве мне предстоит сделать ортезы на ноги, чтобы ходить было удобнее, подлечить плечо, пройти реабилитацию и вернуться в Южную Америку. Планирую ставить рекорды Гиннеса - плыть в Санта-Каталина, Ла-Плата, Гибралтар, Антарктиду. Я это могу и сделаю, были бы финансовые возможности. К сожалению, в России меня в моих начинаниях никто не поддерживает, поэтому рассчитываю на поддержку со стороны Чили. Также в мае буду участвовать в Национальном чемпионате в Южной Америке, затем ледяное плавание в Патагонии, в общем планов много.
Мой аргентинский тренер говорит мне: «Виталий, ты не можешь быть вторым или третьим, люди всегда запоминают только первого». И в любых соревнованиях я всегда настроен только на первое место, ничего другого больше быть не может! Просто я знаю свой путь и не могу остановиться, дать себе в чём-то слабину, только вперёд! Я знаю, что даю надежду людям, за мной наблюдают, на меня надеются, в меня ВЕРЯТ!