Найти тему

Почему все так любят размытый фон?

2020 г.
2020 г.


В этом материале поразмышляем, почему размытый фон считается признаком профессиональной фотографии. Поговорим о том, всегда ли размытие фона работает на нас и поищем другие способы нарисовать пространство в кадре.

Итак, прежде всего, чего мы добиваемся, увеличивая резкость объекта съёмки и размывая фон?
Зачем стараемся создать за спиной модели ощущение пространства?
Зачем работаем над многоплановостью на фотографии?
Чего же мы хотим?
Объёма.
Нам позарез хочется втянуть зрителя в глубину фотографии, в созданный нами мир.

В книге Александра Лапина
"Фотография как..." очень подробно описывается устройство глаза и особенности нашего зрения.
Так вот. Глаз наш двигается скачками, перепрыгивает с одной детали на другую. Если, например, мы будем рассматривать портрет, то глаз будет перескакивать с одного глаза модели на другой, потом на нос, на губы и так по кругу, пока не соберёт всю необходимую информацию.
Если будем рассматривать картину или фотографию, где есть сюжет, глаз будет также перескакивать по лицам людей, по глазам (в поисках направления взгляда) чтобы уловить смысл происходящего.


В тот момент, когда мы смотрим на одну деталь, всё остальное уходит из зоны резкости.
Наш глаз бегает по изображению в поисках информации, передаёт её в мозг и мы уже осмысливаем увиденное.

Вот и получается, что инстинктивно или осознанно мы стремимся увести в зону нерезкости всё лишнее, всё, что сочли в нашей фотографии второстепенным.

Ещё раз очень рекомендую к просмотру лекции на ютубе Александра Лапина, он об этом рассказывает в тысячу раз лучше.

А ещё наш мозг любит порядок и гармонию. И размытие помогает нам спрятать или сделать менее читаемыми лишние детали на фотографии. Лишними деталями могут быть как и предметы (урны, машины, провода), так и случайные прохожие. Мы не хотим, чтобы зритель отвлекался от нашей истории и прячем всё ненужное. При удачном стечении обстоятельств что-то можно и в фотошопе убрать, но не всегда, конечно.

Я тут, кстати, с интересом узнала, что фотографы, снимавшие на плёнку, запечатывали ненужные детали (т.е. делали их тёмными).

Здесь можно было бы поставить точку, сделать вывод, что размывать фон - это профессионально и разойтись, но нет)

Фон может нести сюжетную нагрузку и тогда его размывать нельзя. Взять, например, свадебную прогулку в Кусково или Царицино. Архитектура, величие, красота. А фотограф берёт и всё размывает.
И молодожёны потом угадывают в красиво размытых пятнах, где же это они гуляли?
Это я утрирую,  конечно.

Но мы должны спросить себя.
Имеет ли значение происходящее вокруг? Или выбранная локация настолько скучна, что её не жалко и размыть, никто не заметит и не запомнит, что там было на фоне-то.

На снимке должно быть главное и должен быть смысл.
Поэтому если это пара на фоне прекрасного архитектурного ансамбля, то зона резкости должна быть глубокой. Если на фоне суета и хлам - может и действительно стоит размыть.

Вспомнилась забавная история. Хозяйка съёмочной собаки поделилась своими впечатлениями. Берёт фотограф собаку на фотосессию в аренду, едешь, говорит, с этой собакой куда-то далеко-далеко целый час на супер волшебную локацию. А потом смотришь фото, где та локация? Всё размыто в хлам)

Но не размытием единым, друзья!

Создать объём и глубину на фотографиях можно с помощью перспективы.

А какие у нас есть перспективы?

Линейная перспектива.

Тоннель в метро, аллея в парке, лестница в пешеходном переходе, дорога, убегающая вдаль - это линейная перспектива. Если совсем коротко - это параллельные линии, которые, как кажется нашему глазу, сходятся в одной точке на горизонте. Линейная перспектива на фотографии потащит зрителя в самую глубину. Прямые линии укажут, куда смотреть.  Это простой и очень крутой способ сделать фотографию объемной. Только нужно место подходящее найти)

Воздушная перспектива. 

Съемка в снег, дождь или в туманной дымке создаст на фотографии воздушную перспективу. Очень атмосферно.  Запечатлеть естественную воздушную перспективу несложно, благо, в нашей стране в дождях и снеге недостатка нет. При съемке в помещении создать отдаленно похожую атмосферу поможет дым машина и старый добрый контровичок, но размах будет не тот, конечно)

Тональная перспектива.

Тональная перспектива. Объекты в дали становятся менее насыщенными и контрастными. На их фоне объект съёмки выглядит ярким и контрастным. Для тональной перспективы важна разноплановость и удаление объекта съемки от фона. Тональную перспективу часто объединяют с воздушной перспективой. Но для тональной нужен действительно широкий простор. Горы, там, холмы.