Заметки скептика о некоторых рок-тенденциях
Итак, что мы имеем?
Участники одной из главных рок-групп современности решили переосмыслить своё творческое наследие, выпустив новые версии проверенных хитов. Альбом из 40 песен со всех пластинок группы, за исключением October (1981) и No Line on the Horizon (2009), поделённый на четыре диска, каждый из которых назван в честь одного из музыкантов коллектива.
Значение имеют также мемуары Боно Surrender: 40 Songs, One Story, выпущенные в ноябре 2022, аудиоверсия которых содержала отрывки перезаписанных песен, предваряющие каждую главу. Гитарист Эдж внёс значительный вклад, увлёкшись процессом перезаписи, изменив аранжировки, тональности, перенеся звучание на фортепиано, а также заменив партии электро-гитары на акустические фрагменты. Смысл заключался в том, чтобы переосмыслить эти записи «…в более интимном стиле, как если бы Боно пел вам на ухо».
Чем больше я слушаю подобного рода эксперименты музыкантов с собственным творческим запасом, тем сильнее укрепляюсь во мнении, что лучше создавать новое, чем перетряхивать старое (за редкими исключениями).
Целая россыпь самых противоречивых гипотез и предположений рождается в голове, как только этот громадный сборник начинает звучать:
«Всё испорчено и изгажено»
«U2 на минималках – довольно интересно»
«Хорошие песни ничем нельзя испортить»
«Боно всё ещё хорош»
«Боно уже совсем не тот»
«Это просто акустический альбом со старыми песнями – не парься»
«Группа вольна делать со своей музыкой что угодно. Тем более, речь не о священной корове»
Ну и так далее.
Попытаемся хоть как-то упорядочить весь этот сонм мыслей преданного фаната группы, коим я являюсь.
Во-первых, несомненным достоинством любых переосмыслений песен (особенно – хитов) является их исполнение в новом ключе на концертах. И есть немало примеров таких записей, когда концертные версии, составляющие диск, звучат как самостоятельные альбомы. Но U2 пошли другим путём.
Всё, что могло быть исполнено на хорошем акустическом концерте, здесь составляет альбом, но это не самое главное. Из многих песен будто бы выкачали всю силу, энергию и возможность к полёту. Пресловутая «интимность», о которой заявлял Эдж, тут предстаёт в виде усталости и бренчания. Недаром кто-то из слушателей в Интернете успел окрестить Songs of Surrender как «U2 для кофеен». Действительно, группа тут стала похожей на те многочисленные каверы громких рок-хитов, исполняемые в стиле лаунж и поп-музыки сладкими и совершенно бесцветными женскими голосами. Этого ли эффекта достигали музыканты?
Во-вторых, всегда есть риск перехода тонкой грани, отделяющей талантливый «авторемикс» от ужасного мутанта. Это когда композиция утрачивает первоначальный облик, подвергаясь чересчур сильному увлечению пластического музхирурга.
Некоторые песни на сборнике изменились до неузнаваемости. Так, например, The Fly из взрывной смеси хип-хопа и индастриала с шлифующей умопомрачительной гитарой и режущим соло (привет всем, кто смеет утверждать, что Эдж ничего из себя не представляет как гитарист) превратилась в какой-то нарко-трип с восточным окрасом (воистину печальный конец персонажа Муха). Схожие видоизменения претерпела высокоэнергичная и адреналиновая Desire, из чистого классического рока переместившись на поляну электронного мерцания и пения фальцетом (кстати, тут Боно всё ещё хорош).
Иногда другая тональность направляет трек вообще не по тому маршруту, где он уже не воспринимается с тем же чувством, как раньше, сбивая с толку. Так произошло с With or Without You, утратившей всю мощь и всё очарование. Или с 40, ставшей размытой и нечёткой.
Доходит до того, что на некоторых отрезках пластинки тебя неуклонно вгоняет в сон. Подумать только – такое происходит на самой Stay (Faraway, So Close!)! А ведь это – одна из самых сильных и стильных, неповторимых (вот уж действительно!) песен в каталоге U2.
В-третьих, время играет свою ироничную зловещую роль. Если его прошло мало, то любые изменения нелепы и смехотворны (перезапись альбомов не берём в расчёт, там преследуются другие цели, связанные в основном со звучанием и студийной обработкой). Если много, то исполнитель невольно попадает в ловушку, имя которой – естественное старение.
Да, к сожалению, первое, что нас встречает уже на открывающей One – это неуклюжие попытки главного голоса 80-ых (да и 90-ых, чего уж там) обойти свои собственные высоты и пируэты, выдав эти окольные пути за «переосмысление». Самая частая мысль, на которой себя ловишь при анализе Songs of Surrender, такая: «А не подстроены ли все эти минималистичные аранжировки, снижение темпа и энергетики, а также гитарной силы, под текущие вокальные возможности мистера Хьюсона?».
Впрочем, иногда мы можем слышать, как Боно, наоборот, сдерживается и самоограничивается, как и звучащий инструментал, порой всё же прорывая застилающую сонную пелену (как, например, на Electrical Storm). И его голос всё столь же эмоционален и способен к передаче целой радуги настроений и интонаций. В остальном – да, силы иссякли и перед нами уже не тот вокальный рок-титан. Это печально, но неизбежно.
Мой вердикт таков – ни одна представленная версия ничего не выиграла и не стала интересней по сравнению с оригиналом. Самые любопытные «переделки» вышли с ранними песнями – из первого и третьего альбомов (скорее всего, за счёт того, что там U2 звучали прямолинейней и проще). Также смею предположить, что поклонников коллектива этот диск разделит на два лагеря – одни увидят в нём надругательство авторов над собственными произведениями, а другие порадуются свежему взгляду на нетленные творения.
Но что действительно делает этот сборник превосходно, так это пробуждает дикое желание включить и переслушать множество альбомов группы. Ну и ждать обещанный новый материал. А вот захочется ли когда-нибудь возвращаться к Songs of Surrender? Как говорил один известный персонаж одного очень известного и хорошего советского фильма: «Меня терзают смутные сомнения…»
Оценка: не поддаётся оценке
Источник изображений: www.discogs.com и официальный сайт группы