Давным-давно, в далекой галактике (ну так из 2023 года кажется), попала ко мне в руки модель от Zebrano. На этого производителя тогда возлагались огромные надежды (не очень-то оправдавшиеся, во всяком случае в моей зоне интересов), поэтому когда мне выпал шанс написать статью о наборе в один глянцевый журнал, я это с удовольствием и сделал. Прямиком из 2012 года матерьялец, можете ознакомиться.
Танки Т-54 и Т-55 не нуждаются в особом представлении любителям бронетехники. Машины этого семейства производились во многих странах в огромном количестве, вынесли на себе тяжесть целого ряда военных конфликтов. За годы производства они претерпели множество изменений, зачастую радикально сказывавшихся на внешнем облике. Пожалуй, только Т-34 и «Шерман» могут соперничать с ними по своему многообразию.
А что же в масштабе 1/72? В 2002 году практически одновременно появились модели от производителей АСЕ и ПСТ. Они позволяли построить Т-54А, Б, Т-55 и Т-55А. ПСТ выпускает свои наборы и сейчас. К Новому Году-2009 фирма Trumpeter тоже отдала должное заслуженному танку, выпустив Т-54А (почему-то названный Т-54Б) и Т-55. Таким образом все поздние модификации Т-54 и ранние Т-55, с определенной долей условности, могут быть легко изготовлены из лежащих в любом хобби-шопе коробок.
Ситуация с самыми первыми серийными модификациями хуже. Но совсем недавно на рынке появились Т-54 обр.1949г. и Т-54 обр. 1948г. от молодой фирмы Zebrano. Так получилось, что в мои руки попалал набор с каталожным номером Z72011, с надписью Т-54 обр. 1948г. Это наиболее отличная от всех, первая серийно производившаяся модификация. Главный ее признак – башня с заманом по всем сторонам. Просто так ее из поздних не получишь. Так что это, пожалуй, более интересная модификация.
«Коробка с красочными рисунками выполнена...» - примерно так начинается типовой обзор на модельных сайтах. Чтож, не буду отклоняться от традиции. Первое, что бросается в глаза, это количество наклеек на поверхности коробки. Очень похоже на чемодан иностранца из старого фильма. Некоторые из них корректируют название, изначально было «Т-54 m.1946», что конечно же не верно. На торце, под перевернутым российским флагом неверное название сохранилось. На крышке изображен танк, почему-то сочетающий в себе признаки изначального Т-54 обр. 1948 (контейнеры пулеметов) и модернизированного (две фары). Пара других наклеек показывает нам дополнение — металлический зенитный пулемет и сообщает об его авторстве.
Внутри коробки обнаружились три литника старого знакомого, Т-54 от ПСТ, и три пакетика. Самый большой из них – со смоляными деталями для конверсии, включающей в себя башню, деталировку надгусеничных полок и кормовой плиты. В глаза сразу бросилось отсутствие одной важной детали — крыши МТО. У данной модификации она по конструкции весьма отличается от той, что предлагает ПСТ. Особенно странно это смотрится в свете того, что отлита она отдельно от верхней части корпуса. Еще одна характерная деталь, люк механика-водителя, в наличии есть. Но от этого ничуть не легче. Ничего общего с прототипом. Склеены просто два пластиковых кружка.
Ящики и баки выглядят как-то подозрительно. Фото подтвердили мои сомнения.
К использованию данные детали непригодны. Пропорции ящиков нарушены, выштамповки сделаны неверно. Баки все одинаковые и гораздо толще чем нужно. Кроме того, донца баков в реальной жизни утоплены внутрь.
Пулеметные контейнеры на полках удались лучше, они верны в плане, однако очень грубо сделаны бортовые ребра жесткости и отсутствует выштамповка в крышке. Дымовые шашки получились несколько упрощенно, но в общем на себя похожи.
Дошло дело и до башни. На мой взгляд, оценить точное соответствие модели литой башни прототипу сложно. Но общая форма ее безусловно удалась, верно переданы очертания и весьма прихотливые изгибы. Однако при ближайшем рассмотрении возник ряд вопросов. В первую очередь в глаза бросается то, что маска пушки имеет непараллельные боковые стороны. Смотровой прибор наводчика завален, крюки не имеют ничего общего с прототипом. Амбразуры под пулемет и прицел выполнены скверно, причем та, что под прицел не на своем месте. Вокруг ствола нет четырех головок болтов. Маска выполнена чуть приподнятой, при этом на реальном танке под ней открывается небольшой участок вертикальной брони. Если бы она была как на модели, пушка не смогла бы опускаться. Маска при виде сверху симметрична, что не верно. На настоящем танке орудие смещено вправо от центра маски.
Дальнейшее рассмотрение принесло так же лишь огорчения. Комбашенка имеет странный «микрозаман», на крышке забыт лючок под сигнальный пистолет. Винты за маской орудия «не читаются». В наборе нет ПСТшного литника с башней, зато вложена смоляная копия пластикового ствола, что просто не серьезно. В смоле же откопирован и пластиковый «пулемет» ДШКМ. На фоне этого кривое кольцо под ЗПУ даже не выглядит недостатком.
Вот тут и пришло время обратится ко второму пакетику. В нем лежит изюминка набора, латунный пулемет ДШКМ на турели от фирмы MiniWorld. Это однозначно самая лучшая часть набора. Буду краток. Похож. Очень похож. Тело пулемета приехало ко мне погнутым. Однако мягкость металла позволила за минуту придать ему нужную прямую форму.
Самый маленький, третий пакет, содержит декаль с белыми цифрами для бортового номера и проволочные скобы для башни. Цифры номеров несколько великоваты для этой башни, но вполне сгодятся для других моделей. Декали ПСТ я люблю, они без остатка привариваются уксусом. Скобы имеют неверную форму, их предлагается изогнуть по шаблону, напечатанному в инструкции.
Собственно, о конверсии все. Остальные характерные черты машины предлагается передать при помощи корпуса и ходовой части модели ПСТ. Это не самое удачное решение. Помимо упомянутой уже другой крыши МТО, Т-54 образца 1948 года обладал иными характерными особенностями. Например, настоящий танк имел пятилучевое ведущее колесо и ленивец раннего типа. Уширения вокруг погона башни иной формы и гораздо меньше. Наконец, гусеница была так называемая «узкая», в последствии замененная на привычную нам. В наборе ПСТ гусеницы широкие. Но это полбеды, так как в жизни они вполне могли быть установлены в процессе эксплуатации, что подтверждается фотографиями. Главное, что их исполнение выглядит на сегодняшний день откровенно примитивным.
Передо мной открылось три пути.
1)Оставить пулемет и декаль, остальное отправить в ведро. Это бесхозяйственно.
2)Собрать модель как есть. Это некультурно.
3)Привлечь на помощь иных производителей.
Я выбрал единственно возможный третий вариант. Первое, что я привлек в помощь, это катки-паутинки от Armory. Затем ствол точеный от RB Models. А вот с гусеницами беда. Узких ранних никто не делает. Модели Trumpeter так же имеют широкую гусеницу. Она выполнена в мягком резинообразном материале, но выглядит не в пример лучше. Да и остальные детали приятнее. Что не удивительно, модели разделяет столько лет! Решено, используем «Трамп». Проект стал обретать общие черты. На ум сразу же пришла старая сказка про то, как солдат у жадной хозяйки кашу из топора варил.
Начать решил с корпуса. Тут тоже есть развилка. Какую машину строить, модернизированную или нет? Модернизированная позволит использовать плоские топливные баки и ящики ЗИП от «трубача». Так же там будут вполне уместны штатные для набора ленивцы и ведущие. Такие машины состояли на вооружении Советской Армии и поставлялись за рубеж. Немодернизированный танк потребует переделки всего того, что перечисленно выше, а так же получит нехарактерные элементы ходовой. Несмотря на некоторую условность, я выбрал второй вариант, ведь именно его предложили делать «зебрановцы».
Итак, будем есть эту рыбу с хвоста. На корме заделал дырки под кронштейны бочек, безжалостно вырезал плиту МТО, характерную для Т-54А. После чего вклеил в полученные отверстия «рамы» из листа полистирола. Дальше, на плите перед решетками зашпаклевал ненужные линии люков, данный вариант танка имел их не два, а три, меньшей формы и с иным расположением петель. Соответственно удалил и все петли-ручки. По застывшей шпаклевке нарезал новые люки, дополнил их петлями и ручками. Затем сделал торсионы, удерживающие крышу МТО, и их крепления. «Рамы» в крыше забрал самой мелкой сеткой из своих запасов.
Теперь обратился к люку мехвода. Вырезал кружок циркулем-измерителем, придал ему характерную покатую форму, оклеил по окружности тянутым литником. Сделал и приклеил держатель оси. Винты, крепящие его к люку в реальной жизни, взял у Мастер-Клуба. И как финал, заткнул пробкой из литника дырку в центре. На мой взгляд, вышло неплохо. Наплыв в левом верхнем углу ВЛД сделал из кусочка пластика, из «доширачки» выполнил крышки смотровых приборов. Ну и наконец посадил люк на свое место. Правее люка мехвода были две бронекрышки заливных горловин бака-стеллажа, которые появились лишь на Т-55. Я срезал их. Одну вернул в законное для Т-54 положение, а другую посадил на корму, на участок между решетками. Украсил крышу пилой, копией с Т-34 Revell. На ВЛД пришлось зашпаклевать дырку под левую фару, а вокруг правой соорудил из проволоки ограждение.
Нижняя часть корпуса была приведена в соответствие с реальностью путем удаления элементов, характерных для Т-55, и пересадкой сливных пробок. В самой кормовой части я прорезал недостающий лючек. «Люк героев» был вырезан, проему придана верная форма. После чего я сделал крышку из очередного куска листового пластика и установил ее на законное место. До склейки верха и низа проще срезать все косынки с верхней части крыльев и заделать дырки под штатные баки и ящики ЗИП. Так я и поступил, после чего склеил корпус.
Настал момент изготовления всего того, что стоит на надгусеничных полках. С ящиками было просто. Их я склеил из листового полистирола. Заодно изготовил и кормовой «сундук». На нем и на самом длинном коробе сверху есть выштамповки. Их сделал из тянутого литника, приклеенного на жидкий клей. После обработки шкуркой вышло вполне убедительно. Ящик для шомпола взял от «трубачей», приклеив к его торцам травленые ручки. Замки на всех ящиках сымитировал кусочками крышки от одной известной лапши.
Контейнеры пулеметов я нарастил, приклеив к их днищу лист толстого эвергриновского пластика. Потом из того же, но более тонкого материала, сделал выштамповку на крышке. Ребра жесткости получились из тонкой проволоки. А стволы из инъекционных игл, благо они достаточно толстые на реальной машине.
С баками пришлось повозиться. Как я уже говорил, они имеют утопленные донца. Попытка высверлить литник не дала удовлетворительного результата. Пришлось нарезать литник меньшего диаметра и обмотать его пропитанной суперклеем бумагой. Вышло вполне неплохо. Правда на этапе окраски плохо пропитавшиеся участки показали свою «волосатую» сущность и потребовали зачистки шкуркой. Поэтому если вы соберетесь воспользоваться моим методом, то не жалейте суперклея. Или наматывайте «доширачку». Заливные горловины и пробки изготовил из тянутого литника подходящего диаметра, а ручки в торцах из проволоки. Учтите, что один из баков имеет меньшую длину и не подключается к топливной системе танка. Этот бак для масла и устанавливается на левой надгусеничной полке ближе к корме.
Все это добро было размещено на крыльях, которые так же получили косынки из все той же «доширачки». Баки «подключил» шлангами из проволоки к топливной системе. Выхлопной коллектор на данной модификации Т-54 имел более тонкую форму. Толщина пластика вполне позволяет получить его из штатного путем обработки надфилем . Сам выхлоп был разделен на две части перемычкой из полоски пластика.
После этого был нарезан стык лобовых деталей в ласточкин хвост и установлен грязевой щиток на ВЛД. На корму был приклеен ящик ЗИП. Дымовые шашки я заменил на копии СМК из набора для конверсии послевоенной «тридцатьчетверки». Они давно стали штатными для моей коллекции и хорошо подошли по размеру. Кронштейны шашек вышли из полосок полистирола. Не могу сказать, что получилось идеально, но всяко лучше того, что предлагалось. Как завершение поставил буксировочный трос от RB Models и бревно самовытаскивания из литника.
Теперь электрика. Она представлена поворотниками на корме и пулеметных контейнерах, проводкой к ним, фаре и пулеметам. Все это вышло из тянутого литника и кусочков проволоки.
Дошло дело и до башни. Надфилем и шкуркой придал верную форму нижней ее части, что под маской орудия. Поправил боковины. Перенес прицельную амбразуру. Вывел немножко форму комбашенки. На корме срезал имитацию петель под брезент и сделал их из проволоки. А вот на симметричность маски плюнул. Пусть будет укором разработчику. Смотровые приборы срезал, высверлил сквозные дырки. Туда поставил приборы вырезанные из «трамповской» башни. Они сами по себе лучше, да и стоят теперь ровно. Крюки тоже заменил на китайские. Кольцо для крепления пулемета я вырезал циркулем-измерителем, а затем из тонкого пластика и тянутого литника изготовил все недостающие элементы. Соединил его с башней куском иглы, это обеспечит хорошую прочность. Вобщем, пора задуматься и о покраске.
Тут все прошло по накатанной. Не дают советские послевоенные танки особого простора для изысков. Да и не об этом статья. Гусеничные ленты после замачивания в насыщеном растворе стирального порошка были тщательно просушены и окрашены смесью красок «Модел Мастер». Весь танк, кроме тела ДШК, был задут 4БО от АКАН, обрезинка катков покрашена «Тамией» кистью.
Пулемет я решил не красить. Аккуратно сняв с него травленые детали, я искупал его в жидкости для чернения металла из магазина «Охота», BrassBlack. Воронение вышло весьма натуральным. Затем детали вернулись на свое место и были аккуратно подкрашены черной краской. Чуть-чуть натертый грифелем, пулемет занял свое законное место.
Декали были подобраны из обрезков, кажется от ПТ-76 фирмы ПСТ. Легли они хорошо и были приварены уксусной эссенцией. По окрашенной модели я прошелся легкими смывками маслом, чуть-чуть растушевал масляных точек. Задул матовым лаком. Никаких секретных технологий в общем. Ну и наконец, поставил фару от Эльф и капнул блестящего лака на каждый поворотник. Особо грязнить танк не хотелось, пусть это будет машина после ремонта (во время которого ей провели апдейт ходовой части). Минимальная тонировка пастелью, очистка канала ствола от краски и все. Танк готов.
Как говорил мастер украинской словесности Лесь Подервянский: «Iтогi подвeдьом». Не могу сказать, что я могу рекомендовать эту модель к приобретению каждым моделистом. Из коробки ее строить конечно же можно, но результат будет весьма далек от желаемого. Доработка же ее до минимальных требований к реализму потянет за собой приобретение ряда дополнений, превышающих стоимость исходного изделия. И даже после этого придется значительную часть деталировки делать самостоятельно, в силу абсолютно некомпетентного подхода к изготовлению мастер-моделей. Есть лишь два момента, которые оставили светлый след во всей этой мрачной истории. Во-первых, это латунный пулемет ДШКМ на турели от фирмы MiniWorld. Он даже сам по себе представляет самостоятельную модельную ценность. Безусловно он украсит любую модель семейства Т-54 (включая многочисленные китайские клоны), благо он продается и отдельным набором. Во-вторых, это башня. Я давно хотел построить данную модификацию «пятьдесятчетверки», и именно отсутствие башни меня останавливало. Сам бы я не решился с нуля воспроизвести ее в масштабе. Да, есть досадные упущения. Но в целом она доводима до ума.
Попытка Zebrano создать данную модель сама по себе заслуживает уважения. Не так часто производители радуют любителей советской послевоенной наземной техники новинками. Но выбор в качестве базы для набора откровенно устаревшей модели ПСТ и слабая проработка матчасти, сделала этот, громкий на первый взгляд, выстрел, во многом тихим пшиком.
Да, сейчас все и в мире, и на модельном рынке, совсем иначе. Но, надеюсь, я смог немного развлечь читателей по принципу рубрики «О чем писали газеты 100 лет назад». Спасибо за внимание.