Продолжение повести "Сандро Боттичелли" - часть 6.
Итак Сандро Боттичелли обрел нового учителя. Несмотря на кажущийся беспорядок, просторная мастерская Верроккьо была хорошо и уютно обставлена. Дубовые книжные полки в два ряда заполненные книгами и манускриптами. Они открыли Сандро новый мир, новое знание. Это были новеллы Боккаччо, Саккетти, сонеты и «Триумф» Петрарки, трактаты о живописи и скульптуре Леон-Баттиста Альберти, античная литература – Гораций , Овидий, Апулей, многие другие греческие и римские авторы. На стене, украшенной пестрым ковром, – лютня – гордость хозяина, неплохого музыканта. В углу комнаты два огромных сундука – кассоне, расписанные на мифологические сюжеты, в одном – одежда, другой наполнен папками с рисунками и эскизами. Украшение мастерской – мраморный камин с ажурной решеткой, на каминной полке терракотовые и бронзовые статуэтки – работы друзей-ваятелей. Длинный стол в просторной комнате имел два назначения: обычно за ним работали, а по праздникам, когда приходили гости, – обедали, в будние дни они ели на кухне.
К мастерской помимо кухни примыкали две спальни. В одной располагался сам Верроккьо, в другой – постоянно живущие в доме ученики – Лоренцо ди Креди и Пьетро Ваннуччи. Нашлось там место и для третьей кровати – для Сандро.
И хотя мастерская первого учителя была не намного скромнее, и в ней, как во всем доме, чувствовалась рука монны Лукреции, но мастерская Верроккьо больше пришлась по душе Сандро, он даже решил про себя, что когда-нибудь со временем свою будущую мастерскую он устроит так же – библиотека, стол для работы, непременный кассоне.
У Верроккьо Сандро увлекся учением о перспективе, только теперь он понял цену знаниям по математике и физике, которыми их щедро одаривал в Студио мессер Паоло Тосканелли.
Верроккьо поддерживал это увлечение Сандро, однако, подшучивал над молодым живописцем:
– Ты также влюбился в «синьору перспективу», как наш почтенный Паоло Учелло. Смотри, не забрось живопись!
Нет! Сандро не собирался вечно заниматься лишь геометрией и перспективой. Изучив ее, он вернется к живописи.
Как-то вечером после трудного дня Верроккьо сказал:
– Меня звал к себе мессер Донато. Я захвачу с собой эскиз надгробья Медичи. Хочешь пойти со мной?
Отказаться от встречи с великим Донателло?! Сандро вспыхнул от удовольствия:
– Я преклоняюсь перед ним. Но ведь он так стар, не помешаем ли мы ему?
– Да, ему восемьдесят, но он продолжает работать. Донато считает, что лишь только человек бросает работу, он тотчас перестает жить.
С волнением, с душевным трепетом Сандро переступал порог дома Донателло. Встретил гостей любимый ученик Донато – ваятель Тертольдо ди Джованни, который последние двадцать лет работал с мастером и даже помогал заканчивать его незавершённые работы. Затем, слегка прихрамывая, к гостям пришёл и сам хозяин дома – высокий, седовласый, величавый. Сандро перестал замечать окружающих – перед ним творец «Благовещения», «Давида» и «Святого Георгия»! Эти руки создали все эти чудеса!
Донато сел у камина, остальные разместились вокруг него на скамейках.
Заметив молчаливый восторг юноши, старый скульптор спросил Верроккьо:
– Твой новый ученик, Андреа?
– Сандро учился у фра Филиппо Липпи, теперь – у меня.
– Кем же ты хочешь стать – ваятелем или живописцем? – спросил Донато.
– Меня влечет живопись, – почтительно отвечал старому мастеру Сандро. – Ей я готов отдавать все свои силы.
– Это хорошо, что у тебя твердая цель. А чем занимаешься сейчас?
– Сандро постигает тайны перспективы, – ответил за него Верроккьо.
– Правильно! Помни, что перспектива – руль и узда художника. А теперь, Андреа, покажи свой эскиз, – попросил Донато.
И, глядя на рисунок, одобрительно заметил:
– Надгробье удалось. Мне нравится его строгость, прекрасное сочетание камней – мрамора, пьетра-серены, порфира, удачны бронзовые щитки с гербами Медичи в углах надгробья. Смело приступай к работе в храме Сан-Лоренцо. Сколько, однако, я и мой покойный друг Брунеллески поработали там. – Старик помолчал, а потом добавил чуть слышно:
– Придет мой срок, и меня там похоронят, подле моих работ.
Потом заговорили о флорентинских новостях, об искусстве новых мастеров. Сандро с восторгом слушал, он надеялся, что теперь, когда знакомство с великим Донателло состоялось, он сможет встречаться с этим необыкновенным человеком. Увы, через несколько недель, 13 декабря 1466 года, Донателло не стало.
В последний путь его провожали ваятели, живописцы, зодчие, вся Флоренция. Художники, меняясь, несли гроб. Честь эта выпала и Сандро. Похоронили Донателло в церкви Сан-Лоренцо. Поэты посвятили Донателло множество стихов. На мраморе надгробья Донателло высечены строки:
Что совокупным опытом скульптуре
Другие дали, – дал один Донато:
Он жизнь внёс в мрамор, косностью объятый:
Что, как не речь, осталось дать натуре?
Продолжение повести "Сандро Боттичелли" следует...