Найти в Дзене
В голове художника

План и ракурс в кадре

Оглавление
Дубликат статьи есть на личном сайте
Читайте также "Что такое Кино-Глаз? Дзига Вертов"
Свободный фотограф Диоген на Дзен

Кино может существовать без звука, надписей и сценария, без помощи театра (декораций и актеров).

Пример - фильм Дзига Вертова "Человек с киноаппаратом"

Если в профессиональном фильме убрать звук - смысл все равно останется читаемым в движущихся картинках. Единственное, без чего кино не может обойтись - это изображение, то есть кадр.

1. Кадр, как изображение ограниченное рамками

Кадр - слово многозначное, но изначально под этим термином имеется ввиду - изображение, ограниченное рамками, которое видно в данный момент на экране.

В кинематографе форма прямоугольника в фильмах была подобрана, опираясь на подсознательные вкусы многих поколений: зрители уже веками знакомы с живописными полотнами. Кроме того, прямоугольник - похож на наше поле зрения. Если уточнить - этот прямоугольник, конечно же в восприятии, скруглен по краям, из-за фокусировки зрения. Но, все же, он ближе к визуальному восприятию человека, нежели круг или треугольник.

Бывает, режиссер в качестве приема использует дополнительные рамки в кадре для передачи субъективного взгляда.

Рамки прямоугольного кадра отличаются соотношением сторон. Старые фильмы стандартно делали - 4:3. Широкоэкранные форматы обычно используют для фильмов, где много сцен с панорамными видами и большим количеством персонажей, где требуется меньшая передача эмоций, но нужно визуализировать масштаб сражений или каких-либо массовых взаимодействий - эстафеты, спортивные игры и т.д. Для интернета и телевидения современный стандарт кадра 16:9. Иногда форматы преднамеренно подбирают уместно тому времени, о котором снимают.

2. Кадр - как фрагмент

Второе значение слова "кадр" - монтажный кадр, непрерывный отрезок фильма, фрагмент от включения камеры, до ее выключения. Если соединить несколько таких кадров получается склейка (В современной мультипликации может использоваться одна камера, но изменяются настройки и виды)

Склейка - смена одного изображения на следующее (так как раньше пленку склеивали).

Таким образом, из последовательности склеек получается кино или мультфильм.

Кадры создают длинными и короткими, в зависимости от сюжета и чувств, которые хочет передать режиссер. Часто используемые приемы для обострения ощущений зрителя основаны именно на длительности.

  • Короткий монтаж - когда кадры быстро сменяют друг друга.
  • Долгие сцены без смены кадров заставляют пристально зрителя всматриваться в происходящее на экране.
  • Для вызова дискомфорта и пустоты режиссер может сознательно увеличить длину кадра до не очень "гармоничного" состояния.
  • Постепенно уменьшая длину кадров, можно добиться нагнетания напряжения, которое завершится в финале.
  • Скример - прием из фильмов ужасов - сначала длинными кадре нагнетается "ложное" спокойствие, а потом резко появляется какой-нибудь монстр.

Примечание

В мультипликации аниматоры пользуются понятиями "тайминг" и "спейсинг".
Под таймингом понимают расчет движения объекта во времени и пространстве.
Спейсинг - покадровое смещение объекта за определённый отрезок действия. От этого зависит, какие происходят изменения с объектом в пространстве, от одного кадра к другому. Условно говоря, чем сильнее смещается позиция, тем быстрее происходит движение.

Планы

У любого кадра есть план — условное обозначение увеличения изображения в кадре.

Крупный план

Уместен, когда мы хотим показать эмоцию персонажа. При этом плане основную часть занимает лицо героя. Часто в самые острые и напряжённые моменты камера приближается к заветным точкам, на которые режиссер хочет обратить внимание зрителя.

Кадры из мультфильмов художницы О. Ухмылиной
Кадры из мультфильмов художницы О. Ухмылиной

страх

Фото О. Ухмылиной на телефон
Фото О. Ухмылиной на телефон
Фото О. Ухмылиной крупным планом от электрика с фамилией Репин
Фото О. Ухмылиной крупным планом от электрика с фамилией Репин

План-деталь (сверхкрупный план)

Иногда ещё выделяют отдельным видом крупного плана — деталь. Когда акцентируется внимание на глаза или иные части тела. Также могут быть задействованы предметы. Например, нам нужно показать тяжесть рюкзака, тогда приближаем «камеру» вплотную к ручкам рюкзака и к плечам носящего его персонажа.

Кадр из фильма Дзига Вертова "Человек с киноаппаратом"
Кадр из фильма Дзига Вертова "Человек с киноаппаратом"
Кадр из фильма Дзига Вертова "Человек с киноаппаратом"
Кадр из фильма Дзига Вертова "Человек с киноаппаратом"

Фото О. Ухмылиной крупным планом от Дмитрия Луцика, его же Диогена Охотного
Фото О. Ухмылиной крупным планом от Дмитрия Луцика, его же Диогена Охотного
Фото О. Ухмылиной средним планом от Дмитрия Луцика, его же Диогена Охотного, для хроники событий
Фото О. Ухмылиной средним планом от Дмитрия Луцика, его же Диогена Охотного, для хроники событий
Фото О. Ухмылиной крупным планом от Дмитрия Луцика, его же Диогена Охотного
Фото О. Ухмылиной крупным планом от Дмитрия Луцика, его же Диогена Охотного

Средний план

При среднем плане фигура обрезается по уровню пояса или по уровню колен. Часто этот вид плана используют, когда нужно передать взаимодействие персонажей друг с другом, но при этом и показать их эмоции, жестикуляцию.

Закон среднего плана: важно не обрезать фигуру героя по линии суставов (локтя или колена). Такой приём визуально неприятен для эстетичного зрителя.

Фото художницы О. Ухмылиной средним планом
Фото художницы О. Ухмылиной средним планом

Общий план

Палитра эмоций при таком плане компенсируется динамикой фигуры и движения. Здесь больше внимания уделяется окружению персонажа, чтобы передать придуманный мир и его влияние на события в кадре. Здесь можно сыграть на настроении атмосфере локации.

Дальний план

С такого плана обычно начинаются сцены истории. Он даёт полное представление о месте событий и иллюстрирует масштаб и расстояние в сцене. Можно использовать панорамы. Обычно в дальнем плане персонажей, если и видно, то в полный рост. Например, панорама квартиры, парка, дороги, мероприятия и т. Д.

Фото дальним планом от Дмитрия Луцика, его же Диогена Охотного, для хроники событий
Фото дальним планом от Дмитрия Луцика, его же Диогена Охотного, для хроники событий
Фото на телефон О. Ухмылиной. Дальний план. Закрыли на карантин, коронавирус
Фото на телефон О. Ухмылиной. Дальний план. Закрыли на карантин, коронавирус
Фото-панорама с телефона О. Ухмылиной.
Фото-панорама с телефона О. Ухмылиной.

Как удачно сочетать планы в фильме или анимационном фильме?

Планы лучше сочетать через один, но не соседних по крупности.

Ракурсы

Субъективное отношение к объектам добавляет ракурс.

Ракурс - точка зрения, с которой показывается кадр читателю.

Нижний ракурс

Камера смотрит на персонажа снизу вверх. Так придаётся больше эмоций и драматизма герою. Так можно придать уверенность, силу и величие образу.

С помощью нижнего ракурса показывают разницу размеров персонажей, задействовав преувеличение за счет перспективы, например — большой монстр и маленькие домики.

Моё фото на телефон
Моё фото на телефон
Кадр из фильма Дзига Вертова "Человек с киноаппаратом"
Кадр из фильма Дзига Вертова "Человек с киноаппаратом"

Мое, не помню кто фотографировал. Серый художник, наверное
Мое, не помню кто фотографировал. Серый художник, наверное

Верхний ракурс

Наоборот, слабость, незащищенность, вина персонажа может быть передана верхним ракурсом. Беззащитный котенок, который просит помощи, кажется более жалостным в таком ракурсе. Или просто человек, который устал, вымотан.

Также вероятно показать разность размеров. Например, ребенок смотрит на нас, в зритель представляет себя его родителем от первого лица.

О. Ухмылина
О. Ухмылина

На уровне глаз

Спокойный нейтральный ракурс, чаще всего используемый. Его выбирают для отображения стандартных событий, разговоров, взаимодействий, не требующих лишней лирики и драматизма. Он просто ведёт повествование и преподносит факты.

Из хроники фотографий Диогена Охотного (Дмитрия Луцика)
Из хроники фотографий Диогена Охотного (Дмитрия Луцика)

С высоты птичьего полета

Его ещё называют «Взгляд Бога». Он является неестественным для человека и поэтому усиливает эффект кадра.

Именно так можно показать, как герой одинок перед огромным миром, как человек становится лишь единицей в толпе. Или передать масштабы места полётом.

Ракурс используется как на общем, так и на дальнем плане.

Немецкий угол

«Голландский ракурс». Приём зародился в фильмах немецких экспрессионистов, которые искусственно заваливали линию горизонта в кадре. Он используется для передачи безумия, нестабильного эмоционального состояния персонажа, хаоса, усиления эффекта потери ориентиров, необычности события, является дезориентирующим для зрителя. Прием очень сильный и запоминающийся, поэтому его не следует использовать часто.

От первого лица

Суть приема в его названии. Хотя этот приём и субъективен, но он чётко говорит: самое важное в этой сцене персонаж, в чьей голове мы находимся.

В этот момент окружение персонажа и все детали сцены должны работать на передачу чувств и эмоций героя ( самого его не видно).

Художница О. Ухмылина. 10 лет назад. Край Земли
Художница О. Ухмылина. 10 лет назад. Край Земли

Восьмерка

Чаще всего этот закон используют в диалоговых сценах. Камера может двигаться вокруг персонажей только в пределах 180 градусов, не пересекая линии взаимодействия героев. при этом сохраняется направление взглядов персонажей, взаимодействие между ними, и зритель не запутывается.

Пока все. Мы познакомились с основными самыми важными приемами и готовы делать кино (кто-то мультфильмы), опираясь на их логику. Постепенно кругозор будем расширять. Все недостающие примеры восполнять.

Спасибо!