Найти в Дзене
Егерский дневник

Настовичок

Лес в марте
Лес в марте

Обычный рабочий день егеря. Обычные егерские заботы. В пару другую солонцов надо добавить хотя-бы по килограмму соли – она у меня в рюкзаке припасена. Надо заглянуть попутно на подкормочную площадку для косуль и лосей – посмотреть есть ли свежие посещения. А вот галечник – куча гравия, собственно говоря. Он всегда должен быть очищен от снега. Сюда слетаются рябчики, тетерева, глухари – боровая дичь – и заглатывают мелкие камешки. С их помощью в мускулистых птичьих желудочках перетирается грубая зимняя пища – древесные почки и хвоя. Сегодня вижу – на галечнике недавно оброненное перышко, тетеревиные экскременты. Птицы были. Это всегда отрадно.

Обычный рабочий егерский день. 19 марта 1983 года. Несмотря на то, что в городе под ногами уже снежно-водяная каша, в лесу еще царит полноправная зима. Сугробы покрыты жёстким гремливым настом. Снегопадов в последние дни не было, поэтому часто встречаются следы птиц и зверей разной степени свежести. Все их надо осмотреть, определить, посчитать и наконец записать – описать - кто, откуда, куда и зачем. Обычный день. Однако это только на первый взгляд. На самом дели в эти дни в лесу происходит нечто необычное.

Чудесное я бы даже сказал. У зайцев начинает появляться первое в этом году потомство. В соответствии с состоянием снега в эту пору, зайчат этого помёта называют настовиками. Два летних выводка бывают травниками. Ягодниками, я от кого-то слышал. Осенних зайчат называют листопадниками, а мартовских настовиками.

В своей практике мне доводилось видеть выводок крохотных лисят еще с круглыми ушками. Я натыкался на гнездо с буквально недовылупившимися утятами кряквы. Видел ещё мокрого новорождённого лосёнка с пуповиной до земли. Маленьких зайчат, конечно, видел, но уже самостоятельных - по одиночке. А вот новорожденных, ещё выводком, "молочников", не видел никогда. Такое вот профессиональное невезение. Видимо мне в лесу надо чаще и дольше бывать.

Вообще, если нет желания тыкаться по кустам и пням в полной темноте, то зимой из леса бежать надо уже часов в 5 вечера. В 17:00 то есть, правда егерские хлопоты редко позволяют этому правилу следовать.

В этот день в город я вошёл уже по темну. – Захлюпала "каша". На мне –шапка ушанка, егерский бушлат. На ногах поверх обычной обуви - "прощаек" – непромокаемые кожаные ичиги типа болотных сапог. На спине горбится необъятный рюкзак. В нём топор, ножовка, другой инструмент. Обязательно котелок. Так же зачехлённое ружьё. На боку планшетка. На поясе патронташ, нож. То под мышкой, то на плече широченные, "двухполосные", охотничьи лыжи.

Привычно уже за последние дни, заворачиваю к роддому, куда на днях "определилась" моя жена - на сохранение. Рожать ей по нашим подсчетам было рановато. Привычно уже, под окнами, просвистел. В форточку палаты на втором этаже вместо моей жены просунулась какая-то бойкая девушка и весело прокричала: – "Гузелька рожать пошла…"

Куда?.. Как?.. Зачем?... – у меня "заклинило" – Караул!..

Я ошалело кинулся ломиться во все закрытые на ночь двери. Открыла тётенька в белом халате. Медсестра?

– Что шумишь?

– Как-же... Это... Вот... Тут...

Не знаю, что её подкупило. То ли моя, по ситуации, совершенно дурацкая экипировка – я же кроме прочего ещё и весь в егерских кокардах с лосями ружьями и дубами. То ли просто мой окончательно сбрендивший вид. Но она меня в роддом пустила:

– Здесь сиди. Жди.

Я оказался в каком-то тёмном "предбаннике". Выглянув в коридор, увидел
как моя жена Гузеля, держась одной рукой за стену, а другой бережно
придерживая живот, прошла в родовую.

Гузеля во время родов не кричала, как это показывают в кино. Врачи тоже, хором не орали. Тем не менее, по звукам из родовой однозначно
следовало, что всё там происходит в полном соответствии с предписанием Господа-Бога нашего Еве по поводу деторождения.

Долго-ли, коротко, в 21:00, из родовой раздался скрипучий писк - Бог свидетель! Знакомый голос! Я его всю жизнь знаю! – Прибежала та самая тётенька:

– Сын у тебя. Охотник будет. Ты охотник что ли? Домой иди. Всё хорошо у них. Молодец твоя жена.

Этого новорождённого "зайчонка" нашего с Гузелей "первого помёта" я, уже точно, увижу завтра утром.

Я его увидел и сразу узнал среди других "сокровищ". Пальцем, через стекло, потыкал нянечке, кого мне следует предъявить к осмотру, определению и т.д. ... Ну что можно сказать... Зайчонок, не зайчонок – по весу, дак целый заяц, – однако в соответствии с состоянием снега в лесу, тоже "настовичок".