Найти в Дзене

Мультимедийные выставки. Зачем на них ходить

И нужны ли они вообще. Мультимедийные технологии всё больше проникают в нашу жизнь. Добрались они и до искусства. Первые интерактивные выставки появились в Европе и Америке еще в 90-е годы. А в Москве подобное событие впервые произошло в 2014-м, когда в центре дизайна ARTPLAY прошла выставка «Ван Гог. Ожившие полотна». Проект привлек около 200 тысяч посетителей, и организаторам удалось на билетах заработать почти 50 млн рублей. Правда, выставка была куплена у австрийцев и привезена в Россию по франшизе, так что первая прибыль была не столь ощутима. Но затем выставка прошла и в Петербурге с неменьшим успехом. И после Artplay Media стала создавать собственные проекты. Сейчас мультимедийные представления проходят на различных площадках в Москве и в других крупных городах России. Это и «Я-Айвазовский», и «Леонардо Да Винчи. Тайна гения», и «Рерих — живые полотна», и «Фантасмагория Арчимбольдо» и многие другие. Однажды оцифрованные картины Сальвадора Дали, Ван Гога, Босха, Микеланджело, Фр

И нужны ли они вообще.

Мультимедийные технологии всё больше проникают в нашу жизнь. Добрались они и до искусства. Первые интерактивные выставки появились в Европе и Америке еще в 90-е годы. А в Москве подобное событие впервые произошло в 2014-м, когда в центре дизайна ARTPLAY прошла выставка «Ван Гог. Ожившие полотна». Проект привлек около 200 тысяч посетителей, и организаторам удалось на билетах заработать почти 50 млн рублей. Правда, выставка была куплена у австрийцев и привезена в Россию по франшизе, так что первая прибыль была не столь ощутима. Но затем выставка прошла и в Петербурге с неменьшим успехом. И после Artplay Media стала создавать собственные проекты.

Сейчас мультимедийные представления проходят на различных площадках в Москве и в других крупных городах России. Это и «Я-Айвазовский», и «Леонардо Да Винчи. Тайна гения», и «Рерих — живые полотна», и «Фантасмагория Арчимбольдо» и многие другие. Однажды оцифрованные картины Сальвадора Дали, Ван Гога, Босха, Микеланджело, Фриды, импрессионистов и модернистов демонстрируют в виде слайд-шоу в разных арт-пространствах, лишь немного меняя названия. И отличаться они могут качеством изображения и звука.

Выставка «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты»
Выставка «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты»

Так что из себя представляет мультимедийная выставка?

Подобное представление проходит в большом темном зале, на полу которого разбросаны мягкие пуфы. Во время шоу на все стены, а также на потолок и даже на пол проецируются многократно увеличенные полотна мастеров. Изображения периодически оживают: колышутся ветви деревьев, взлетают птицы, бушует море или распускаются цветы. Всё это сопровождается музыкой и рассказом о жизни и творчестве художника. Представление длится от 30 до 50 минут.

Я была на подобном мероприятии «Ван Гог. Дыхание звезд». Правда, это была не выставка, а мультимедийный спектакль со сценой и зрительным залом, и с игрой актеров театра.

Мультимедийный спектакль «Ван Гог. Дыхание звезд»
Мультимедийный спектакль «Ван Гог. Дыхание звезд»

Так какие же плюсы есть у интерактивных выставок произведений искусств?

Во-первых, это популяризация творчества знаменитых мастеров. Они приобщают молодежь к искусству, знакомят с великими полотнами. Недаром подобные шоу так нравятся детям. Возможно, кому-то и захочется затем сходить в музей.

Во-вторых, во время представления есть возможность разглядеть все детали картины и даже заметить то, что при обычном созерцании полотна можно и не заметить. И потом уже быть более наблюдательным при посещении настоящей галереи, зная на что обратить внимание.

И в-третьих, как и любое шоу такое мероприятие позволяет расслабиться и отдохнуть.

Но, конечно, мультимедийная выставка не может заменить общение зрителя с подлинником. Её можно рассматривать лишь как дополнительный способ знакомства с творчеством художника, и в тех случаях, когда нет возможности увидеть настоящую картину. Ведь не все могут путешествовать по музеям Европы и Америки.

Но существует и один значительный минус. Дело в том, что яркость красок в мультимедиа и музыкальное сопровождение часто обманывают посетителей об истинном цвете картины и её настроении. Да и неясен её настоящий размер, и не всегда понятна композиция. Поэтому может случиться так, что увидев настоящее полотно, посетитель испытает разочарование.

Таким образом, каждый сам сделает свой выбор, а споры по поводу мультимедийных выставок известных художников будут продолжаться.

А вот, то что, на мой взгляд, действительно полезно и интересно, это интерактивные выставки, несвязанные с произведениями искусств. Например, выставка «Реальный космос», которая до 31 марта проходит в Центре современного искусства М'АРС и рассказывает о работе на космической станции, демонстрируя восхитительные виды Земли. Или специально созданное для детей на ВДНХ интерактивное пространство «Лес». Оно в увлекательной игровой форме знакомит малышей с природой леса.

Интерактивное мультимедийное пространство «Лес»
Интерактивное мультимедийное пространство «Лес»

Конечно современным технологиям быть. Вопрос, в какой форме.

Расскажите, как вы относитесь к мультимедийным проектам. Хотели бы побывать на подобной выставке? И если да, то на картины, какого художника вы бы сходили?

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить интересные мероприятия, и знакомиться с шедеврами великих мастеров.