Николай Досталь снял фильм-анекдот. Короткая история с остроумной концовкой, рассказанная простым языком, — вот что такое анекдот. "Облако-рай" имеет настолько отменную фабулу, что все плюсы фильма хочется отнести на счет одной только фабулы (но в фильме много и других достоинств).
"Облако-рай" безыскусно снят, и это фирменный почерк Досталя. Хотя следует признать, что точно так же безыскусно сняты 90% советских фильмов 90-х. Однако, в случае с "Облаком-раем", безыскусность играет на руку фильму.
Фабула такова: воскресное утро, молодой работяга Коля из промышленного городка мается от безделья. Жаждущий общения Коля давно уже всем надоел. И тогда он придумывает мега-новость.
Он с воодушевлением начинает врать, что вечером уедет на Дальний Восток, навсегда. Эта мега-новость подымает на ноги весь двор. Колю начинают провожать всем двором. И… в конце концов отправляют его на Дальний восток.
В трагикомическом фильме Досталя отображается романтическая мечта о путешествиях и подвигах, доставшаяся поколению эпохи перестройки в наследство от предыдущих поколений, строивших БАМ, поворачивавших реки вспять, запускавших первый в мире искусственный спутник Земли. Сам же Досталь и сценарист Георгий Николаев, похоже, иронизируют над старыми, добрыми хитами советского кинематографа вроде "Девчат" и "Дома, в котором я живу".
Сергей Баталов играет "лучшего друга" Коли — Федора, и Федор из дружеских побуждений особенно активно спроваживает друга на Дальний восток. Его речь пестрит обрывками фраз, присущих персонажам старых фильмов о комсомольцах-добровольцах, в которых лозунги лихо вклеивались в простонародную речь…
И всё-таки "Облако-рай" — не поколенческое кино. Фильм заявляет свое право на универсальность, характеризуя состояние духа русского пролетариата — точно так же, как четыре года спустя Досталю блестяще удалась характеристика провинциального мещанства и учительства конца XIX века ("Мелкий бес").
Неприхотливость русского человека столь велика, что он может прожить всю жизнь в пятиэтажной коробке где-то посреди промзоны, лишь тихонько мечтая об изменениях в своей жизни. А уж переезд на другой край земли — это и вовсе подвиг. Человеку элементарно не хватает смелости (это как в поговорке: ежик — птица гордая, пока не пнешь — не полетит). И когда вступает в действие анекдотично преломленный в данном фильме принцип добрососедства (нынче, кстати, почти утраченный), мы не испытываем к колиным соседям дурных чувств. Соседи действительно рады за Колю, они действительно гордятся Колей, они действительно считают его чуть ли не Сверхчеловеком, однако, столь старательно выставляют его из сугубо эгоистичных побуждений — им не хочется, чтобы в последний момент Коля растоптал их детскую мечту о странствиях и путешествиях, с которой лично они уже давно расстались и практически перестали верить в то, что вообще хоть кто-то способен ее реализовать для себя.
Оценка: 8,0 из 10.
Режиссер: Николай Досталь
Сценарий: Георгий Николаев,
Оператор: Юрий Невский,
Композитор: Александр Голдштейн.
В главных ролях: Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Ирина Розанова.
В ролях: Алла Клюка, Анна Овсянникова, Владимир Толоконников.
Читайте также на моем канале:
📺 Смотрите "Облако-рай" бесплатно онлайн в моей группе Вконтакте и подписывайтесь!