Найти в Дзене
Все дома

«Здесь темно писать, но наощупь попробую» что написал капитан Колесников на тонувшей подводной лодке «Курск»

12 августа 2000 года в холодных глубинах Баренцева моря разыгралась трагедия. Российская атомная подводная лодка К-141 "Курск" находилась на плановых учениях, когда произошла катастрофа. Подводная лодка со 118 матросами и офицерами на борту погрузилась на дно моря после мощного взрыва. Все отсеки, кроме одного, были разрушены, и именно в этом небольшом пространстве укрылись выжившие моряки вместе с командиром турбинной группы дивизиона движения лейтенантом Дмитрием Колесниковым.

-2

По мере того как уровень кислорода снижался, а надежда на спасение угасала, лейтенант Колесников понял, что его время на исходе. Он достал из вахтенного журнала лист бумаги и начал писать свое последнее письмо. "Писать здесь темно, но я постараюсь! Похоже, шансов нет, % -10-20. Будем надеяться, что кто-нибудь его прочтет. Вот список...", - написал он. Позднее записка была найдена, но только после того, как подводная лодка была поднята из глубины два месяца спустя, в октябре.

-3

Трагедия "Курска" потрясла всю страну, и начались поиски ответов. Появились различные теории о причинах катастрофы: от столкновения с миной времен Второй мировой войны до попадания торпеды из недружественной страны. Но одна теория выделяется как наиболее вероятная: опасное маневрирование американской подводной лодки вблизи "Курска".

-4

По словам Андрея Петровича Безкоровайного, командира подводной лодки К-18 "Карелия", "Курск" пытался избежать столкновения с американской подлодкой, которая была вдвое больше его. Однако в хаосе и неразберихе момента "Курск" просчитался, и произошла катастрофа.

Трагедия "Курска" усугубилась тем, что экипаж не был обучен и подготовлен. За год, предшествовавший катастрофе, они провели под водой всего 12-15 дней и только один раз за три года практиковались в торпедном пуске. После плавания в Средиземное море, которое называли чудом, "Курск" был поставлен в док на 8,5 месяцев из-за отсутствия финансирования. Когда экипаж, наконец, был возвращен на борт, его не обучили должным образом, и многие из моряков были новичками в управлении техникой.

Что произошло в тот роковой день, хорошо известно. Во время учений "Курск" не поднялся на поверхность, а взрыв услышали близлежащие корабли. Подводная лодка не была вовремя объявлена терпящей бедствие, и спасательные операции затянулись. Итог оказался трагическим: все 118 матросов и офицеров, находившихся на борту, погибли, и лишь у немногих выживших моряков в 9-м отсеке был небольшой шанс выжить.

Кроме последнего письма лейтенанта Колесникова, были найдены еще два письма от мичмана Борисова и капитан-лейтенанта Садиленко. Эти письма были душераздирающими прощаниями с близкими. Задержка со спасением оказалась роковой, и только через восемь дней после катастрофы норвежские водолазы обнаружили затонувшую субмарину. Выживших не было.

Трагедия "Курска" остается суровым напоминанием об опасностях и сложностях подводных операций. Это отрезвляющее напоминание о необходимости надлежащей подготовки, финансирования и оборудования для обеспечения безопасности тех, кто служит своим странам в этой жизненно важной и сложной сфере. Наследие "Курска" продолжает вдохновлять на усилия по повышению безопасности и готовности тех, кто служит на борту подводных лодок.