Найти тему

Сказки о брендах: кто изображен на шоколадке «Алёнка», монополист Дед Мороз и почему Санта Клаус – творение Coca Cola

Оглавление

С именами многих брендов связаны интересные истории об их происхождении, а со временем они обрастают легендами так, что уже трудно понять, где правда, а где вымысел. Популярные сказочные персонажи тоже активно используются в рекламных кампаниях и превращаются в интеллектуальную собственность, участвуют в судебных процессах и становятся объектом пиара.

Шоколад «Алёнка»: легендарный образ простой советской девочки

Один из самых узнаваемых конфетных брендов в России – это шоколад «Алёнка». Изображение девочки в платке стало «лицом» кондитерской фабрики «Красный Октябрь», иконой советской эпохи.

А кто же был прототипом самой Алёнки? На самом деле тот образ, который мы видим сейчас на обертках, раньше был другим и менялся в зависимости от партии шоколада.

В 1950-е гг. одной из важнейших задач в стране стало преодоление дефицита продовольствия и обеспечение населения основными продуктами питания. Крупнейшим проектом в те годы было освоение целины, в котором участвовали все министерства и ведомства, в том числе Министерство Обороны.

В результате этого наладился механизм поставки продовольствия населению, возросло производство мяса, молока. А перед пищевой промышленностью была поставлена задача создать молочный шоколад, доступный для широких масс населения. Первые эксперименты по его разработке были не совсем удачными: то молока добавлено слишком много, то шоколад никак не формируется, то просто невкусно.

В 1966 г. технологи фабрики «Красный Октябрь» наконец смогли создать подходящую рецептуру. Впоследствии этот факт помог отстоять фабрике право на товарные знаки с названием шоколадки и оформлением обертки. В СССР этот шоколад выпускало сразу несколько фабрик. Теперь же монопольными правами обладает только «Красный Октябрь».

Обертки кондитерской продукции, зарегистрированные как товарные знаки в Роспатент. Всего фабрике «Красный Октябрь» принадлежит более 300 товарных знаков, многие из которых имеют легендарный статус
Обертки кондитерской продукции, зарегистрированные как товарные знаки в Роспатент. Всего фабрике «Красный Октябрь» принадлежит более 300 товарных знаков, многие из которых имеют легендарный статус

Так как шоколад вызывал ассоциации с детством, то новую плитку решили назвать «Алёнушкой», а для обертки использовать репродукцию картины Васнецова. Но начальство не одобрило такой вариант: босые ноги и подтекст картины не соответствуют образу счастливого детства в СССР. К тому же другая кондитерская фабрика уже успела выпустить конфеты с таким названием и оформлением.

Так могла выглядеть самая популярная шоколадка в СССР. Картина Васнецова
Так могла выглядеть самая популярная шоколадка в СССР. Картина Васнецова

Тогда было решено поместить на обертку не вымышленный, а реальный детский образ. Объявили конкурс на лучшую детскую фотографию, но победило фото на обложке журнала «Здоровье» №1 за 1962 год. На этой фотографии изображена восьмимесячная дочь корреспондента Александра Геринаса.

Но художники еще долгое время пытались подобрать образ девочки: то она выступала Снегурочкой под Новый Год, то давали ей в руки цветы на 1 мая, то изображали ее постарше, надевали на нее пальто и заплетали косички. Кроме «Алёнок», на обертках шоколадок в те годы присутствовали «Вовочка», «Алёша», «Кузя, друг Алёнки» и другие персонажи.

Такие разные «Алёнки»…
Такие разные «Алёнки»…

В начале 2000-гг. появилось сразу несколько реальных претендентов на «звание Алёнки», и это уже было связано с прагматическим интересом. Многие дети в младшем возрасте очень похожи друг на друга. Любая пухленькая девочка в платке вполне могла сойти за прототип «Алёнки».

И хотя сходство между фотографией Геринаса и ее стилизацией на обертке очевидны, всё же дочери фотографа не удалось отстоять свои права в суде и получить роялти от кондитерской фабрики.

-5

С именем «Алёнки» связан один из громких судебных исков на 310 миллионов рублей. В 2011 году фабрика «Красный Октябрь» потребовала взыскать компенсацию с другой фабрики «Славянка» за производство шоколада в аналогичной обертке под названием «Алина». Суд признал сходство до степени смешения, однако уменьшил размер компенсации до 300 тысяч рублей.

Монополист Дед Мороз

В обыденном сознании главный символ Нового года, Дед Мороз, воспринимается как привычный персонаж из древности, который давно и прочно вошел в народный фольклор. А неославянисты поддерживают это мнение, создавая фальсифицированные представления о языческом происхождении и сакральности Деда Мороза.

Действительно, в славянской мифологии был дух холода Морок, который ходил по деревням и насылал лютые морозы. Чтобы задобрить и умилостивить его, крестьяне бросали за порог лепешки, блины, мясо. Языческий Морок не приносил подарки, а наоборот, собирал их.

Картина русского художника Александра Алексеевича Бучкури «Рождественский базар», 1906 год
Картина русского художника Александра Алексеевича Бучкури «Рождественский базар», 1906 год

Образ доброго Деда Мороза возник относительно недавно – в середине XIX века. В 1840 году князь Владимир Фёдорович Одоевский опубликовал «Детские сказки дедушки Иринея», в которых впервые дана литературная обработка славянского Мороза. Но и он отличается от современного персонажа: праздник приурочен не к зиме, а к весне, и не Мороз приходит к детям, а наоборот, дети к нему.

В 1910 году Дед Мороз начал «живьем» появляться на новогоднем празднике, а взрослые стали поддерживать идею о его реальном существовании среди детей. Утрата ребенком веры в Деда Мороза тогда превратилась в испытание на «взрослость».

Открытка «С Новым годом!» 1966 года. Художники Достян, Сопин, Дробицкий, на правах цитирования
Открытка «С Новым годом!» 1966 года. Художники Достян, Сопин, Дробицкий, на правах цитирования

Однако в 1927 г. в СССР началась антирелигиозная кампания: одновременно уничтожались старые праздники и утверждались новые. Елка и Дед Мороз были объявлены «религиозными пережитками» и запрещены. Их «реабилитация» произошла только через 10 лет – в 1937 году, но теперь елка учреждалась на государственном уровне и называлась не рождественской, а советской.

Елочная мифология продолжает формироваться и в наше время. Большой вклад в это дело внес мэр Москвы Ю.М. Лужков. С его подачи Великий Устюг объявлен «официальной родиной Деда Мороза», а СМИ растиражировали эту версию «родословной».

Сам Дед Мороз стал интеллектуальной собственностью: на имя ООО «Вотчина» (владелец гостиничного комплекса в резиденции главного волшебника страны) и АО «Дед Мороз» зарегистрирована серия товарных знаков: «Дед Мороз», «Вотчина Деда Мороза», «Письмо от Деда Мороза из Великого Устюга», «Подарок от Деда Мороза из Великого Устюга», а также эмблема.

Эмблема главного волшебника из Великого Устюга, зарегистрированная как товарный знак
Эмблема главного волшебника из Великого Устюга, зарегистрированная как товарный знак

Чтобы законно их использовать, другие предприниматели должны заключить договор с правообладателем. Называться резиденцией или вотчиной Деда Мороза теперь уже не может никто другой, так как это будет расцениваться как акт недобросовестной конкуренции.

В 2021 году на великоустюгского Деда Мороза подал в суд один юрист из Санкт-Петербурга: он потребовал 23 подарка и возмещение компенсации морального вреда на сумму 10 млн. рублей за то, что дедушка не выполняет «публично взятые на себя обязательства в течение многих лет». В качестве защитника Деда Мороза в суде вызвался выступить сам В.В. Путин, однако желтый пиар истца закончился на этапе регистрации искового заявления.

Как Coca Cola придумала Санта Клауса

История «возрождения» Деда Мороза в СССР, как это ни странно, очень похожа на происхождение Санта Клауса. Этот персонаж почти такой же молодой, как и наш главный символ Нового Года.

Первоначально рождественский дед отождествлялся с христианским святым Николаем Чудотворцем. По легенде, он подкинул кошелек с деньгами бедняку, чтобы тот не продал одну из трех дочерей в публичный дом. Путь к признанию у Санты (тогда еще под именем Николая) тоже был тернистым: его то отменяли, то вновь использовали для дарения подарков на Рождество. Его образ тоже был очень далек от современного.

Иллюстрация в «Harper’s Weekly», 1863 г.
Иллюстрация в «Harper’s Weekly», 1863 г.

Первым праобразом современного Санты стал персонаж, изображенный в американском журнале «Harper’s Weekly» в 1863 году. На иллюстрации, созданной Томасом Настом, Санта Клаус приносит подарки участвующим в гражданской войне.

Тогда же впервые появилось упоминание о том, что Санта живёт на Северном полюсе и ведёт специальную книгу, в которую записывает хорошие и плохие поступки детей. Наст рисовал Санту в течение 30 лет. Постепенно его вид менялся, например, пальто со звездами приобрело более классический вид, стало красным.

А в 1931-х г. произошло его волшебное превращение из старого гнома с суровым характером в здорового, доброго Санту. Креативный директор рекламного агентства «Coca-Cola account» обратился к художнику Халдону Сандблуму с предложением создать новый портретный облик. Этот образ Санта Клауса стал эталонным и быстро покорил весь западный мир.

Говорят, художник рисовал образ Санты с натуры. В качестве натуры сначала выступал его друг, который раньше работал продавцом. А после смерти друга Халдон Сандблум рисовал Санту со своего изображения в зеркале.

Образ Санта Клауса, созданный в 1931 г. Халдоном Сандблумом
Образ Санта Клауса, созданный в 1931 г. Халдоном Сандблумом

Сама Coca-Cola не признается в том, что это именно она сформировала образ современного Санты. С 1930-х гг. он активно эксплуатируется компанией в видеороликах, на рекламных щитах и в полиграфической продукции, что заметно поспособствовало его популяризации.

Имя и изображение Санты тоже стали интеллектуальной собственностью у себя на родине. В патентном ведомстве США зарегистрировано более 3 тысяч брендов, содержащих слово Santa, в разных категориях товаров и около 150 его изображений. «Волшебная особенность» товарных знаков заключается в том, что они препятствуют конкуренции только для однородных видов товаров, то есть для тех, которые потребитель может отнести к одному и тому же производителю.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Как самостоятельно зарегистрировать свой бренд: пошаговое руководство

Как запатентовать идею в Роспатент