Найти тему

Что делать с агрессивными детьми?

Оглавление

Привет, вожатый! Бывало ли такое, что ребёнок внезапно начал бить другого? Или грубо обзывать? Или обижать другого без причины? Откуда эта агрессия и что с ней делать? Читай в этой статье!

Детская враждебность проявляется в грубости, задирчивости, драчливости. Ее проявлениями могут быть непослушание, несоблюдение режима, правил и законов детской организации. Крайние проявления агрессивности – это разрушительные, жестокие действия, антисоциальное поведение.

На силу агрессивных привычек влияет ряд факторов. С целью выбора правильной воспитательной позиции надо их различать:

  1. Дети, которые часто сталкивались с гневом, враждебностью в свой адрес, сами реагируют агрессивно даже на небольшое раздражение.
  2. Частое достижение успеха путем агрессии приводит к сильным атакующим привычкам. Если подросток привык добиваться успеха в отношениях устранением какого-либо препятствия силовым способом или каким-то образом за это вознаграждался, выбранный способ взаимоотношений становится преобладающим.
  3. Культурные и субкультурные нормы.

Кроме того, рассматривая детскую агрессию, необходимо учитывать роль темперамента, т.е. врожденные свойства человеческой личности, такие, как импульсивность, интенсивность поведенческих реакций, высокий уровень активности и независимости, могут оказать существенное влияние на развитие агрессивности ребенка. Так, например, независимые дети особо ярко сопротивляются групповому давлению, стремясь к самоуважению.

На разных стадиях подросткового возраста проявление агрессивности различно. У детей 10–11 лет преобладает физическая агрессия. У подростков 12–13 лет наиболее выражены реакции негативизма (оппозиционное поведение). Для 14–15-летних подростков в первую очередь свойственна вербальная агрессия (ссоры, крик, визг, угрозы, ругательства). Руководителю детского коллектива важно учитывать причины, возрастные особенности и типы проявления агрессии с целью прогнозирования конфликтных ситуаций и подготовки к ним.

-2

Занимаясь с агрессивным ребенком, важно учитывать то, что его поведение нельзя однозначно считать «плохим».

Агрессия выполняет защитную функцию в критической ситуации. Поскольку агрессивное поведение чаще наблюдается в критические возрастные периоды, его проявление свидетельствует о том, что ребенку стало сложнее переживать любую трудную ситуацию. Таким образом, периоды выраженной агрессивности случаются даже у здоровых, нормально воспитываемых детей.

Распространенными методами коррекции детской агрессии считаются следующие:

  1. Предложите нарисовать все свои эмоции на листе, а потом смять его и порвать. Энергия нужно обязательно перевести в безопасное русло!
  2. Если никому не наносится вред - игнорирование агрессивной тенденции, не фиксировать на ней внимания окружающих.
  3. Включение агрессивного действия в контекст полезной деятельности и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими. (Участие в спортивных состязаниях, трудное поручение в походе, конкурс «крикунов».)
  4. Установление запрета на агрессивные действия ребенка (не разрешать проявлять агрессию). (Например, отрядное правило: «У нас нельзя обзывать друг друга».)
  5. Активное подключение психолога для специальной поведенческой коррекции в случае крайней агрессивности ребенка разрушительного поведения.

«Неуправляемые дети» – техника адаптации

Самые шумные и подвижные, легковозбудимые и невнимательные – эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и к новым людям. В свою очередь, и окружающие нелегко приспосабливаются к ним. Трудности адаптации таких ребят связаны с несоблюдением лагерного режима, дерзостью и озорством, упрямством и несговорчивостью, эмоциональными перепадами в настроении, обидчивостью и впечатлительностью. Руководители детских коллективов часто называют их «неуправляемыми». И это можно понять. Гиперактивные, эмоционально неустойчивые дети действительно трудно поддаются контролю и не выносят давления.

  • Подавлять чрезмерную активность ребят или лишать их возможности много двигаться было бы слишком сурово и неэффективно. Более целесообразно направлять энергию в нужное русло. Подвижным, непоседливым детям нравятся спортивные игры, где ждать недолго и действия быстрые (футбол, каратэ, спортивные эстафеты). Им может быть приятно выполнять поручения, где требуются ловкость и быстрота (отрядные «связные»).
  • Часто упускаемый организаторами момент – энергичные ребята как бы занимают много места. Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства провоцирует неспокойных детей на конфликты с рядом располагающимися.
  • Кроме того, важно помнить, что «сидячие» занятия или, например, поездки нужно прерывать с целью разминки. Так, гиперактивный ребенок может реализовать свою потребность в движении и высвободить энергию приемлемым способом. Не всегда удается направлять гиперактивных детей, используя лишь слова. Есть риск быть не услышанным. Поэтому важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением.
  • Если говорить, смотря ребенку в глаза и придерживая за плечо или за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать.
  • Что касается соблюдения режима, то подвижному и невнимательному ребенку необходимо ясно и точно донести сведения о распорядке дня, убедиться, что он их запомнил. За несколько минут до смены деятельности об этом нужно предупредить, чтобы у ребенка был запас времени для переключения.
  • Если же такие ребята все же не выполняют каких-либо значимых требований, важно настойчиво и последовательно напоминать об обязательности их выполнения. Рано или поздно терпение будет вознаграждено.
  • Чтобы не возникало проблем с эмоциональными перепадами у впечатлительных детей, взрослые должны беречь их от перегрузок и учитывать обостренную чувствительность возбудимых ребят к внешним раздражителям: шуму, свету, запахам, эмоционально насыщенным событиям.
  • Рекомендуется вовремя замечать, когда ребенок утомлен, и ограждать его от лишних впечатлений, уменьшить возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься.

Любовь и понимания творят чудеса! Надеюсь, что эти советы обязательно помогут справится с проявлением агрессии у детей в вашем отряде. Делитесь в комментариях своими историями и способами работы с агрессией у детей.