Самара - это город контрастов, наряду с шикарными историческими зданиями в стиле модерна и других стилях, и просто интересными объектами, а также красивейшей речной набережной в России, которая занимает практически первое место , присутствуют казусы - а именно дороги и все, что с ними связано.
В конце 90х - начале 00х начинается активная автомобилизация города , и как следствие на дорогах возникают пробки. Но даже до этого периода и качество дорог да и планировка их весьма странна. Складывается впечатление ,что город должен был застрять в 80 х годах и по дорогам будут ездить только общественный транспорт и руководство на своих авто. Плюс ко всему этому имеется неоднозначная и планировка города и застройка микрорайонов, из за чего некоторые улицы "существуют участками" : чего стоит проспект Карла Маркса, который начинается практически от Железнодорожного вокзала и до 15 микрорайона , но проехать по этой улице весь маршрут невозможно, это бесконечные гаражи, помойки, местами даже нет асфальтированной дороги, частный сектор , а также Воронежская, Черемшанская, 22 партсъезда, Гастелло, Энтузиастов и многие другие. А те улицы, что строились более ли менее адекватно, видимо строились на "один день" совершенно без будущего и каких то планов, яркий пример: проспект Кирова, который на значительном участке имеет по 2 полосы в каждую сторон, чего не может быть на одной из главных улиц города. Пробки возникают на всех основных магистралях города: Московское шоссе и Ново-Садовая, Стара-Загора, Аэродромная, Гагарина, также на перпендикулярных им улицах: проспект Кирова, Ново-Вокзальная, Авроры, Масленникова на окраинах и многих других, а все потому что улицы не рассчитаны на такой трафик машин и качество дорог оставляет желать лучшего. В случае как и с метро многие существующие изменения носят спорный и даже абсурдный характер.
МОСТЫ.
Итак, в конце 00х начинаются попытки решения дорожных ситуаций - одно из первых решений это строительство Кировского моста. Первая его очередь был открыта в 2014 году! Мне сложно оценить его нужность городу, в порядке первой очереди, но скорее всего он был построен, чтобы разгрузить Южный мост - продолжение ул. Авроры.
Второй мост - это Фрунзенский мост - он соединяет основную часть города - Исторический центр с Куйбышевским районом, несмотря на наличие уже существующего моста, проблема поселка 116 км наиболее острая - район отдаленный и даже до центра города, не говоря уже дальше, - добраться проблематично , поэтому надобность этого моста мало кто отрицает.
Строительство началось в ноябре 2015 года, а фактически завершено в июле 2020г, но речь идет о первой очереди.
Строительство второй очереди Фрунзенского моста началось в декабре 2019 года. Эта часть включает в себя:
- многоуровневую развязку на пересечении Кряжского шоссе — Новокуйбышевского шоссе — Уральской — Утёвской.
- многоуровневую развязку на пересечении Пугачёвского тракта — Стромиловского шоссе — Грозненской:
- путепровод через железнодорожные пути на 1094-м км перегона Кряж — Самара.
строительство второй очереди моста планируют завершить в 2023 году.
Из за строительства этого моста "пострадала" небольшая трамвайная ветка, следовавшая на Хлебную площадь, в результате трамвайные маршруты были укорочены всего на 1 остановку, на данный момент их конечной является ул. Пионерская.
РАЗВЯЗКИ И ДОРОГИ.
Что касается развязок, пока они затрагивают только 2 основные магистрали: Московское шоссе и улицу Ново-Садовую, и не везде решают проблемы, а в некоторых случаях и вообще это - издевательство. Вообще все это строительство , по крайней мере большинство проектов точно было приурочено к Чемпионату мира 2018 г. Одно из первых преобразований это строительство кольцевой развязки на пересечении Московского шоссе и улицы Гагарина, а также создания "полноценной улицы" Луначарского, именно в кавычках. С одной стороны это неплохо и удобно, но оказалось что одна из причин это "убрать лишний светофорный перекресток" с ул. Киевской. В результате, если Вы едете со стороны Авроры, Партизанской и Вам нужно выехать на Московское шоссе в сторону центра , Вам необходимо или обязательно выехать на Гагарина или проехать по Тухачевского до Пензенской и там повернуть на Дачную, которая в "нормальном виде не существует", и скорее всего придется доехать до Владимирской. Очень удобно? Также и с Московского шоссе Вам нельзя повернуть налево на Киевскую. Вообще в Самаре есть одна беда - главные улицы имеют множество пересечений со второстепенными улицами. Пока есть 2 решения: установка светофоров на каждому шагу, или запрет на левые повороты в отсутствие светофоров, в особенности это касается 2 полосных улиц, Вообще на МШ - эта проблема также видна: на многие улицы просто нельзя поворачивать налево: нужно ехать до следующего перекрестка или ехать каким то образом в объезд: наиболее проблемный участок это как раз от м. Московской до Мичурина/Полевая. там нельзя сделать поворот налево ни на Клиническую ни на Владимирскую и нужно ехать до Чкалова. Естественно, нужна развязка на улицах Дачная/МШ/Мичурина и такие планы есть. Противоположная ситуация на проспекте Кирова, от Стара-Загоры до Ставропольской - на каждом шагу светофор , и как правило крайний левый ряд занят поворотниками налево, а дополнительно усиливает эффект остановки общественного транспорта , которые находятся между этими перекрестками а это дополнительный светофор + еще и дорога двухполосная. Вот и думаем , что же лучше. ) Но вернемся к этой развязке. Она призвана была разгрузить проспект Масленникова который "стоит" с конца 00х. И что мы получаем ? Это улица Луначарского просто упирается в никуда. С нее нельзя выехать ни на проспект Ленина, ни Ново-Садовую, за исключением, выехав, на формально существующий "кусок остатка Луначарского". вы доедите до Ново-Садовой и сможете повернуть только направо. В результате, если Вам нужно выехать на Ново Садовую в центр, Вам опять нужно опять выехать на многострадальный проспект Масленникова. Хотя можно повернуть налево на условный дублер Пр. Ленина , но какие там дороги и через какие дворы Вы сможете выехать и сможете ли вообще, большой вопрос. Здесь явно напрашивается строительство новой развязки, которая должна связать Ново-Садовую Масленникова, Проспект Ленина и Луначарского (и от части Соколова) . В таком варианте - это бестолково, практически всегда это улица просто пустует.
Остальные развязки - если можно так сказать были направлены на упорядочение движения по Московскому шоссе в сторону будущего стадиона Самара-Арена. На автовокзале было просто "разрезано" кольцо.
А вот на пересечении с Кирова и Ракитовским шоссе - сделали тоннели.
И в целом От Площади Ильюшина до Мехзавода было реконструировано Московское шоссе с созданием выделенных полос и съездов, которые, впрочем тоже вызывают немало вопросов.
Также была построена развязка на пересечении ул Демократической и ул Ташкентской тажке с мостом.
Уже после Чемпионата недавно была открыта новая развязка на пересечении Ново-Садовой и ул. Советской Армии.
Данная эстакада вызвала неоднозначные мнения и многие разошлись во взглядах, не все считают ее нужной.
Касаемо дорог, уже многие проблемы были озвучены выше, это как правило, узкие дороги, и невозможность расширения, потому что нынешняя застройка не предусматривает этого, улицы не имеющие выделенных полос для транспорта, улицы существующие "кусками", отсутствие правильно сформированных перекрестков, включая как светофорное регулирование, так и наличие подземных(надземных) переходов. Последние существуют в единичных количествах, отсутствие поперечных улиц или слабая их развитость (следующих с юга на север). Вот на последнем пункте остановимся поподробнее.
- Отсутствие полноценной улицы Советской и соединения ее с Ташкентской
- Узкий проспект Кирова, который уже давно нуждается в расширении и наиболее сложный его участок - это Площадь Кирова, где явно нужна развязка, но ее строительство будет осложняться наличием подземных переходов, Здесь явно что то надо менять. Пересечение Кирова со Стара-Загорой в виде кольца - тоже вызывает вопросы в таком варианте, возможно, здесь если уж не строить тоннель, возможно хотя бы "разрезать" кольцо и организовать грамотное светофорное регулирование. и даже подземные/надземные переходы
- Отсутствие целостной Воронежской. Хаотичная застройка привела к тому же эта улица существует кусками. Да она "обрубается частным сектором". Ну неужели на остальных участках нельзя ее сделать целостной?
- Узкая Ново-Вокзальная (на значительном участке из за существования трамвая, который не везде нужен, об этом писалось в прошлой статье), и практически ее отсутствие от МШ до Солнечной. Здесь я бы также предложил построить надземные переходы и перенести трамвайную остановку за МШ в сторону Ново-Садовой.
- Прерывистая ул. 22 партсъезда. Ее однозначно нужно соединять с Ново-Садовой , а также строить участок между Карла Маркса и Ставропольской
- Необходима и реконструкция ул. Советской Армии - особенно от МШ до А-Овсеенко. имеется сложный участок в районе ее пересечения с Блюхера, Ставропольской и А-Овсеенко (с наличием кольца), подумать о развязке в этом место и строительстве Ставропольской на этом участке было б неплохо.
- Также необходимо Продлевать ул Авроры до Н-Садовой , Однако и для этого нужно многое что сносить, и есть вероятность, что пострадает Ботанический сад, что конечно плохо.
- Также в никуда уходит и Революционная.
По сути оптимизация каждой из этих улиц помогло бы разгрузить соседнюю поперечную улицу.
Необходимо расширение и продольных улиц например: Стара-Загора, Аэродромная, Партизанская, Мориса Тореза и Вольская - а здесь еще более непонятная ситуация узкие улицы встречного направления разделенные большим газоном, к чему это? Но сейчас придуман "более легкий и бюджетный" вариант: перед перекрестком стали делать "выемки" типо неожиданно появившаяся полоса для поворотников - яркий пример Стара-Загора/Ново-Вокзальная - дешево и сердито.
Отдельно среди продольных улиц можно выделить проспект Карла Маркса- из нее уже более 50 лет хотят сделать крупную магистраль, но хотелось бы хотя бы, чтобы это была целостная улица , чтобы она смогла разгрузить МШ, но и здесь есть вопросы. Сам это проспект проходит по "условно" не по прямой. Например в районе Кирова: со стороны Н-Вокзальной - Карла Маркса "упирается" в Кирова в районе Огонька, а дальше он продолжается от Шоколадной фабрики. Получается 2 Т-образных перекрестка. И, конечно, надо подумать о выделенных полосах для ОТ.
ПЕРЕХОДЫ.
Касаемо переходов, Самаре явно не хватает переходов: на вскидку на ум приходят 4 старых подземных перехода ( станции метро совмещенные с переходами не учитывается). Это Киевская, Площадь Кирова, КРЦ Звезда, Завод Тарасова на МШ. А Надземные то у нас есть? В основной части города нет, за исключением еще непостроенного на Мехзаводе. Из новых есть 3 на МШ - около Империи, около Телецентра и третий на Революционной. Первый построен не в настолько важном месте (хотя на МШ , возможно и везде логично ) а два других - однобокие, ну логично , чтобы выходы были на каждую сторону улицы , а здесь нет такого - ощущение что для галочки. Однозначно, по моему мнению, надземный переход нужен на Автостанции Аврора, возможно, даже встроенный в ТЦ, еще один переход На МШ между Скалой и ТЦ КУБ, также возможно встроенный, как уже писалось выше на МШ и Ново-Вокзальной, на Кирова/Стара-Загора, на площади Кирова, возможно на Автовокзале, на Площади Мочалова (отдаленные районы здесь не описаны).
Конечно, за последние 10 лет Самара шагнула вперед, но есть к чему стремиться.)))