Оказывается, в нашей стране росли ананасы ещё до революции. То есть, несколько веков назад. И не только для стола богатых семейств, но и в нехилых масштабах. Занимались 80 сортами и отправляли на экспорт! И в Европе продавали, представляете — русские ананасы! С чего всё начиналось и чем закончилось?
Пётр Первый с удовольствием общался с голландцами, получал новые знания, искал экзотику для своего сада, пробовал диковинные плоды. Так случилось «знакомство» и с ананасами. В Голландии их (говорят, растения относятся к травам) выращивали с 1630 года. Император привёз ростки в Петербург, в оранжерею. Благодаря трудам садовников, «иностранцы» прижились. И понеслась!
Продаю усадьба с ананасовою теплицею
Поначалу ананасы зрели при дворце, затем стали популярны у дворян. Влиятельные семьи устраивали специальные теплицы, собирали урожай с мая по ноябрь. Пётр Столпянский, историк, писал, что просматривал старинные объявления о продаже недвижимости и заметил — в дворянские дома и усадьбы того периода шли с ананасовыми оранжереями. По одному этому уже можно судить о популярности новинки. И ананас также называли «царём плодов». А с 1732 года в России началась продажа. Тогда садовник Брантгоф (трудился в Москве) получил разрешение излишки реализовывать. И спелые плоды, и «произрастания». Вероятно, речь о рассаде. Стоил росток 2–3 рубля.
Засаливали в кадке или варили щи
Урожай впечатлял. В прессе того периода писали, что ананасов было много, что редко кто ел их свежими. Часто тушили, жарили и подавали как гарнир к мясу (разумеется, это было лакомство для состоятельных людей). В иных усадьбах не знали, что делать с избытком «травы», и обращались, как с огурцами или капустой. То есть, засаливали, мариновали. В меню дворянской кухни значились и щи из ананасов.
Делали и роскошное ананасовое вино. Буржуазнее и придумать сложно. В документах сохранилась информация о забродившем соке плодов, который хоть и пьянит, но прекрасно охлаждает в жаркий день и радует бесподобным ароматом. И шипучий сидр был!
Годились и для украшения интерьера по праздникам. К примеру, танцевальные залы. А Антуан Ван Дедем, наполеоновский офицер, в своём дневнике нарисовал, как после боя объедался ананасами из разрушенной оранжереи под Смоленском. То есть, это было действительно мощное увлечение дворянства. У Толстых, Лермонтовых и Чайковских тоже были ананасницы при усадьбах.
Километры «термосов»
Вскоре приступили и к масштабным работам, чтобы экспортировать урожай. Для выращивания сей экзотики строили теплицы-термосы, заглублённые на 1,5-2 метра. Иные достигали 5 километров в длину. Изнутри обшивали брусом или делали каменные стены, кирпичные. Крышу — пологой, из стекла. В помещениях устанавливали печи, чтобы поддерживать подходящую температуру. Функционировала паровая система нагревания. Зимой в конструкциях царило тепло.
Известно и об устройстве графа Зубова — паровом котле с трубками из металла. Они соединялись с корытами воды под грядками. Горячий пар по трубкам попадал в воду и нагревал её. Получались новые пары, поднимающиеся в грунт.
Кстати, из-за особенностей климата наши ананасы имели круглую форму. А вкус при этом — шикарный. В Англии же до 1820 года для согревания корней растений в оранжереях и теплицах садовники использовали навоз с опилками или дубовую кору. Хотя и там были инноваторы. Просто на их идеи не обратили внимания.
Недолго музыка играла
Российские ананасы хорошо продавали в Москве и Петербурге, «толпами» шли в Европу, получали знаковые места на выставках. Однако после отмены крепостного права производство замедлилось. Одни историки связывают это с тем, что многие опытные садовники были крепостными или иностранцами. Первые отказывались трудиться, а вторые порой принимали решение покинуть Россию. А оставшиеся — не все обладали достаточными знаниями. Другие исследователи полагают, что выращивание «царских плодов» перестало приносить достойную прибыль.
Правда, в 1880-х годах популярность несколько вернулась. Крупные имения смогли получить хорошие деньги. Например, Прусиново. Около 3 тысяч растений активно плодоносили. Урожай продавали и в стране, и за её пределами. В начале XIX века зарубежные фабрики могли брать пуд недорогих цейлонских ананасов, но предпочитали русские по двойной цене — потому, что ароматнее и вкуснее. Заморские же доставляли незрелыми. И для варенья выбирали русский урожай.
Спрос рос, но предложение не поспевало. Выращивать было практически некому. Есть мнение, что обучению садовников уделяли недостаточно внимания. Политические события, революция и войны тоже отрасли не помогли. А в советские времена ананасы и рябчики отождествлялись с буржуазией и капиталистами, стали дефицитом.
Но сейчас всё равно можно встретить людей, которые на своих участках выращивают экзотические растения. В том числе и ананасы.