Найти тему
История и культура Евразии

Самолёт М-4 - первый проект для осуществления Судного дня

Оглавление

После ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки встал вопрос о создании ядерной бомбы. Её создали, но возникла проблема со средствами доставки. Начали разработку бомбардировщика.

Им стал «2М» («М-4»); «Изделие 103»; по кодификации НАТО: «Bison-А» - из семейства советских реактивных дозвуковых стратегических бомбардировщиков разработки ОКБ Мясищева. «Изделие 103» — шифр конструкторско-технологической документации в системе МАП (министерства авиационной промышленности) в серийном производстве (в опытном производстве «Изделие 25»). Развитием проекта «М-4», в направлении повышения лётно-технических характеристик был: «3М» («М-6»).

Проектирование самолёта велось вместе с турбовинтовым самолётом «Ту-95». Это был противовес создаваемым американским B-52 и YB-60. На вооружение ДА СССР (Авиация дальнего действия СССР)
приняли обе машины. Самолёт «2М» уступал Ту в дальности полёта, из-за большого расхода топлива двигателей марки
АМ-3. Поэтому обладал меньшим радиусом действия.

История создания

В 1946 году советского авиаконструктора В. М. Мясищева отправили на работу в МАИ (Московский авиационный институт). Причина - предлагали копировать американский тяжёлый бомбардировщик В-29 для использования в качестве носителя ядерного оружия.

Владимир Михайлович Мясищев (15 [28] сентября 1902, Ефремов, Тульская губерния — 14 октября 1978, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук (1959), профессор (1947), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, почётный гражданин Тульской области (2017)
Владимир Михайлович Мясищев (15 [28] сентября 1902, Ефремов, Тульская губерния — 14 октября 1978, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук (1959), профессор (1947), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, почётный гражданин Тульской области (2017)

Мясищев и в МАИ продолжал заниматься вопросом создания дальнего стратегического бомбардировщика со стреловидным крылом большого удлинения.

Проект скоростного дальнего бомбардировщика

Мясищев анализировал характеристики английского и американского тяжёлых стратегических реактивных бомбардировщиков Vickers Valiant и XB-47, советского опытного бомбардировщика «150».

В 1949 году В. М. Мясищев привлечён авиаконструктором С. М. Алексеевым для работы над истребителем-перехватчиком И-215.

В это время, в СССР взорвали первый экспериментальный атомный заряд РСД-1. В основе заряда использовали данные по американской плутониевой бомбе Fat Man («Толстяк»).

В начале 1950-х в США, фирмы Boeing и Convair приступили к разработке реактивного межконтинентального стратегического бомбардировщика со стреловидным гибким крылом большого удлинения.

Туполев предлагает Сталину свой новый самолёт «85» как развития вариант "64",который разрабатывали ещё в военное время.

Ту-85 (по кодификации НАТО: Barge — «Баржа») — экспериментальный советский межконтинентальный стратегический бомбардировщик
Ту-85 (по кодификации НАТО: Barge — «Баржа») — экспериментальный советский межконтинентальный стратегический бомбардировщик

Споры вокруг проекта

Туполев несмотря на разработку в США самолётов со стреловидным крылом заявил Сталину:

  • «Я никогда не буду делать такой самолёт потому, что флаттер больших стреловидных крыльев совершенно не изучен, и на околозвуковых скоростях его преодолеть невозможно!»

В ответ Сталин сказал:

  • «А вот Мясищев, тот хочет! Он занимается какими-то делами в МАИ и даже вышел с предложением на Хруничева сделать стратегический бомбардировщик со стреловидным крылом…».

Проектирование

24 марта 1951 года подписали Постановление СМ СССР и ЦК КПСС № 949—469 об учреждении опытно конструкторского бюро ОКБ-23 под руководством В. М. Мясищева.

Разработку эскизного проекта В. М. Мясищев поручил Л. Л. Селякову.

Леонид Леонидович Селяков (22 апреля 1916 года, Киев — 16 октября 2002 года, Москва) — советский авиаконструктор, лауреат Ленинской и Государственной премий
Леонид Леонидович Селяков (22 апреля 1916 года, Киев — 16 октября 2002 года, Москва) — советский авиаконструктор, лауреат Ленинской и Государственной премий

Тему «25» объявили ударной для МАП.

Самолёт собрали в Жуковском ЛИИ - Лётно-испытательном институте. Первый полёт М-4 совершил 20 января 1953 года — спустя два месяца после первого полёта Ту-95; его поднял в воздух экипаж лётчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский).

Вторая опытная машина полетела в январе 1954 года под управлением экипажа Б. К. Галицкого.

1 мая 1954 года его показали на воздушном параде над Красной площадью.

Из построенных позже 32 самолётов три погибли вместе с экипажами. Во время третьей погиб заводской экипаж (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых лётчиков-испытателей).

Эксплуатация

М-4 имел:

  • размах крыла - 50,53 метра
  • длину крыла - 47,67 м
  • высоту - 14,1 м
  • нормальную взлётную массу - 138 500 кг
  • максимальную взлётную массу - 181 500 кг
  • максимальную скорость - 947 км/час
  • практическую дальность полёта - 8 100 километров
  • практический потолок - 12 километров
  • максимальная боевая нагрузка - 24 тысячи килограмм
М-4 на авиабазе Украинка Амурской области, 2004 год.
М-4 на авиабазе Украинка Амурской области, 2004 год.

Базой самолётов был аэродром Энгельс Саратовской области.

По тактике использования М-4 мог только долететь до США, отбомбиться и упасть в Тихом океане. Там экипаж по идее должна была забрать подводная лодка. На обратный путь возможностей самолёта не хватало.

После постановки на вооружение баллистических ракет М-4 переоборудовали в самолёты-заправщики M-4-II. Также они доставляли на Байконур различные грузы.