После ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки встал вопрос о создании ядерной бомбы. Её создали, но возникла проблема со средствами доставки. Начали разработку бомбардировщика.
Им стал «2М» («М-4»); «Изделие 103»; по кодификации НАТО: «Bison-А» - из семейства советских реактивных дозвуковых стратегических бомбардировщиков разработки ОКБ Мясищева. «Изделие 103» — шифр конструкторско-технологической документации в системе МАП (министерства авиационной промышленности) в серийном производстве (в опытном производстве «Изделие 25»). Развитием проекта «М-4», в направлении повышения лётно-технических характеристик был: «3М» («М-6»).
Проектирование самолёта велось вместе с турбовинтовым самолётом «Ту-95». Это был противовес создаваемым американским B-52 и YB-60. На вооружение ДА СССР (Авиация дальнего действия СССР)
приняли обе машины. Самолёт «2М» уступал Ту в дальности полёта, из-за большого расхода топлива двигателей марки АМ-3. Поэтому обладал меньшим радиусом действия.
История создания
В 1946 году советского авиаконструктора В. М. Мясищева отправили на работу в МАИ (Московский авиационный институт). Причина - предлагали копировать американский тяжёлый бомбардировщик В-29 для использования в качестве носителя ядерного оружия.
Мясищев и в МАИ продолжал заниматься вопросом создания дальнего стратегического бомбардировщика со стреловидным крылом большого удлинения.
Проект скоростного дальнего бомбардировщика
Мясищев анализировал характеристики английского и американского тяжёлых стратегических реактивных бомбардировщиков Vickers Valiant и XB-47, советского опытного бомбардировщика «150».
В 1949 году В. М. Мясищев привлечён авиаконструктором С. М. Алексеевым для работы над истребителем-перехватчиком И-215.
В это время, в СССР взорвали первый экспериментальный атомный заряд РСД-1. В основе заряда использовали данные по американской плутониевой бомбе Fat Man («Толстяк»).
В начале 1950-х в США, фирмы Boeing и Convair приступили к разработке реактивного межконтинентального стратегического бомбардировщика со стреловидным гибким крылом большого удлинения.
Туполев предлагает Сталину свой новый самолёт «85» как развития вариант "64",который разрабатывали ещё в военное время.
Споры вокруг проекта
Туполев несмотря на разработку в США самолётов со стреловидным крылом заявил Сталину:
- «Я никогда не буду делать такой самолёт потому, что флаттер больших стреловидных крыльев совершенно не изучен, и на околозвуковых скоростях его преодолеть невозможно!»
В ответ Сталин сказал:
- «А вот Мясищев, тот хочет! Он занимается какими-то делами в МАИ и даже вышел с предложением на Хруничева сделать стратегический бомбардировщик со стреловидным крылом…».
Проектирование
24 марта 1951 года подписали Постановление СМ СССР и ЦК КПСС № 949—469 об учреждении опытно конструкторского бюро ОКБ-23 под руководством В. М. Мясищева.
Разработку эскизного проекта В. М. Мясищев поручил Л. Л. Селякову.
Тему «25» объявили ударной для МАП.
Самолёт собрали в Жуковском ЛИИ - Лётно-испытательном институте. Первый полёт М-4 совершил 20 января 1953 года — спустя два месяца после первого полёта Ту-95; его поднял в воздух экипаж лётчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский).
Вторая опытная машина полетела в январе 1954 года под управлением экипажа Б. К. Галицкого.
1 мая 1954 года его показали на воздушном параде над Красной площадью.
Из построенных позже 32 самолётов три погибли вместе с экипажами. Во время третьей погиб заводской экипаж (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых лётчиков-испытателей).
Эксплуатация
М-4 имел:
- размах крыла - 50,53 метра
- длину крыла - 47,67 м
- высоту - 14,1 м
- нормальную взлётную массу - 138 500 кг
- максимальную взлётную массу - 181 500 кг
- максимальную скорость - 947 км/час
- практическую дальность полёта - 8 100 километров
- практический потолок - 12 километров
- максимальная боевая нагрузка - 24 тысячи килограмм
Базой самолётов был аэродром Энгельс Саратовской области.
По тактике использования М-4 мог только долететь до США, отбомбиться и упасть в Тихом океане. Там экипаж по идее должна была забрать подводная лодка. На обратный путь возможностей самолёта не хватало.
После постановки на вооружение баллистических ракет М-4 переоборудовали в самолёты-заправщики M-4-II. Также они доставляли на Байконур различные грузы.