Найти тему
Завуч в теме

Студенты-практиканты. У статьи будет жизнеутверждающее начало и немного грустное окончание...

Оглавление

Вот и закончилась практика студентов 4 курса. В пятницу я подписала последние документы…

Ситуация

Всего в нашей школе проходили практику 38 студентов. Больше всего было физкультурников – 10 человек, 8 историков и 8 англичан, 6 физиков и 6 биолого-химиков. Нагрузка у студентов разная. Например – историки вели лишь по 1 классу. То есть – 3 урока в неделю (2 часа история+ 1 общество). Физкультурники вели по 2 класса (6 часов в неделю). Физики – по 2 класса (4 часа в неделю). Химики-биологи – по 1 классу, но два предмета (2 биологии и 2 химии), англичане – по 2 класса, один класс в начальной школе (2 часа) и один класс в основной, 5-9 классы (3 часа в неделю). Такие условия устанавливает не школа, а сам педуниверситет.

Документация студентов. Личное фото.
Документация студентов. Личное фото.

Допускаю, что в других регионах эти требования могут отличаться. Поэтому, сразу договоримся – об этом в комментариях мы спорить не будем, ладно?

Праздник души

Посетила несколько уроков, это были история и английский. Гуманитарные предметы мне ближе, чем физика и химия. Однако, и на 1 химию попала. Про остальных практикантов беседовала с учителями. Интересно ведь, что про студентов думают педагоги? А то многие родители возмущаются – зачем нам поставили практикантку? И темы она не так объясняет, и оценки плохие ставит («…а имеет ли она право????»)… Итак, стоит ли нам тратить время, «натаскивая» практикантов?

Химия

Сама я в химии, скажем - так себе. Кое-что помню. Но в школе я ее не любила и не понимала. Специально пришла посмотреть на юную «химичку». Попала на тему про амфотерность.

Начало урока. На столе у практикантки стоит маленький аквариум (террариум?) в котором сидит… Живая лягушка! Рядом стоит глиняная «амфора» (на самом деле – бутылка из-под какого-то вина, выполненная в виде амфоры). Студентка задает вопросы: что видим на столе? что такое «амфора»? к какому классу относятся лягушки? что общего у лягушки и амфоры? И дальше – по теме… Потом проводились эксперименты.

Теперь я навсегда запомнила, что амфотерность – это способность вещества проявлять признаки как кислотных, так и основных свойств))) Думаю, дети тоже запомнят такой урок!

Понимаю, что не каждый учитель принесет на урок лягушку. Да и эта принадлежала не лично практикантке, а взята «напрокат» у знакомого. И амфора – тоже. Мне понравилось то, что девушка с такой фантазией и желанием отнеслась к уроку.

Английский язык

2 класс. Тема – «Города». Лексика: названия городов, повторение фраз «Как вас зовут?», «Откуда вы?», «Приятно познакомиться». Студентка устроила «Встречу в аэропорту». То есть весь звуковой антураж аэропорта был записан и звучал «в эфире».

Ситуация создана такая. В аэропорту представитель турфирмы, с табличкой, ждет туриста или туристку. Кого – он не знает. Одноклассникам, на ушко, сообщены города, откуда они прибыли. Задача встречающего вести диалог с туристами: «Здравствуйте – Здравствуйте. Как вас зовут – Меня зовут (имя). Откуда вы? – Я из Новгорода. Извините» И так – до тех пор, пока не отыщется нужный турист. С нужным именем и нужным городом. Добавляются фразы «Nice to meet you! - Nice to meet you too!» И «счастливчик» занимает место гида, игра продолжается…

5 кла сс. Тема «Одежда». Студентка устроила целый магазин! Наверное, принесла половину своего гардероба))) На каждой вещи – рукописный ценник. Все развешено в два ряда. Выходят двое – продавец и покупатель. Начинается диалог… Я думала, за 1 урок она не успеет всех спросить. Однако – успела. Еще и в тетради что-то записывали

Конечно, понимаю, что подготовить 3-6 уроков в неделю, это не к 27-30 подготовиться… Но, к чести студентов, хочу сказать – подготовка на высшем уровне! Глаз у них не замыленный. Применяют необычные приемы «вовлечения в тему».

Внеклассные мероприятия

Они тоже входят в программу практики. Классные руководители, за которыми были закреплены студенты, остались в полном восторге. «Вот что значит молодость! Я бы такие конкурсы для мальчишек на 23 февраля ни придумать, ни провести сама бы не смогла!» «8 марта в этом году прошло на ура! Даже родители писали в чате, что дети пришли домой в восторге»… Не буду продолжать отзывы. Ясно только одно, что такое «разбавление» старой крови просто необходимо.

Кое-что практиканты посещали, кое-что проводили сами.
Кое-что практиканты посещали, кое-что проводили сами.

А теперь – о грустном…

Я каждый год задаю студентам вопрос – собираются ли они в школу? Понравилась ли им работа с детьми? И каждый год утвердительно мне отвечают лишь 1-2 студента. Хочется понять, куда же они потом деваются? Куда устраиваются на работу? В этом году я разговорилась со старостой англичан. Назовем её Инной.

- Понравилось работать с детьми?
- Сначала да. А потом – не очень. Я так старалась. Что-то придумывала, игры, конкурсы, разные способы введения лексики и объяснения грамматики. Сама составляла тестовые упражнения. Перерыла Интернет в поисках интересных интерактивных заданий… На уроках дети вели себя так активно, столько хороших оценок зарабатывали.
Но как только наступал момент писать словарный диктант или тест по модулю – у половины двойки. Такое чувство, что они дома совсем не готовились. Под конец практики я «сдулась». Поняла, что затрачиваемые усилия не дают желаемого эффекта.
- В школу работать пойдешь?
- Да ни за что!
- Ну а куда в наше «трудное международное время» ты сможешь устроиться? Теперь-то не требуется огромного количества секретарей-референтов со знанием языка, да и технические переводчики не так востребованы. О турбизнесе вообще молчу – развиваются в основном российские направления.
- Я твердо знаю, что буду работать репетитором. Я уже сейчас, студенткой, подрабатываю 8-10 тысяч в месяц. Причем – по скайпу. У меня, например, есть девушка из Ростова, 22 года. Есть второклассник Вова. Час занятий – 600 рублей. Я бы и больше подрабатывала, но надо успевать учиться.
- А в интернет школах не пробовала работать? Например – «Skilbox», «Фоксфорд»?
- Узнавала условия. Считаю, что они не выгодные. Там учителю платят за час 400 рублей. И работать я буду то ли с одним человеком, то ли с группой… А с группой я не хочу.
А еще я подписана в «Инстаграмм» на девушку-репетитора. Её заработок – 80-90 рублей в месяц. Она выкладывает посты и видео о том, какого уровня учеников она набирает, чему они научились за месяц, два, три и т.д. Отбоя от желающих заниматься нет. И все это – через Интернет. При этом она путешествует, занимается собой…
- Ну это же ещё надо наработать такую репутацию!
- Я понимаю, что надо будет вкладывать в себя, постоянно повышать квалификацию – проходить курсы, самостоятельно разрабатывать программы и задания. Я готова это делать. Но – не для школы и не для массы. Только – под индивидуального ученика.

Вывод

Талантливые студенты у нас есть. И школа очень-очень ждет таких. Вот только сами «таланты» не хотят работать с «массой». Не видят в этом смысла. Мне от этого грустно становится. А вам?

Подписываться на мой канал или нет - решать только вам. Здесь я честно рассказываю о том, что происходит в современной школе. Пишу, к сожалению, нечасто.