Начальник и руководитель. Две организаторские должности, два подхода к управленческой деятельности. Предназначены для решения принципиально разных задач. Должности, исповедующие разный стиль управления, и востребованные в компаниях и организациях, диаметрально противоположных по духу. В чем же отличия? Рассмотрим сначала примеры:
- "Начальник шлагбаума" - звучит нормально. "Руководитель шлагбаума" - как-то звучит странновато.
- "Начальник отдела режима" - норм звучит. "Руководитель отдела режима" - звучит странно.
- "Начальник атомной подводной лодки" (звучит нормально. Ещё лучше звучит - "Командир атомной подводной лодки"). А вот "руководитель атомной подводной лодки" как-то, как-то странновато.
- "Начальник цеха" - ОК! "Руководить цеха" - не подходит.
Есть ансамбль песни и пляски имени Александрова. Дирижера ансамбля представляют как "Начальник и художественный руководитель". Вот "Художественный руководитель" звучит естественно. А вот "Художественный начальник" звучит не очень.
Начальник это больше про чёткое и неукоснительное соблюдение регламента, заранее утвержденного регламента; следованию протокола, не допускающего двоякого толкования и т.д. Здесь не надо ничего изобретать. Отсюда следует, что начальник не признает ошибки. Поскольку иначе получается, что начальник совершил сразу две ошибки: первая - по своей инициативе отошел от регламента и вторая - отойдя от регламента к тому же совершил ошибку. Это удар по его репутации! А руководить наоборот, это больше про риск, про поиск чего-то нового, исследование неизведанного, нахождение на переднем крае, постоянное изобретение каких-то новых решений, работа в условиях неопределенности, принятие определенного риска, некоторая доля авантюры. Руководитель работает на переднем фронте, а после успешной работы, создания успешной технологии, он передает её сопровождение начальнику. Ошибки являются неотъемлемой частью руководителя. Без ошибок невозможно двигаться вперёд. Поэтому руководитель спокойной признает ошибки. Совершать ошибки входит в обязанности руководителя!
Начальник это больше про должность, а руководитель это больше про человека. Начальник для управления подчиненными использует свою должность, а руководитель использует свои человеческие качества. Авторитет начальника держится на его должности, а не на нём самом. Если он теряет должность, то теряет авторитет. Если руководитель меняет место работы и зовет своих бывших сотрудников, то они весьма серьезно отнесутся к его предложению, поскольку знают, что и на новом месте будут заниматься сложными, интересными, необычными задачами, а если начальник меняет место, то никто из бывших сотрудников к нему не пойдёт. Ведь должность-то его здесь осталась! :) Начальник не бывает хорошим или плохим. Он либо соответствует должности или нет. Однако соответствовать должности это также непросто, как и быть хорошим руководителем!
Если из компании уходит сотрудник, для начальника нет особой разницы, если это никак не сказывается на его должности. А для руководителя это удар, катастрофа! Удар по его грандиозным планам совершить что-то великое! Перейти от лопаты к Трактору, слетать на Луну, высадиться на Марсе! Для начальника важно сегодня выкопать лопатой 10 траншей, и завтра тоже не менее 10, а лучше 11. А для руководителя важно построить трактор! Начальник дорожит своей должностью, а руководитель дорожит решаемыми задачами.
Начальник это больше про количественные решения, а руководитель про качественные решения. Начальник это больше про возраст, а руководитель больше про молодость.
Начальникам больше свойственны агрессия, напор, резкость. Иногда это
это следствие их положительных качеств, нужных для работы
а у некоторых она оторвана от реальности и ни к чему ни привязана, болтается как морской конек в толще воды.
У начальника есть подчиненные,
У руководителя есть команда. (начальник и его команда - как-то не очень звучит:) ).
Начальники приходят на готовые задачи, им не надо ничего развивать, им надо просто поддерживать. Начальник это про сохранение, руководитель это про развитие. Начальников больше в госструктурах, поскольку только два бизнеса в этом мире не могут прогореть, один из них это государство :) Начальник это минимизация рисков, руководитель - максимизация прибыли.
У руководителя высококвалифицированная работа, а у начальника не так. Он как специалист по лавинам, его знания только в здешнем рельефе имеют ценность, работают и востребованы, а в другом месте надо заново учиться. А здесь все его знают, знают что он начальник, он здесь ценен. Переход с повышением в другую организацию практически невозможен.
Начальник смотрит наверх и он заодно со своим начальником. Руководитель смотрит вниз и он заодно со своим коллективом. Начальник считает, что втащить его повыше может только его начальник. Руководить считает, если его и вытолкнет что-то повыше, то только его коллектив, только успехи его сотрудников. Поэтому начальник активно смотрит в сторону своего начальника, а у руководителя фокус на своих сотрудников. Начальник старается экономить время своего начальника, а руководитель ценит время своих сотрудников.
Руководителем человека назначают когда понимают, что у него есть идеи,
есть понимания как их решать и что получится в итоге. Эти задачи ему бы и поручили. Единственно есть проблема - у него не 50 рук. В таком случае ему придают в управление 50 рук и он должен ими двигать :). Руководитель формирует повестку своих сотрудников. Руководитель это тот, кто хочет задачу сделать сам, но отдаёт ее на аутсорсинг своей команде.
У начальника не так. У начальника мысли следующие - "Вы придумайте себе какие-нибудь задачи, а их решение я тогда проконтролирую". Начальник это про форму, а руководитель про содержание.
Начальник пытается напустить на себя некоторую загадочность. Как будто он знает что-то такое, что-то этакое. Как будто он является носителем каких-то неземных знаний, ауры, мышления, неподвластного для понимания. А руководитель, наоборот, пытается казаться обычным человеком, будучи весьма незаурядным, странным, иногда странноватым человеком. И у обоих это редко когда получается :)
Про руководителя можно вспомнить что-то тёплое, про начальника - нет.
Руководить не боится показаться смешным, а для начальника это катастрофа. Руководитель может быть в каких то моментах неуклюжим,
над ним где-то можно подшутить. Для начальника - нет, это разрушит всю его ауру. У начальника всё официально. Он даже спит очень официально :)
Компании и организации бывают начальственного типа, а бывают руководящего типа. Даже внешне похожие организации могут быть разного типа. Выбирайте место работы исходя из вашего предназначения!
Однако только начальник может привить вам планомерность, развить методичность и подтянуть системность в работе, что позволит будущим руководителям экономнее расходовать ресурсы при проведении исследований, в том числе обреченные на провал!
P.S.
Управленцы бывают разные - некоторые соответствуют понятию главкома ВМФ - который говорил, что задумывается о замене командира атомной подводной лодки, если его подчинённые за глаза не называют командира м...даком, а некоторые руководители научно-исследовательских институтов получают в качестве подарка на юбилей получают свою фотографию размером два метре на выложенную из фотографий сотрудников института :))) разные управленцы, разный стиль, разные области деятельности, разные задачи. Управленцы всякие нужны :)