Найти тему

Немного о Тарковском

4 апреля исполнился девяносто один год со дня рождения Андрея Арсеньевича Тарковского, кинорежиссёра мирового масштаба.

Режиссёр А.А. Тарковский (фото из свободного доступа)
Режиссёр А.А. Тарковский (фото из свободного доступа)

К творчеству Тарковского относятся по - разному. Диапазон данного отношения варьируется от полного неприятия до полного восторга. Представьте себе такую картину: среднестатистический телезритель, который наслышан о Тарковском, но до сих пор не смотревший его фильмы. Вот телезритель садится в кресло перед своим телевизором, включает, а там начинается "Сталкер". "Вот здорово!" - думает зритель, - сейчас смогу насладится творчеством великого художника." Кино начинается, зритель в предвкушении. Но вот на экране появляются какие-то двери, шум проходящего мимо дома поезда, от которого сотрясается мебель. Интерьер жилища - то ли "бичёвник" (простите за солдафонский жаргон), то ли обитель обнищавшего интеллигента.

Фильм "Сталкер" (фото из свободного доступа)
Фильм "Сталкер" (фото из свободного доступа)

Бесконечно длинные планы. Так называемый, внутрикадровый монтаж: камера отъезжает, наезжает, фокусируется на одном предмете, на другом. Дальше зритель видит бьющуюся в истерике Алису Фрейндлих, после чего думает: "Э-э, нет, что-то тут не то..." И переключается на другой канал, где идут какие-нибудь ментовские войны. Знакомство с Тарковским состоялось (или не состоялось).

Алиса Френдлих, фильм "Сталекр" (фото из свободного доступа)
Алиса Френдлих, фильм "Сталекр" (фото из свободного доступа)

На съёмке "Сталекра" (фото из свободного доступа)
На съёмке "Сталекра" (фото из свободного доступа)

Другой случай. Лежит на диване уже другой гражданин, но тоже среднестатистический. Смотрит телик, начинается какое-то "Зеркало". А, Тарковский... Слышали мы... Ну-ну... Но смотрит. Начало многообещающее - мужчина (актёр - Анатолий Солоницын) пытается заигрывать с женщиной (Маргарита Терехова). А затем - какой-то поток сознания, - чёрно-белые кадры сменяются цветными, порывы ветра, дождь, деревня, мальчик с босыми ногами, пожар, Маргарита Терехова одна, Маргарита Терехова другая. Каков сюжет? Сюжета нет. О чём фильм? Непонятно. Воспоминания автора из детских лет. Рефлексия. В общем, всё это для понимания становится настолько сложным, что в конце концов, в том месте, где мальчик в московском дворе сжигает ветки, а Маргарита Терехова спрашивает у своего собеседника, кому являлся Бог в виде пылающего куста (для справки: Моисею), - телезритель "не вывозит" и переключается на хоккей. Знакомство с Тарковским не состоялось (или состоялось).

Снимается "Зеркало". Тарковский, Терехова, Солоницын (фото из свободного доступа)
Снимается "Зеркало". Тарковский, Терехова, Солоницын (фото из свободного доступа)

Съёмка фильма "Зеркало" (фото из свободного доступа)
Съёмка фильма "Зеркало" (фото из свободного доступа)

В чём же причина? Дело в том, что кино Тарковского сложно для восприятия неподготовленному зрителю. Да и показывать его фильмы по телевидению, наверное, пустая трата времени. Сначала нужно о Тарковском что-то почитать, посмотреть, с кем-нибудь поговорить о нём. Потом пробовать смотреть. И начинать лучше не с "Зеркала", а с "Иванова детства" или "Андрея Рублёва", чтобы привыкнуть к режиссёрской манере Тарковского. Чтобы длинные планы не раздражали своей продолжительностью. Нужно привыкнуть к глубинному кадру, привыкнуть к своеобразной композиции кино Тарковского. И только потом приниматься за "Зеркало", при это понимая, что будем смотреть отнюдь не блокбастер, а заумное и местами очень скучное кино. Готовы потратить полтора часа? Тогда вперёд, к познанию высокого искусства! Если даже "не зайдёт", то при случае в разговоре можно будет похвастаться, - вот, на днях смотрел(а) Тарковского...

Глубинный кадр Андрея Тарковского (фото из свободного доступа)
Глубинный кадр Андрея Тарковского (фото из свободного доступа)

Кстати, читал у Н.С. Михалкова, что съёмка длинным планом - это признак высокого режиссёрского мастерства.

Почему-то высокое часто бывает скучным. Приведу несколько примеров.

Принято считать, что финальные матчи чемпионатов мира не отличаются увлекательностью. Это академический футбол, очень правильный и нудный, потому что цена ошибки очень высока, а победитель получает всё и его (победителя) не судят. Тоже самое происходит в боксёрских поединках тяжеловесов, - скучное топтание на риге. Только специалисту будет понятен замысел боксёров - нужно выстоять и получить всё. А что нужно зрителю? Нокаут в первом раунде. И в музыке. Самые сложные для исполнителя пьесы - это музыка, которая воспринимается с трудом. Музыка, которая для слуха очень сложна и исполнять её могут только виртуозы. Попробуйте послушать "Трансцендентальные этюды" Ф. Листа или "Сонату для фортепиано № 32" Бетховена. Каким будет впечатление. Помните, как говорил Промокашка из "Места встречи изменить нельзя". Так и я могу, "Мурку" давай! Примерно тоже самое с кино Андрея Тарковского. Такое и я смогу снять, давайте мне комедию!

Итого. Андрей Тарковский (хотим мы или не хотим) - один из символов русской культуры. Впрочем, как и мировой. Он в одном ряду с Акиро Куросавой и Федерико Феллини. Жизненный путь Тарковского характерен для личностей из разряда гениев, - его творчество тяжело воспринималось и зрителем, и коллегами по режиссёрскому цеху. Вынужден был жить на чужбине, там же умер и похоронен. Ему было всего 54 года. Признание и более широкую известность он приобрёл уже после смерти. Должно было пройти какое-то время, чтобы фильмы Тарковского признали шедеврами мирового кинематографа. Хотя снял он совсем немного.

На этом, пожалуй, всё.