Можно ли увидеть звук, услышать цвет или почувствовать вкус голоса? Да! И на такое способна психика человека! И название этому феномену – синестезия.
Синестетом был, например, абстракционист Василий Кандинский. И конечно, эта особенность не могла не повлиять на творчество художника. Он считал, что живопись можно слушать. Его полотна - не хаос или импровизация, к каждой картине он писал множество эскизов, продумывал каждую линию, форму, цветовые сочетания.
Желтый цвет у него ассоциировался со звуком трубы или фанфар; фиолетовый – это фагот; оранжевый – альт; красный – трубы или барабан; синий – виолончель, контрабас или орган; а зеленый – спокойные, растянутые средние тона скрипки. Точка, линия, как и любая другая форма также задавали свое звучание, атмосферу. У других же синестетов ассоциации могут отличаться.
Разнообразия форм синестезий удивляет, некоторые из них - сложно представить!
Например, каждая буква может асссоциироваться с определенным цветом. Писательница и синестет Патриция Линн Даффи, будучи ребёнком, как-то сказала своему отцу: «Я поняла, чтобы сделать "R", мне нужно сначала написать "P", а затем нарисовать линию вниз от петли. Меня так удивило, что я могу превратить жёлтую букву в оранжевую, просто добавив чёрточку».
Советский психолог, один из основателей нейропсихологии Александр Лурия описывает в своей удивительной книге, рассказывающей об особенностях восприятия профессионального мнемониста, следующий эксперимент: испытуемому даётся тон 50 Гц и 100 дБ. Он видит коричневую полосу на тёмном фоне с красными языками: на вкус этот звук похож на кисло-сладкий борщ, вкусовое ощущение захватывает весь язык.
Приведем еще одну цитату из этой книги: "Какой у вас жёлтый и рассыпчатый голос", − сказал он как-то раз беседовавшему с ним Льву Выготскому. "А вот есть люди, которые разговаривают как-то многоголосо, которые отдают целой композицией, букетом..., − говорил он позднее, − такой голос был у Сергея Эйзенштейна. Как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня... Я начинаю интересоваться этим голосом − и уже не могу понять, что он говорит...
Другой феномен восприятия, сейчас, наверное, более известный в массовой культуре – ASMR, имеет похожие механизмы и некоторыми исследователями сравнивается со слухово-тактильной синестезией. Но это уже тема для отдельного разговора.
Вот такие невероятные особенности есть у некоторых людей. Дар это или проклятье, смотря как на это посмотреть. Наверное, каждый случай индивидуален…
Наслаждаясь полотнами Василия Кандинского, не пытайтесь понять или уловить скрытые визуальные образы, ведь абстракция – это беспредметное искусство. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям, позвольте рождающимся в вас эмоциям быть прожитыми, музыку вы, скорее всего, не услышите, но гармония цвета, линий, форм - все это принесет как минимум эстетическое наслаждение.