Найти тему
Сокол-корабль

Чурила Плёнкович. Самый красивый богатырь

Золотые кудри водопадом рассыпаются по широким плечам. Он одет в шелка и золото. На его красоту засматриваются все представительницы прекрасного пола – и молодые девушки, и замужние бабы, и даже древние старухи.

Он словно прекрасный цветок среди простых полевых трав. Его имя Чурила Плёнкович и он самый красивый русский богатырь.

Чурила Плёнкович. Иллюстрация, созданная нейросетью.
Чурила Плёнкович. Иллюстрация, созданная нейросетью.

Над секретом его имени и отчества давно бьются ученые, но наиболее вероятными являются версии, что Чурила – уменьшительное от Чурослав. А имя его отца – Плёнк связано со словом плённый, что означает плод и плодовитый. Учитывая красоту и огромную половую энергию, это наиболее логическое объяснение богатырского имени и отчества.

В русском эпосе богатыри часто наделяются гиперболизированными качествами, в число этих качеств входит и красота. Чурила Плёнкович относится к богатырям, о которых особенно охотно поют женщины-сказительницы. Наиболее длинная и сюжетно полная былина о нём была записана от сказительницы Пашковой, ссылка на полный текст былины будет в комментариях.

Всего о богатыре-красавчике известно три сюжета: «Чурила и князь Владимир» – в этой былине Чурила попадает на службу к русскому князю,
«Дюк Степанович» – Чурила тягается в красоте с другим былинным красавцем Дюком Степановичем, «Смерть Чурилы» – в этой былине Чурила погибает от рук обманутого мужа, этим сюжетом заканчивается цепь былин об этом богатыре.

Чурило Пленкович. Иллюстрация Ивана Билибина. 1902 год.
Чаще всего в былинах Чурила описывает с желтыми кудрями, но мэтр сказочной иллюстрации изобразил красоту богатыря более "восточной"
Чурило Пленкович. Иллюстрация Ивана Билибина. 1902 год. Чаще всего в былинах Чурила описывает с желтыми кудрями, но мэтр сказочной иллюстрации изобразил красоту богатыря более "восточной"

Прекрасный богатырь, ужасный богатырь

Этот добрый молодец уделяет огромное внимание своей внешности. Он обязательно готовиться к выходу в люди перед зеркалом. Своей красотой он требует преклонения перед собой:

Он кафтан одел, да рыта бархата,
А сапожки на ножки да зелен сафьян,
Дорого сафьяну да из Индеи богатоей,
А покрою-то из Литвы проклятоей,
А шитья-то прочного русского:
Носики шилом, да пяты круты,
Круг носочка яйцом покати,
А под пятку хоть соловей пролети:
Золотые кудри да расчесывает,
Светлые он пуговки застегивает -
Эти пуговки да алмазные,
А петлицы из семи шелков.
Эти пуговки да алмазные,
На пуговках-то нарисовано
По дородному да доброму молодцу,
А на петлицах нарисовано
По душеньке красной девице:
Пуговицы расстегнутся – они обнимутся,
Пуговицы застегнуться – поцелуются.


Однако в русском эпосе красота редко сопровождается какими-то хорошими качествами. Красота обязательно оттеняется скверным характером, да делами неумильными.

И первая встреча с этим богатырем начинается для князя Владимира с разорения его земель – в стольный град начинают приходит один за другим жалобщики.

Они жалуются, что Чурило Плёнкович со своей дружиной выловили всех зверей в лесах, постреляли всех птиц в небесах, выловили всю рыбу в глубоких реках. Четвертыми приходят крестьяне – у них все посевы и огороды пожгли, а над женами и дочерьми надругались.

Князь Владимир принимает решение найти загадочного разорителя и предать его честному суду.

Дюк Степанович. Иллюстрация из книги "Русские народные сказки" издательства "Детская литература". 1942 год. Другой былинный красавчик, перещеголявший Чурилу Плёнковича.
Дюк Степанович. Иллюстрация из книги "Русские народные сказки" издательства "Детская литература". 1942 год. Другой былинный красавчик, перещеголявший Чурилу Плёнковича.

Встреча двух солнц

В русском фольклоре сохранились описания небесного дворца. Из забытых мифов это описание проникло в сказки, былины и песни, которые исполняют колядовщики, когда ищут новорожденное солнце – Коляду.
Это описание является традиционным и лишь варьируется, сохраняя узнаваемую форму.

В колядках дом солнца стоит на семи столбах, в золотых теремах живет солнце. Колядовщики переходят от одного дома к другому, продолжая свой бесконечный поиск Коляды.

Именно так солнышко Владимир ищет двор Чурилы. И наезжает он на двор, в котором мы узнаем небесный двор солнца. Встреча красного солнышка Владимира и Чурилы Плёнковича это буквально встреча двух светил.

Стоит тут двор да на семи столбах,
Около того двора да высокий тын,
По углам четыре башенки,
А на башнях маковки золочёные:
Подъезжают к воротам тесовым,
Над воротами икон да ровно семьдесят,
Под воротами да подворотенка дорогой рыбий зуб.


Встречает Владимира хозяин этого золотого двора – Плёнк Станиславович. Отец богатыря-красавца говорит, что сына нет дома, но он скоро приедет.

В этот момент земля начинает трястись и Владимир видит огромное богатырское войско. Витязи Чурилы поигрывают тяжелыми палицами, подкидывая их в воздух. Сам предводитель войска Чурила показывает свою удаль, перепрыгивая на скаку с одного коня на другого.

Владимир пугается, что пока он отлучился из столицы это по его душу едет войско поганой Литвы или грозный посол из Орды. Но Плёнк Станиславович успокаивает русского князя – это сыночек с прогулки едет.

Чурила сразу догадывается, зачем приехал князь Владимир и откупается от суда золотом, серебром, жемчугом и дорогой шубой. Эти подарки приходятся по сердцу ласковому князю и он прощает Чуриле разорение своей земли и призывает богатыря-красавца к себе на службу.

И Чурила Плёнкович соглашается.

В следующей статье мы расскажем о смерти Чурилы Плёнковича, богатыря-любовника.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.