(1971 год. Город Заречный. Свердловская область)
"Ты читаешь лёжа?! Это неуважение к автору!" - сказала мне моя Прабабушка!
Впервые такое слышу. Обычно говорили, что от чтения лежа зрение испортится. Это не имело должного воздействия. "Когда ещё оно испортится"- , думала я - "потом в глубокой старости". А тут прозвучал совсем другой посыл...
Сама Прабабушка Мария Никандровна - мать моего дедушки Аркадия Ивановича, "поджарая" женщина, сидела за накрытым скатертью круглым столом и читала! Странно, ей было почти 80 лет, но казалась молодой!
Свои веские слова она сказала, не повернув головы в мою сторону, видимо, наблюдала боковым зрением как я читаю, лёжа на диване. "Что ты обычно читаешь дома?" - снова спросила она, уже не уточняя, как именно читаю.
Я ответила, что читаю журнал "Мурзилка", много детских книг. Сказку "Конек-горбунок" читала много раз, почти всю наизусть знаю. И другие сказки. Стихи Александра Сергеевича Пушкина очень люблю читать и рассказывать.
"Прочитай, вот это", - выслушав меня, сказала Прабабушка и протянула мне журнал "Роман-газета", в котором напечатана повесть Виталия Александровича Закруткина "Матерь человеческая".
Журнал издавался на скромной тонкой серой бумаге, текст напечатан мелким шрифтом...
После ярких, иллюстрированных детских книг с чёткими буквами на плотной белой бумаге, читать что-то в "Роман-газете" сначала мне показалось невозможным.
У нас домой тоже выписывали этот журнал, но я его тогда ещё не читала.
А здесь в гостях у наших родственников со стороны дедушки, я впервые прочитала произведение в таком серьёзном журнале. Прочитала быстро. Потому, что было очень интересно. Повесть рассказывает о Марии, женщине, способной выживать самой и сохранять жизнь всему живому вокруг неё во время Великой Отечественной войны.
Вот так моя Прабабушка живо настроила на чтение литературы для более старшего возраста.
А что, пора, все-таки с осени уже во втором классе буду учиться!