Давайте заглянем сегодня за дверь, ведущую к формированию умения работать с текстом. Очень часто учителя русского языка и литературы жалуются на то, что современные ребята совсем не умеют ориентироваться в прочитанном произведении, затрудняются в поиске нужных цитат из текста.
- Молодёжь перестала читать! - утверждают они.
Так ли это? Но ведь интерес к книге, к чтению необходимо закладывать и развивать с раннего детства. И, в первую очередь, эта забота ложится на членов семьи, окружающих малыша. Вот только большинство современных родителей настолько загружены повседневными заботами, что о необходимости чтения детям книг вслух даже и не задумываются. И очень часто современные первоклассники не могут отличить "Курочку Рябу" от "Колобка" и "Трёх медведей". Вот тогда этим и приходится заниматься нам, учителям начальной школы. Вопрос лишь в том, как это сделать? С чего начать?
Я с первых дней пребывания детей в школе начинаю с рисования. Заводим специальные индивидуальные альбомы, в которых всё время рисуем. Кстати, с альбомами не расстаёмся все четыре года обучения. Спросите, зачем? Всё просто. Рисование - это не просто весёлое занятие, это сложный процесс, в котором мысленному образу или чувству придают видимую форму. Рисование необходимо детям для полноценного развития. Как это связано с работой над текстом? Читая детям какое-либо произведение, я ставлю перед ними задачу в ходе моего чтения нарисовать главных героев или последовательность действий рассказа. Для самых маленьких советую начинать с историй Ю. Сутеева. Так услышанное детьми начинает ими обдумываться, анализироваться и "выплёскиваться" на бумагу. Мне же хорошо становится видно, насколько внимателен был ребёнок, как глубоко он понял смысл услышанного, правильно или с ошибками воспринял текст. Допустившие ошибки, получают домашнее задание вновь прослушать или прочитать этот рассказ и нарисовать новую картинку.
В своих альбомах мы можем рисовать не только иллюстрации, но и радугу штриховыми линиями, ребусы и синквейны, выражать цветовыми пятнами свои эмоции от услышанного или увиденного. Такая работа всегда увлекает детей, у них развивается речь, появляется интерес к чтению. Рисование учит соотносить речь с действием, развивает целенаправленность внимания, воображение, фантазию ребёнка. Часто с детьми выходим на улицу - в соседний парк или школьный двор. У каждого моего воспитанника на этот случай есть специальный облегчённый складывающийся стульчик и планшетка. Учимся у природы слушать её звуки, наблюдать сезонные изменения. И обязательно зарисовываем. Иногда пробуем сочинять сказки, истории о берёзке или цветке, старом пне или заброшенном гнезде. И опять оформляем их с помощью рисунков. Дети в восторге от того, что у них получилась не просто собственная сказка-история, а настоящая тайна. Ведь только они смогут её правильно поведать по готовым иллюстрациям. Так работа с текстом постепенно становится для моих учеников обычным заданием, не вызывающим затруднений. А я понимаю, что нашла ещё один способ благоприятно влиять на функциональную зрелость головного мозга ребят.
Рисуйте, рисуйте и ещё раз рисуйте!