Найти в Дзене
Заражённый совестью

Павел Большаков: ТИХАЯ СЕНСАЦИЯ В ЧЕЛЯБИНСКЕ

Как это часто бывает, судьбоносные события в литературной среде не интересны ни прессе, ни чиновникам, ни обывателям. Но, слава Богу, есть в Челябинске центральная библиотека им. А. С. Пушкина, где всегда собираются писатели и читатели Южные Урала.
И в минувшую пятницу, 17 марта, здесь состоялась презентация уникального издания – первого тома Антологии литературы Южного Урала (А-К). Составители – известный в России литератор Алексей Казаков (он же шеф-редактор), лидер челябинского отделения Союза писателей России Олег Павлов, директор издательства "Абрис" Юрий Маше.
В августе предполагается выход второго тома Антологии, посвящённой 90-летию писательской организации Челябинской области (1934-2024). Событие неординарное: в Антологию попали и забытые писатели России, чья судьба так или иначе пересекалась с судьбой Урала; и наши современники, чьё творчество не забыто; и неожиданные имена тех, кто не думал о писательском поприще, но издавал свои книги.
Антология как издательский жанр предполагает краткую биографию писателя и знакомство с некоторыми образцами и цитатами его творчества. В первый том челябинского издания вошли 219 имён литературной панорамы XVIII-XXI веков. Есть имена удивительные в контексте географии Южного Урала: Сергей Есенин (приезжал в Оренбуржье в 1921 году, чтобы вслед за Александром Пушкиным пройти путь Емельяна Пугачёва), Валентин Катаев (роман о строительстве ЧТЗ «Время, вперёд!»), Владимир Даль (автор толкового словаря «живого русского языка» был помощником губернатора Оренбургской губернии), Иван Крылов (баснописец родился в Троицкой крепости Оренбургской губернии), Наталья Кончаловская (внучка Василия Сурикова и жена Сергея Михалкова написала книгу-впечатление о Магнитогорске и Челябинске), Александр Градский (родился в Копейске Челябинской области, писал музыку и стихи), Ярослав Гашек (автор "Похождений бравого солдата Швейка" в 1918 году служил в политотделе 5-й армии Восточного фронта красных и в это время жил в Челябинске), Акмулла (поэт татарского, казахского, башкирского, русского народов учился в Троицком медресе в XIX веке), Гарин-Михайловский (автор «Детства Тёмы» строил в начале прошлого века транссибирскую железную дорогу через Златоуст и Челябинск), Виталий Бианки (недолго жил на Урале, писал о челябинцах и природе региона), Александр Кердан (почётный гражданин Коркино Челябинской области, начинал писать стихи на Южном Урале).
Можно долго перечислять имена талантливых поэтов не забытых на страницах уникальной Антологии писателей Южного Урала: Виктор Губарев, Борис Брук, Владимир Бирюков, Марк Гроссман, Вячеслав Богданов, Александр Куницын, Александр Золотов, Сергей Борисов, Николай Година, Римма Дышаленкова, Рустам Валеев, Дмитрий Кондрашов, Илья Банников и братья Павловы.
Мне очень понравилась идея шеф-редактора Алексея Казакова не забыть в своём справочном издании журналистов, которые тоже писали историю Южного Урала в средствах массовой информации на хорошем литературном языке. Счастлив попасть в одно издание с легендами моей журналисткой юности Лией Вайнштейн, Михаилом Аношкиным, Николаем Верзаковым, Геннадием Дмитриным.
Среди выступающих на презентации мне понравилась позиция моего любимого поэта Яниса Грантса: он читал не свои стихи, а любимые – поэта Веры Киселёвой. И это прочтение было на уровне открытия забытого имени.
Я позволю себе некоторые пожелания в адрес составителей, которые можно и проигнорировать без ущерба содержанию уже изданного тома: на все вкусы, как говориться, не угодишь, и я это прекрасно понимаю.
Хочу задать естественный вопрос: будет ли в нашей Антологии путешествие по Оренбургской губернии Александра Пушкина, который собирал материалы о Пугачёвском восстании? И выдержка из повести «Капитанская дочка» или из «Истории Пугачёвского бунта» была бы уместна в той части, где есть описание истории Южного Урала. Ведь путешествие Сергея Есенина в 1921 году по Оренбургской губернии послужило поводом для включения национального поэта в первый том Антологии. А вопрос у меня возник тогда, когда я не обнаружил в биографии Владимира Даля упоминаний про Александра Пушкина, которого он в качестве помощника губернатора сопровождал по Оренбургской губернии. Именно в этот период Пушкин посоветовал Далю переехать в Санкт-Петербург и издать свой знаменитый словарь «живого русского языка». Именно поэтому на Мойке последние слова перед смертью великий Пушкин произнёс на руках Владимира Даля, который всю жизнь боготворил и прислушивался к Александру Сергеевичу.
Но я чуть подробнее остановлюсь на именах тех, кто, на мой взгляд, немотивированно не проявился на страницах Антологии. Мой друг, писатель Вячеслав Лютов, написал перед ранним уходом из жизни биографию нашего земляка из Кыштыма: Антона Владимировича Карташёва, историка и философа, автора «Очерков по истории Русской Церкви» и «Вселенских соборов», последнего обер-прокурора Святейшего синода и профессора Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Кстати, из недавней моей переписки с парижанкой – виртуальной подругой – я узнал, что православный Париж и вся верующая Франция хорошо знают труды Антона Карташёва. Может, при переиздании Антологии, если оно состоится, мы восстановим имя писателя, вычеркнутого из памяти земляков – героя последнего повествования Славы Лютого?
Мне кажется, что несправедливо «вычеркнуто» имя Ивана Купцова, живого и работоспособного автора уникальных изданий, которые могут составлять гордость южноуральской литературы: он составитель нескольких справочно-информационных изданий, в том числе единственного Путеводителя по фондам Белой армии, хранящимся в РГВА (М., 1998, в соавт.). Автор ряда научных публикаций по истории Гражданской войны (в частности, документального исследования «Челябинск. Июль-август 1919 года»), монографии «Род Строгановых», свыше 270 статей в энциклопедии «Челябинская область». Один из составителей книги «История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: хронология» (Чел., 2005) и «Каппель и каппелевцы» (Москва, 2007), составитель (совместно с В. С. Боже) книги «Старый Верхнеуральск в слове современников» (Чел., 2009). Научный редактор книги «Лабиринты поисков: родственники и свойственники А. С. Пушкина: исследование-эссе» М. П. Рыжовой (2006), научный консультант в авторском проекте Д. Г. Графова «Старый Челябинск в открытках и фотографиях» (Чел., 2008).
Слава Богу и Казакову, что лучший краевед Челябинской области Владимир Боже справедливо попал в первый том. Но был и есть краевед Иван Купцов – «певец белой гвардии». Не к лицу нашей интеллигенции вычёркивать из истории личности только потому, что они «белые». По этой причине и колчаковский офицер Павел Северный не должен попасть во второй том. Но именно он и будет главным открытием августовского продолжения Антологии писателей Южного Урала.
Оставлю без комментариев «вычеркнутое» из справочного издания имя Павла Бажова, который описывал Урал в своих сказах. Обидно за того, кого с детства боготворили все уральцы и не только. И очень огорчусь, если моя любимая Юнна Мориц не войдёт в нашу Антологию: гений поэзии войну пережила в Челябинске и тепло отозвалась о нашем городе и людях. Сегодня она, пожалуй, самая читаемая и почитаемая в мире русской литературы XXI века...

Александр Пушкин, хоть и не попал пока в уральскую Антологию, но пожелал авторам-составителям:
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…»

Верю, в августе, когда планируется выход второго тома Антологии (Л-Я), нас ждут открытия забытых и полузабытых талантов. И, конечно, нас ждёт знакомство с уже легендарными именами в истории южноуральской литературы: Людмила Татьяничева, Константин Скворцов, Валентин Сорокин, Нина Пикулева, Кирилл Шишов…
Павел БОЛЬШАКОВ, член Союза журналистов России


P.S. В библиотеке им. А. С. Пушкина уже есть этот том Антологии, в которой вы можете узнать тексты и биографии оригинальных личностей в истории русской литературы: Алексей Казаков, Николай Антипин, Дмитрий Бавильский, Лера Авербах, Николай Воронов, Ася Горская, Николай Болдырев, Максим Клайн. Как много звёздных имён откроет вам первый том Антологии писателей Южного Урала. И всё-таки за кадром моего повествования осталась оценка этого титанического труда издателей: Антология сразу же, при тираже в 100 экземпляров, стала памятником литературы России…

-2