Найти тему

Скандальная парочка: Ида Рубинштейн и Габриэле д'Аннунцио

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В 1911 году в одном из французских изданий появилась карикатура на танцовщицу Иду Рубинштейн и писателя Габриэле д'Аннунцио, страстно танцующих танго. Притом писатель предстает на рисунке выше своей партнерши почти на голову, правда, он в туфлях на высоком каблуке. На самом деле соотношение по росту было обратным. Ида была очень высокой женщиной, и это мешало ей выступать в классическом балете, где традиционно требовались невысокие изящные балерины, которых партнер мог бы легко поднимать.

Не имея данных для балета, Ида Рубинштейн, тем не менее, мечтала о балетной сцене.

Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Французская карикатура 1911 года на Габриэле д'Аннунцио и Иду Рубинштейн.
Французская карикатура 1911 года на Габриэле д'Аннунцио и Иду Рубинштейн.

Она была дочерью миллионера и с детства привыкла получать, что хотела. Обладая высоким ростом и угловатой пластикой, она хотела быть балериной — и точка! На свои деньги Ида организовывала антрепризы и сама выступала в них. Тут обнаружилось, что эстетика ее движений органична стилистике не классического, а модернистского балета. В этой области танца Рубинштейн выглядела убедительно и талантливо. Ее заметил Сергей Дягилев и пригласил в свои "Русские сезоны". Или, скорее, Ида попросилась туда, внеся свой спонсорский вклад...

Как бы то ни было, именно на сцене ее увидел Габриэле д'Аннунцио, был пленен и загорелся идеей написать для нее пьесу. Так появилась пьеса-мистерия на музыку Клода Дебюсси "Мученичество святого Себастьяна".

Габриэле д'Аннунцио и Ида Рубинштейн, 1911 год.
Габриэле д'Аннунцио и Ида Рубинштейн, 1911 год.

Д'Аннунцио был личностью неоднозначной. Талантливый писатель и драматург, как личность, он отличался не очень приятными качествами и взглядами. Но в 1910 году он был еще весь в искусстве и пока не лез в политику. Знойная Ида сразила его в самое сердце, она тоже влюбилась в него со всей страстью своей души. Она была разведенной женщиной (брак длился буквально несколько недель) и исповедовала модные тогда взгляды на половые отношения, ни в чем себя не ограничивая в этом смысле. Габриэле обожал страстных женщин типа вамп, в общем, с Идой они составили гармоничную пару. Правда, такие эмоциональные отношения не могли продолжаться долго.

"Мученичество святого Себастьяна" Рубинштейн поставила с собственной труппой, уйдя в 1911 году от Дягилева. Премьера состоялась в Париже в театре Шатле. Был скандал. Роль католического святого исполняла сама Ида, которая была, во-первых, женщиной, а во-вторых — исповедовала иудаизм. Архиепископ Парижа был возмущен. Впрочем, и публика не выразила восторга. Ей вообще ничего не понравилось — ни пьеса, ни постановка, ни игра Иды Рубинштейн, которая не только танцевала, но и декламировала. Короче, был провал.

Неудача окончательно развела Иду Рубинштейн и Габриэле д’Аннунцио. Страсть закончилась.

Читайте еще на моем канале:

Художник с двумя именами: Роже де ла Пастур и он же Рогир ван дер Вейден

Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении