На этой неделе проходит забастовка сотрудников крупнейшего маркетплейса России Wildberries. Поводом стало изменение системы санкций для продавцов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ) из‑за которых селлеры получили многомиллионные штрафы, а зарплата работников ушла в минус. «Афиша Daily» выяснила, что происходит.
Бунт продавцов и многомиллионные штрафы от алгоритма
В начале марта более 160 поставщиков обратились к Wildberries с досудебной претензией. За февраль маркетплейс начислил им суммарный штраф на более чем 600 млн рублей и заблокировал их товары. Причиной санкции стал введенный в начале месяца запрет на продажу безникотиновых вейпов и курительных смесей.
В Wildberries заметили, что продавцы все равно продолжили размещать запрещенную продукцию. «Позднее мы даже запустили программу-бота для удаления нежелательных карточек товаров, так как столкнулись с большим объемом нарушений, о чем также публично проинформировали общественность. — добавил Forbes представитель площадки. — В некоторых случаях на одного продавца приходится по 500–800 таких предложений».
Селлеры рассказали изданию, что в результате автоматического применения санкций штрафы были начислены всем, у кого были карточки в категории «Товары для курения», в том числе и тем, кто продавал незапрещенные курительные трубки, POD-системы и кальяны. Многие получили штрафы за товары, карточки которых удалили, подчинившись обновленным правилам. Кроме того, одни селлеры не могут вывезти свою продукцию со складов либо имеют возможность сделать это только платно, а другие жалуются, что и вовсе лишились доступа к маркетплейсу.
2 марта около 40 продавцов собрались у офиса Wildberries в Москве, чтобы получить разъяснения и передать представителям компании претензию. Они требуют отмены вмененных штрафов и возможности либо бесплатно забрать свой товар, либо реализовать его в короткий срок. Получив отказ принять претензию, продавцы вызвали полицию.
Сотрудники ПВЗ — без зарплаты из‑за брака
Другое изменение правил площадки вызвало негодование у сотрудников и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ). 3 марта руководство заявило, что с того же дня будет удерживать из заработной платы 100% стоимости вещи, которую возвращает покупатель из‑за подмены и в случае одобренного брака. Возможность оспорить решение не предусмотрена. Представитель WB добавил, что такое правило ввели из‑за оценки некоего внутреннего алгоритма, которая показала, что в 98% таких возвратов виноват сотрудник ПВЗ.
В соцсетях некоторые работники делятся скриншотами из личного кабинета, где их баланс уходит в минус на 100–500 тыс. рублей. Кроме того, при наличии штрафа у менеджеров нет возможности вывести из системы свою заработную плату. Нововведения они обсуждают в беседах в телеграме — например, в чатах «MEGA Бунт» (почти 17 000 подписчиков) и «Вайлдберриз. Правда сотрудников» (около 7000 подписчиков). Идея закрыть пункты и начать забастовку возникала в ходе беседы не раз. «Мне теперь за их подмены работать бесплатно?» — задаются вопросом работники ПВЗ. Чтобы соблюдать юридические рамки, сотрудники решили открывать точки, выходить на работу, но не выдавать заказы.
Первые дни забастовки
14 марта около 50 человек — собственников ПВЗ пришли к офису Wildberries в Москве, чтобы получить обратную связь от руководства. «[Мы требуем] сделать систему оплаты максимально прозрачной — систему мотивации за рейтинг, систему удержаний и так далее. Сейчас все идет в одностороннем порядке со стороны Wildberries, нас это не устраивает», — сообщил РБК один из владельцев.
Представители WB и в этот раз не вышли на встречу, а владельцы ПВЗ вызвали полицию. В компании усомнились, что к зданию пришли их реальные партнеры и добавили: «Телеграм-каналы раздули из мухи слона и представили это как „бунт“ или „штурм“ партнеров, но они представляют лишь 0,1% от их общего количества». Увеличение штрафов в WB называют способом защитить продавцов от ситуаций, когда менеджеры ПВЗ или покупатели подменяют товары.
На следующий день пункты выдачи заказов по всей стране стали закрываться. Из 33 000 точек 13 800 принадлежат частным владельцам, которые просто сотрудничают с маркетплейсом. По большей части именно они присоединились к забастовке. Ряд ПВЗ не открылся в Екатеринбурге, во Владивостоке, в городах Иркутской области, Чите, Бурятии, Забайкальском крае. Тем не менее, организаторы отмечают, что забастовка не охватила крупные города полностью. В центральной России, в частности в Москве, бастующих оказалось гораздо меньше из‑за больших штрафов за простой.
Сотрудники требуют списания всех начисленных долгов по браку и подменам, создания регламента работы от приемки товара до приемки на возврат от покупателя, возможности оспаривать штрафы, возвращения удержаний на уровень максимум в 20% от зарплаты и перевода работников на трудовые договоры с договоров ГПХ после прохождения испытательного срока.
Ответ Wildberries
Сначала в Wildberries опровергли информацию о забастовке. «Информация о закрытии пунктов выдачи и уж тем более о забастовках не соответствует действительности, — заявили в пресс-службе площадки. — Пункты самовывоза продолжают работу в стандартном режиме». Представители также отрицали все претензии сотрудников, в том числе невозможность оспаривать решение о штрафах и обязательство оплачивать всю стоимость товара, возвращенного в случае брака или подмены.
Позже в телеграм-каналах появились сообщения о том, что Wildberries начал вывозить товары из бастующих пунктов выдачи и деактивировать аккаунты тех, кто приезжал к офису компании в Москве. Тогда представители компании подтвердили закрытие нескольких ПВЗ и вывоз товара «в целях безопасности».
«С „партнерами“, которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности», — добавили в компании.
Редактор «Афиши Daily» Анна Красюк посетила несколько ПВЗ Wildberries в Москве, чтобы узнать, принимают ли они участие в забастовке и как их сотрудники относятся к протесту. Все точки были открыты, в одном из пунктов заявили: «Пока принимать участие в забастовке не планируем, если с WB что‑то будет не так, уйду работать в Ozon, как раз неподалеку открывается ПВЗ». Сотрудница другого пункта согласилась подробно рассказать о работе и своем отношении к забастовке.
Евгения
Сотрудница одного из официальных пунктов выдачи заказов Wildberries в Москве
«У нас официальный ПВЗ Wildberries, и он продолжит работать. Но мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и сотрудники франшиз. Нам начисляют штрафы, если с товарами что‑то случилось. Штрафы за опоздания, за грубые нарушения. Или штрафуют, если сотрудник продает белый пакет вместо фиолетового.
О системе штрафов
Мы работаем так: ночью приехал водитель, поставил [на точку] большие коробки. Я прихожу на ПВЗ, включаю сканер и начинаю приемку. Чтобы принять товар, надо считать QR-код с коробки. При этом водитель уже зафиксировал в системе, что сюда прибыла эта коробка с определенным количеством товаров. И дальше все, что происходит с ее содержимым, — моя ответственность. Если я не приму какой‑то товар, меня оштрафуют. Но я даже не могу узнать, был ли он в коробке, потому что перечня содержимого у меня нет.
Кроме того, раньше у нас [в приложении] были QR-код и инструкция на случай, если привезли бракованный товар. Мы помечали его, убирали и оформляли возврат. Потом правила поменяли
Возврат возможности пометить бракованный товар на этапе приемки в ПВЗ — одно из требований бастующих.
. Теперь мы должны показывать бракованный товар клиенту, и он решает, брать его или нет. Если приходит покупатель, видит, что у него товар с браком, процент от его стоимости удерживают
С 3 марта, если покупатель возвращает бракованную или подмененную вещь, 100% ее стоимости удерживается с сотрудника ПВЗ.
с меня, потому что в системе на этапе приемки нельзя отметить брак.
Бредовость ситуации заключается в том, что неважно, какой это брак: товар сломали, пока перевозили, или заводской дефект, например дырка в одежде, в любом случае штраф на мне.
Считается, что это я его повредила на пункте. В принципе, логично, ты можешь уронить коробку, грохнуть вазу, тогда действительно ты ее сломала, а не водитель. Но во многих случаях я даже не могу осмотреть товар. Приходит, допустим, порошок, упакованный в отдельную коробку, я не вижу, в каком он состоянии. Слышу — трясется, но вдруг там сама упаковка порвана, и он трясется уже рассыпанный по коробке.
Что же будет дальше? Опубликую в следующей статье .