В последний день 1978 года, в праздничную зимнюю пору по телевидению показали фантастический фильм режиссера Леонида Квинихи́дзе «31 июня». В его названии была дата, которой в природе не существует. Фильм-сказка имел большой успех, приковав к экрану советских зрителей. Важной частью облика картины стала её музыкальность, там прозвучало множество песен авторства Александра Сергеевича Зацепина. Четыре композиции от лица принцессы Мелисенты довелось спеть 23-летней певице Татьяне Анциферовой. Во многом эта работа и дала старт карьере исполнительницы, способствовала её узнаваемости. В своё время ей пророчили звездный статус, сопоставимый с Пугачевой.
«У нас будет две больших певицы - Пугачева и Анциферова»,
- так мнение критиков по этому поводу воспроизводила в интервью сама Татьяна Владимировна.
Её музыкальная карьера была нестабильна и не столь успешна. Свидетели эпохи конца 70-х – 80-х годов, наверняка, вспомнят много композиций в её исполнении, но наиболее узнаваемыми сольными хитами в репертуаре Анциферовой стали две песни, впервые прозвучавшие её голосом в фильме «31 июня»: «Мир без любимого» и «Ищу тебя», более известная по первой поэтической строчке «Всегда быть вместе не могут люди». История этих песен неразрывно связана с фильмом, в то же время обе продолжали и продолжают звучать вне контекста картины, и у каждой из них своя судьба, в которой немало примечательных фактов. Сегодня поговорим об этих двух нетленных зацепинских хитах через призму фильма и творческой судьбы их исполнительницы.
Пролог: как создатели «31 июня» переписали британскую сказку и обрели «голос Мелисенты».
Предыстория советского телевизионного фильма ведет на британские острова, где жил и творил писатель-фантаст Джон Бойтон Пристли. Из-под его пера вышла книга «The Thirty-first of June», фэнтези-сказка, рассказывающая историю влюбленных из разных исторических эпох– средневековья и современности. Издание оригинального романа датировано 1961 годом. На русском языке в переводе Протасова и Хинкиса «31 июня» было впервые опубликовано в 1962 году на страницах литературно-художественного журнала «Иностранная литература».
Спустя более, чем полтора десятилетия, режиссер Леонид Квинихи́дзе встретился в «Доме кино» со своим институтским приятелем Борисом Дуровым. Режиссер, в послужном списке которого уже было несколько ярких работ, задумывал снять «что-то особенное» и поделился идеей с товарищем. Дуров вспомнил об английской сказке, опубликованной в «Иностранной литературе», которую они читали ещё студентами ВГИКа. Произведение представлялось очень кинематографичным, так, по совету коллеги, литературный первоисточник был найден.
Это было как раз то, что искал Квинихидзе, но вот сценаристка Нина Фомина произведение не оценила, сочла его скучным и решила, что сама напишет лучше. В результате от британского первоисточника осталась лишь название, общая фабула и очень отдаленные мотивы. В частности, один из временных пластов, который у Пристли соответствовал моменту написания книги – началу 60-х, перенесли даже не в 70-е, когда снимался фильм, а в далекое будущее, которое для нас уже стало настоящим – в начало XXI века.
Главную мужскую роль – художника Сэма Пенти , сыграл Николай Еременко-младший, а заглавный женский образ – принцессы Мелисенты из XII века воплотила Наталья Трубникова.
По основной специальности она была балерина и вокальными данными, даже на актерском уровне, не обладала. Было очевидно, что исполнение песен от лица её героини необходимо доверить вокалистке. За других героинь в этом фильме также пели профессиональные певицы – Жанна Рождественская и Лариса Долина.
Анциферовой попасть в такую хорошую компанию во многом помогли случайность и стечение обстоятельств. Вопрос о том, кто подарит голос Мелисенте, мог бы решиться очень просто: самой очевидной кандидатурой представлялась Алла Пугачева, с которой Зацепин в те годы плотно работал, и именно благодаря хитам авторства Александра Сергеевича она и стала звездной певицей. Более того, Алла Борисовна пробовалась в «31 июня» в качестве актрисы, правда, на другую роль – леди Нинет, фрейлины Мелисенты. В итоге её сыграла Людмила Власова, а спела Долина. К моменту начала работы над фильмом сотрудничество Пугачевой и Зацепина прекратилось, между ними произошла ссора.
Исполнительницу, которая станет певческим голосом Мелисенты, искали довольно долго, перепробовали 8 кандидатур, но композитору никто не нравился, пока он не послушал записи солистки ансамбля «Музыки» при Ужгородской филармонии по фамилии Анциферова.
Уроженка Стерлитамака происходила из семьи выходцев из Харькова, ещё в детстве переехала на родину родителей. Здесь начался её музыкальный путь, школьницей она пела в самодеятельном коллективе, в 1971 стала солисткой ансамбля «Везувий». Его руководитель Владимир Белоусов станет супругом певицы. Через несколько лет коллектив сменил название, перебравшись в Закарпатье, в Ужгород, где прикрепился к филармонии. Попробовать Анциферову в фильм «31 июня» Зацепину порекомендовали их общий знакомый, харьковский саксофонист Марк Беспалько, он передал композитору её записи.
Приглашение в Москву стало для певицы неожиданностью. То ли в шутку, то ли в серьёз в интервью Татьяна Владимировна говорила, что в тот момент «не знала, кто такой Зацепин» и сообразила, о ком речь лишь, когда ей перечислили написанные им песни.
Она сомневалась и ехать не хотела, но всё же приняла предложение.
«7 января 1978 года мы с мужем приехали на его студию, попили чай, познакомились. Это была большая домашняя студия, в одной комнате был микрофон, в другой аппаратура. И в этот же день сразу он предложил мне записаться»
- рассказывает Татьяна Анциферова.
Сделали пробную запись одной композиции, к которой была готова фонограмма. Спустя месяц певицу вновь вызывали в столицу, её вокал устроил режиссера и музыкального руководителя Давида Запольского. Певицу ознакомили со сценарием, записали оставшиеся композиции. Исполняя их, Анциферова, по её словам, отталкивалась от образа американской актрисы Одри Хепберн.
«Всегда быть вместе не могут люди».
Музыка и песни в фильме «31 июня» звучали прогрессивно и современно для того времени. Режиссер Леонид Квинихидзе поставил перед композитором задачу написать несколько песен «в духе времени». Однако, дело не только в этом.
Пишут, что «осовремениться» Александра Сергеевича побудил разговор с дочерью-подростком, которая упрекнула родителя в том, что его музыка уже не интересна молодежи.
Александр Сергеевич был всегда открыт к экспериментам и поискам нового звучания. Композитор принял вызов молодого поколения, и целый год ушел у него на изучение новых музыкальных веяний - рока, диско и так далее.
«И я бросился изучать новые направления в эстраде. Купил пластинки, ребята дали. И мне стало нравиться! Я начал сочинять в этом стиле… Я понаписал массу произведений, экспериментировал, но песен еще в таком ключе не был. Всё это вылилось в фильме «31 июня»,
- вспоминал Зацепин.
Композиция «Ищу тебя», ставшая заглавной в картине, писалась Зацепиным не для фильма, а сама по себе, за некоторое время до начала работы над картиной. Текст вышел из-под пера его постоянного соавтора Леонида Дербенева.
А исполнительницей могла стать всё та же Алла Пугачева.
«Ещё до фильма я показал эту мелодию Алле, просто сыграл её на рояле, и ей понравилось, а потом мы о ней просто забыли»
, - рассказывал Александр Сергеевич.
С Пугачевой он рассорился, а песня попала под запрос режиссера картины «31 июня» и нашла своё место и свою исполнительницу, зазвучав с телеэкрана голосом Татьяны Анциферовой.
После фильма эту композицию «перехватила» другая певица. На пластинке фирмы «Мелодия» «Ищу тебя» была издана в исполнении Ксении Георгиади, что стало неожиданностью для Анциферовой. По одной из версий, причина такого решения была в том, что сотрудников «Мелодии» не устроил вокал «киношной версии». Диско-песня, по их мнению, должна была звучать мощнее и энергичнее, в духе Глории Гейнор, а Анциферова сознательно исполнила её в другой манере, отталкиваясь от содержания дербеневского текста.
«Решила спеть её неуверенно — от лица человека, который не знает, найдёт ли он свою любовь. Может, я ошибалась? Не знаю…»,
- объясняла первая исполнительница песни.
Версия Георгиади также снискала популярность, а в последствии композицию часто стали брать в репертуар певицы с мощным, экспрессивным вокалом, какой, по мнению Анциферовой, её героине Мелисенте был не нужен. Такой манерой владеет коллега Анциферовой по работе над музыкальным оформлением фильма «31 июня» - Лариса Долина. В разные годы Лариса Александровна неоднократно исполняла композицию «Ищу тебя». В 1997 году в рамках "Старых песен о главном" был показан клип.
«Ищу тебя» негласно считается одним из хрестоматийных произведений для вокальных конкурсов, которые позволяют «показать голос».
На музыкальных проектах российского телевидения она звучала не только в женском, но и в мужском варианте. Неожиданную версию представил финалист 10-го сезона «Голоса».
Татьяна Анциферова на правах первой исполнительницы продолжала петь эту песню, периодически появляясь на телевидении уже в новом веке.
«Мир без любимого»
В истории советской песенной культуры и в памяти поколений имя Александра Зацепина почти неотделимо от поэта-песенника Леонида Дербенева. Хотя Александр Сергеевич работал с разными поэтами, тексты большинства главных и самых узнаваемых его песен сочинил Дербенев. Среди суперизвестных хитов композиций со стихами других авторов не много. В фильме «31 июня» Леонид Петрович оказался не причастен только к нескольким песнями. Два текста были написаны Риммой Казаковой, а стихи «Мир без любимого» принадлежат Юрию Сергеевичу Этнтину.
Автор главных хитов советского детства, за которым закрепилась амплуа «детского поэта-песенника», имеет очень обширное наследие, он сотрудничал с разными композиторами, советскими ВИА и рок-музыкантами. «Мир без любимого» Александра Зацепина занимает видное место в этом ряду его условно "взрослых" хитов.
Юрий Энтин написал проникновенные, нежные и очень «женские» стихи. Именно «женскость» более всего смутила композитора Зацепина. По мнению Александра Сергеевича песня должна быть такой, чтобы её могли петь вокалисты обоих полов. В конце концов Зацепина уговорили оставить песню «женской».
Получилась прогрессивная по звучанию, но в то же время парящая, проникновенная композиция. В воспоминаниях указывается, что при записи этой песни Анциферова пела, лежа на ковре, так голос звучал слабее, и именно такой вокал по мнению музыкального редактора был нужен для фильма «З1 июня». Вот, как об этом вспоминала Анциферова:
«Запольский, музыкальный руководитель фильма, говорит: «Я хочу, чтобы ты пела „Мир без любимого“ как будто ты лежишь в траве, у тебя руки под головой, и ты смотришь в небо“. Я говорю: „Ну, я тогда лягу и руки сделаю так, и потеряю дыхание, в общем, в какой-то степени“. Он говорит: „А вот давай так попробуем“. Меня уложили на ковер, …установили гусак надо мной, и я так пропела песню, то есть бездыханно, получается. И они сказали, что вот это то, что нужно»
Сойдя с экрана, песне будет суждено обрести не только всесоюзную популярность, но и преодолеть границы нашей страны. Александр Зацепин – один из наших композиторов, чью музыку периодически перепевают на западе. Например, «Звенит январская вьюга» на русском с сильным акцентом пели итальянские панки «Vanilla Sky», а «Миру без любимого» было суждено зазвучать на английском языке. На неё обратил внимание известный британец, основатель группы Soft Machine Роберт Уайатт.
В судьбе музыканта случилась трагедия. После несчастного случая он остался парализован, был прикован к инвалидной коляске. В тяжелый момент времени, когда музыкант был в депрессии и его посещали мысли добровольно уйти из жизни, он услышал русскоязычный хит, исполненный нежным голосом Татьяны Анциферовой. Каким образом до его слуха добрался «Мир без любимого» история умалчивает. Так эту историю преподносят интернет-источники и СМИ. Музыкант вдохновился, и написал на мелодию собственные стихи, даже не зная автора музыки. В его варианте песня называется «War Without Blood» - «Бескровная война». Содержание, естественно, отличается от оригинала.
В России и на постсоветском пространстве песня обрела множество вариантов исполнения. В XXI веке её часто перепевают, «Мир без любимого в разные годы пели Ани Лорак, Алсу, Роза Рымбаева и многие другие.
В рамках программы «Романтика романса» в 2015 году композицию «Мир без любимого» представила певица и вокальный педагог Этери Бериашвили.
На концерте к 95-летию композитора Зацепина «Мир без любимого» прозвучал из уст Тамары Гвердцители.
Желание Зацепина, чтобы эта песня была и мужской, и женской, осуществилось. Воплотил его Филипп Киркоров, на творческом вечере композитора он исполнил произведение от мужского лица. Зацепина этот вариант обрадовал.
А вот в советское время, после выхода фильма и издания на уже упомянутой пластинке песня некоторое время не исполнялась, Анциферовой не давали с ней выступать. По словам певицы, причина кроется в созвучье названия песни с фамилией Любимов. Её носил знаменитый режиссер театра на «Таганке», в середине 80-х он уехал из страны, лишившись советского гражданства. В такой ситуации песня с хит-фразой «Мир без любимого», которую на слух можно воспринять как «Мир без Любимова» звучала двусмысленно. Объяснение экстравагантное, но в советских цензурных реалиях такое было вполне возможно.
После успешной премьеры и сам фильм лег на полку на несколько лет, и это обстоятельство также связано с эмиграцией. Снимавшийся в картине танцор в 1979 году не вернулся в Союз с заграничных гастролей. Вновь картина вернусь к зрителю уже в эпоху перестройки.
Некоторое время Татьяна Анциферова была очень популярна, но в дальнейшем не так часто выступала в теле и радио эфире, являясь пред взором широкой публики. . Одной из причин того, что артистка осталась «на вторых ролях», могло стать приведенное в начале публикации сопоставление с Пугачевой, и творческая ревность Примадонны, о чем говорила сама Анциферова. С одной стороны, разлад Пугачевой с Зацепиным, определил её «звездный час», а с другой «тень Пугачевой» сыграла злую роль в её творческой судьбе. Второй яркий эпизод в карьере певицы связан с Московской олимпиадой 1980, в дуэте с Львом Валериановичем Лещенко она исполнила легендарного «Ласкового мишку» Пахмутовой и Добронравова, но это совсем другая история, которую я однажды уже рассказывал.
Материал написан на базе информации из открытых источников в информационных и развлекательных целях, рассчитан на широкую аудиторию.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.