Я катаюсь на горных лыжах 25 лет. То, о чем я напишу ниже, я узнал 20 лет назад. Эти последние 20 лет я жалею, что не узнал написанное ниже в самый мой первый день на горных лыжах 25 лет назад - я до сих пор продолжаю изживать "закатанные" в первые 5 лет "ошибки".
Пост предназначен тем, кто только собирается встать на лыжи, и тем, кто только начал кататься "в плуге", и тем, кто уже "закатал" в свое подсознание "плуг" и "заднюю стойку", а теперь - недоумевает, почему у него "ничего не получается" на обледенелых склонах, "черных" трассах, "пухляке" и "буграх".
Для тех, кто знаком с машинным обучением, искусственным интеллектом, психологией и нейрофизиологией, должно быть понятно, что "учиться" легче, чем "переучиваться", а что "обученные" системы бывает очень трудно или вообще невозможно "переучить". Тем, кто знаком с теорией эволюции, должен быть известен тезис, что смерть многоклеточных организмов была "изобретена" эволюцией потому, что оказалось, что обучить новорожденный организм изменившимся условиям среды "с нуля" оказывается эффективнее, чем "переучивать" старый.
Та схема обучения, которую я опишу ниже, не является аксиомой. Есть разные "школы". Традиционная "школа" горнолыжного катания предполагает, что новичков сначала учат чередованию положения лыж "pizza" (лыжи в "плуге") и "french fries" ("параллельные" лыжи). Я убежден, что привычка новичков сбрасывать скорость "плугом", с прохождением сложных участков "в плуге" лицом к склону, и переставлением ног на поворотах напрочь убивает внутреннюю мотивациию организма (психики) к обучению "правильному" ведения дуги на параллельных лыжах. Эта привычка приводит к "автоматическому" переходу "в плуг" при любой "нештатной ситуации", вместо "правильного" гашения скорости "сбросом пяток" и "боковым соскальзыванием". Эта привычка приводит к укоренению "сидеть на попе" в "задней стойке", что делает крайне трудозатратным или невозможным катание по "пухляку", по льду, буграм и "черным" трассам. Переучивание на "правильную стойку" со всегда параллельными лыжами, в том числе на поворотах, загрузкой носков лыж вместо "попы" оказывается потом очень долгим, а для некоторых и невозможным.
Итак, предлагаемая ниже схема может быть воспринята как "идея", которой можно следовать буквально или можно взять за основу или хотя бы иметь в виду некоторые её моменты, если вы хотите развивать свои горнолыжные способности, а не застревать "в задней стойке" на подготовленных синих и зеленых трассах в качестве "вечного чайника".
1. Лыжи это сдвоенный сноуборд. Вы вышли на склон. Посмотрите вокруг себя. Вы увидите много сноубордистов. Представьте себе, что вы тоже-сноубордист, только ноги у вас стоят вдоль доски рядом друг другу а не поперек, как у них. На самом деле, вы - лучше сноубордиста, и в конце этой схемы - я расскажу, чем именно!
2. Начинающий лыжник - как сноубордист. Внимательно посмотрите, как катаются сноубордисты, как их учат инструктора - как они "скребут кантами", как ни делают "падающий лист", скатываясь по склону "зигзагами" (всегда спиной или лицом вперед). Запомните это, первые несколько спусков вам предстоит делать то же самое!
3. Колени, колени, колени. Посмотрите на свои колени. Сдвиньте их, чтобы они касались друг друга. Представьте себе, что ни связаны резиновой лентой, так что при любом разведении коленей, их стягивает обратно друг к другу. Запомните это ощущение, вы должны хранить его и возвращать его себе каждый раз, когда ваши колени будут "разъезжаться" до тех пор, пока вы не сможете с восторгом летать по обледенелым буграм на "черных" трассах!
4. Разминаемся на пологом. Убедитесь, что вы находитесь на "зеленой" или "синей" трассе. Если вы - на "красной" или "черной", то - уйдите с нее на пологий склон для того, чтобы выполнять упражнения, описанные дальше. Если вы можете кататься "в плуге" по сложным трассам и даже "соскребаться" по льду и буграм, делайте упражнения, описанные ниже в течение получаса в начале "катального дня" каждый раз, пока они не станут у вас выполняться "на автомате".
5. Боковое соскальзывание. Встаньте на параллельных лыжах боком к склону, закантуйте лыжи на ребро так, чтобы вы не соскальзывали вниз. Раскантуйте лыжи, чтобы они начали скользить вниз, боком по склону. Снова закантуйте их, чтобы остановиться. Повторяйте это, пока цикл - скольжение-остановка не отработается до автоматизма. Увеличивайте скорость и продолжительность соскальзывания до тех пор, пока вы можете "управлять процессом" так, чтобы вас не разворачивало лицом или спиной вниз по склону (смотрите следующее видео). Спуститесь с горы с самого верха до самого низа одним боком, потом другим, как минимум - по одному спуску на тренировку, в самом начале. Потом можно будет это упражнение чередовать с "кленовым листом" и "змейкой", постепенно увеличивая скорость и крутизну склонов - вплоть до обледенелых бугров на "черных" трассах.
5. Падающий лист. Начните боковое соскальзывание, как описано выше. Убедитесь, что вы контролируете скорость. Перенесите вес на пятки лыж (сядьте на "попу") - вас понесет лицом вперед. Перенесите вес обратно на середину лыж ("встаньте с попы") - боковое скольжение восстановится. Перенесите вес на носки лыж ("наклонитесь вперед") - вас понесет спиной назад. Перенесите вес обратно на середину лыж ("встаньте с попы") - боковое скольжение восстановится. Продолжайте боковое соскальзывание, чередуя перенос веса на носки и пятки - вы будете спускаться вниз по склону как "падающий лист". Спуститесь так с самого верха до самого низа как минимум один раз каждым боком в начале тренировки. Увеличивайте скорость соскальзывания, и скорость изменения центра тяжести, пока не почувствуете полный контроль.
6. Траверс змейкой. Начните боковое соскальзывание, как описано выше и одновременно перенесите вес на пятки лыж (сядьте на "попу") - вас понесет лицом вперед. Перенесите вес обратно на центр лыж но не закантовывайтесь - скорость упадет. Перенесите вес снова назад и снова на центр, чередуйте перенос веса, сохраняя скорость соскальзывания - вы будете ехать "траверсом" к краю склона "змейкой". Доехав до конца склона, как-нибудь (хоть "плугом") развернитесь и повторите то-же самое упражнение до другого края склона. Спускайтесь такими "траверсами змейкой" до самого низа - как минимум один спуск в начале тренировки.
7. Разворот на плоских лыжах. Если вы освоили все описанное выше, начните пробовать разворот на плоских "параллельных и раскантованных" лыжах в конце каждого "траверса змейкой". Приблизившись к краю склона, резко наклонитесь вперед - ваши пятки лыж соскользнут вниз по склону. Поймайте момент, когда лыжи будут параллельны и закантуйтесь - вы сразу остановитесь. В этот же самый миг (вы все еще наклонены вперед), резко раскантуйте лыжи (чтобы они могли свободно скользить вниз), оттолкнитесь от носков лыж и резко разверните обе ноги и лыжи коленями (помните, что колени у нас связаны резиновой лентой) в другую сторону. Делайте это максимально быстро и держите лыжи раскантованными - плоско по склону в течение всего разворота! Если - не удалось, останавливайтесь "плугом" и начинайте все с начала. Если - удалось, поздравляю! В этот момент вас может "понести" вниз по склону уже в другую сторону. Но, вы уже знаете что делать в этой ситуации - наклоняйтесь вперед, чтобы пятки сбросились вниз и лыжи встали боком к склону, кантуйте лыжи для остановки и переводите дух. Дальше - начинайте "траверс змейкой" к другому краю склона и там пробуйте поворот уже в другую сторону. Спускайтесь так с самого верха до самого низа горы, пока вам не удастся успешно и без остановок выполнить все повороты за один спуск, не разъединяя колени - хотя бы один спуск в начале каждой тренировки. Дальше, пробуйте делать то же самое на все более и более крутых склонах все с большей и большей скоростью.
8. Параллельное ведение лыж. По мере совершенствования, всегда помните о резиновой ленте, стягивающей ваши колени. Ваши лыжи при этом всегда должны быть максимально параллельны! Даже если в критических ситуациях (как при перелезании через ограждения трассы для выхода на "внетрассовое катание" в следующем видео) вы переходите в "плуг" и колени разъезжаются, воображаемая резинка всегда должна стягивать колени вместе, при этом задние концы лыж должны подтягиваться друг к другу, а лыжи должны оказываться параллельны или даже с чуть разведенными носками на поворотах (тоже как в следующем видео).
9. На одной ноге. Если все, что было описано выше, вам дается легко и скучно тратить полчаса на эту ерунду в начале каждой тренировки, начните делать то-же самое на одной ноге (как в следующем видео). Один спуск - все на правой ноге, другой спуск - все на левой. Еще раз представьте себе, что вы - сноубордист, но - на одной ноге и на узком сноуборде. Получилось? Сноубордисты вокруг смотрят на вас с удивлением? А лыжники?
10. Лыжник - круче сноубордиста. Да! В той ситуации, когда у сноубордиста обе ноги прикованы к одной широкой и неповоротливой доске, у вас - две свободные ноги и на каждой из них - отдельный маневренный сноуборд (лыжа), а колени лишь слегка стянуты воображаемой резиновой лентой! У вас в два раза больше степеней свободы и вообще - свободы! Вы можете поворачивать и вправо и влево на любой ноге, ехать вперед лицом или спиной, проходить без проблем бугры и ледяные склоны на трассах любой сложности и даже - кататься на одной лыже, если не смогли найти вторую в "пухляке" после "уборки" на целине!
P.S. А с кайтом - еще круче! И, наконец, все, освоенное выше, пригодится вам при освоении кайта, где "плугом" в принципе не покатаешься (как в следующем видео).