Что я за человек такой? Я обожаю поздравлять. Притом я могу делать это только искренне и никогда не делаю по обязанности. Нет, я, конечно, могу поздравить с днём рождения знакомого, раз уж мы встретились, или послать открытку людям, которые числятся друзьями у меня в социальных сетях. Я могу поздравить постороннюю женщину, если судьба нас свела 8 марта: например, продавщицу или соседку по подъезду. То же самое с Новым годом. Но это всего лишь вежливость. Вроде как "здравствуйте" и "спасибо". Скажешь - и сразу забываешь. А я говорю о серьёзном поздравлении: это когда надо преподнести подарок или просто поздравить от души. Вот тут я не могу врать. Не могу говорить человеку добрые слова, если они неискренние. Не могу быть подхалимом и произносить поздравительную речь, в которой есть лесть, восхищаться достоинствами человека только потому, что мне от этого человека что-то нужно.
Когда я училась в институте (это был уже второй институт и учились мы заочно), наша группа придумала ходить на экзамены с подарком для экзаменаторов и для надсмотрщицы, которая следила, как мы проходим компьютерное тестирование.
Наш экзамен состоял из двух этапов. Сначала мы шли в компьютерный кабинет и сдавали тест по всему пройденному курсу за полугодие. А потом уже шли к преподавателю и отвечали по билету. В компьютерном кабинете сидела женщина, не имеющая никакого отношения к предмету, который мы сдавали. Она просто следила, чтобы мы не списывали. У неё на компьютере отображались все наши мониторы, и она смотрела, не лезем ли мы туда, куда не надо. И наши ребята (а средний возраст у наших ребят был лет тридцать - у всех второе или третье образование) решили её подкупить. Ну, чтобы "двоек" не ставила, а вместо них ставила "тройки", если что. И если кто-то что-то подсмотрит, тоже чтобы не обращала внимание. Мы скинулись ей на большой красивый букет и на коробку дорогих конфет. И это надо было правильно преподнести, чтобы женщина догадалась, что от неё хотят, и в то же время подарок приняла. Был у нас в группе мужчина, который умел это делать. Он узнал имя отчество этой дамы и подходил к ней, возглавляя группу, с торжественной речью. Он говорил, как мы рады снова увидеть эту женщину на нашем экзамене, хвалил её за то, как хорошо она работает, неизменно из года в год присутствуя на наших экзаменах, и мы в честь нашей встречи принесли ей символический подарок. Просто в знак нашего уважения!
Женщина, конечно, радовалась, что ей, обычной надсмотрщице, уделили столько внимания и... давала возможность пройти тесты по второму разу тем студентам, у кого-то вышла "двойка". А если и второй раз получилась "двойка", то она ставила в журнал "тройку".
Второй подарок был собственно для экзаменатора. Как правило, этот человек читал лекции у тех из нас, кто учился очно-заочно. Среди лекторов были и женщины, и для них мы покупали, помимо всего прочего, букет. Женщин поздравлял всё тот же студент, который очаровывал надсмотрщицу, а мужчин - одна красивая девушка из нашей группы. А один раз эта девушка не пришла на экзамен. И тогда ребята попросили меня вручить подарок преподавателю. Я отказалась наотрез. Не могу врать! Не хочу поздравлять человека неискренне. Я же не была у него ни на одной лекции, я училась полностью заочно! Тогда ребята нашли другую девушку на эту роль.
Вот такая у меня позиция. И до сих пор она такая в отношении поздравлений.
А тут, летом, после восьмого класса дочери, у меня что-то странное произошло. Я действительно хотела поздравить Елену Николаевну с днём рождения! Нет, я не чувствовала себя виноватой перед ней. Я сделала всё абсолютно правильно, когда перевела Аню в параллельный класс. У меня не было никаких обязанностей по отношению к Елене Николаевне: для официального поздравления у неё был родительский комитет (если летом он работал, конечно). Тут было нечто другое. Я не чувствовала в Елене Николаевне вражды. К тому же, она была очень интересным человеком и сама хотела общаться со мной. И, официально находясь в ситуации конфликта, мы никогда не ссорились. Она мне звонила. Я ей звонила. Некоторые читатели недоумевали, почему учитель звонит родителю с просьбой, например, придумать название команды для олимпиады. Учитель, мол, сам обязан, а родители не обязаны! Почему учитель перекладывает обязанности на родителей? Безобразие, бардак, надо в прокуратуру срочно звонить!
На самом деле всё было намного проще. Елена Николаевна просто хотела посоветоваться со мной, вот и всё. Хотя, на тот момент, мы уже ушли из её класса. Кто-то может подумать, что Елена Николаевна виртуозно манипулирует мной, а я-то уши и развесила... Ну значит она выиграла! Оценим по достоинству её педагогическое мастерство: всё было изящно и даже приятно. Отпразднуем её победу. И поздравим с днём рождения! Правда, даты я не знала, знала только, что день рождения летом.
Продолжение: