Найти тему

В БИБЛИОТЕКЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ИМ. Ю. ИНГЕ СОСТОЯЛАСЬ ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА ЛИТЕРАТУРНОГО КЛУБА «КОРОЛИ КАРАКУЛЕЙ»

В воскресенье, 12 марта, в библиотеке семейного чтения им. Ю. Инге состоялась первая встреча литературного клуба «Короли каракулей» под руководством художника-иллюстратора, члена Союза художников Санкт-Петербурга Ольги Маркеловой.

Занятие было вводным, тем не менее, объемным, информационно и эмоционально насыщенным. Ольга Маркелова поделилась с участниками мероприятия важной и интересной информацией, которая существенно поможет начинающим авторам в написании сказки с иллюстрациями. Параллельно рассмотрели 2 темы – особенности создания иллюстрации и алгоритм написания авторской сказки.

Ольга Маркелова посоветовала при составлении сказки использовать простую схему: персонаж – мотив – препятствия – конфликт – финал. Это та базовая схема, на основе которой может быть построена любая сказка. Лучше начинать с простого линейного сюжета: необходимо выбрать героя, представить его читателям. Затем у героя должен возникнуть мотив (какое-либо ярко выраженное желание, потребность). Этот мотив будет побуждать героя на различные подвиги и свершения. Отправляясь в путешествие для достижения своей цели, для реализации мотива, герой обязательно должен столкнуться с определенными препятствиями, которые он вынужден будет преодолевать. Героя нужно «провести по приключениям». Для начала достаточно задать герою 3-4 приключения.

В процессе преодоления препятствий у героя возникает конфликт. Это может быть внутренний, или внешний конфликт. Например, у героя могут возникнуть душевные терзания, перед ним может стоять проблема выбора, часто происходят колебания между «добром» и «злом». Это внутренний конфликт. Либо герой может столкнуться с внешним конфликтом. В русских сказках внешний конфликт часто представлен в виде сражения с Кощеем, драконами, бабой Ягой и т.д. Преодолев препятствия и конфликт, постепенно наступает развязка, финал. Как правило, в сказках используется счастливый финал, при котором герой достигает изначальной цели, получает желаемое (а порой получает даже больше, как вознаграждение за мужество, героизм, стойкость). В некоторых случаях авторы используют такой прием, как недосказанность. Это ситуация, при которой финал до конца не понятен, и у читателя есть возможность «додумать», «дофантазировать» финал самостоятельно. Как правило, такое заключение используется тогда, когда автор планирует создать серию сказок, и когда «продолжение следует». Это вызывает у читателя интерес, чувство ожидания дальнейшей встречи с героем.

Конечно, в сказках может использоваться и трагический, драматический финал. Но все же такие приемы лучше не использовать, так как зачастую сказка является средством досуга. Сказки читают взрослые и дети в свободное время. Как правило, читатели хотят получить эмоциональное и эстетическое наслаждение, положительные эмоции. Нужно учитывать, что слово оставляет глубокий след в сознании, в душе человека, и впечатления от прочтения могут сохраняться долгое время.

Ольга Маркелова рассказала об особенностях создания иллюстрации к сказке. Она рассказала о том, с чего стоит начинать создание иллюстрации, как лучше ориентировать изображение, какие материалы использовать, какие сюжеты выбирать. Подчеркнула, что многое значат детали. При создании композиции необходимо учитывать расположение, цвет, тональность, симметрию / асимметрию и т.д. Для создания иллюстрации не требуется разнообразных и дорогостоящих материалов, достаточно одного простого карандаша.

Было получено много теоретических знаний, однако важно закрепить их на практике. Поэтому было решено следующее занятие начать с обсуждения всех особенностей на примере конкретной сказки собственного сочинения. Методом мозгового штурма (набросав множество идей и персонажей), была выбрана тематика – сказка о Чудо-рыбе. Участники получили домашнее задание – к следующему занятию сочинить сказку о Чудо-рыбе.

Следующее занятие обещает быть не менее интересным – мы обсудим сочиненные сказки. Ведущая поможет разобрать каждый случай в отдельности, укажет на положительные моменты и недостатки каждой сказки, даст практические рекомендации. Ольга Маркелова сказала, что на следующем занятии будет возможность понаблюдать за одним интересным феноменом – раскрытие авторского замысла, авторской уникальности и неповторимости в каждой сказке. Несмотря на то, что герой один и тот же – Чудо-рыба, у каждого автора будут свои представления об этой рыбе, и она будет преодолевать принципиально различные приключения.

Все желающие могут присоединиться к литературному кружку. Впереди участников ждет много интересного. Ольга Маркелова – творческий, увлеченный человек, с которым приятно общаться, который увлекает и ведет за собой. Она увлечена своим делом, и с удовольствием поделится опытом, знаниями с единомышленниками, со всеми желающими приобщиться к искусству создания авторской сказки. Ольга Маркелова хотела бы создать уникальный кружок, который будет действовать в столь прекрасном месте, как Стрельна. Она подчеркнула, что в Стрельне есть много удивительных мест, которые могут стать источником творческого вдохновения, и которые могут побудить авторов на создание прекрасных образов, способных вызвать интерес среди читателей.

Дата и время следующего занятия еще не определены. Они будут дополнительно сообщены в анонсе мероприятий библиотеки семейного чтения им Ю. Инге.