У меня, конечно, профдеформация. Если читаю интересную книгу - понимаю, что хочу о ней написать. Наблюдаю любопытное в метро - прикидываю, какую тему может проиллюстрировать этот случай. Устала - тоже идея для нового текста. Сразу становится любопытно, а сколько вообще у нас таких усталых. И тут разверзаются бездны.
Разные опросы показывают, что опустошенных, утомлённых (не солнцем), загнанных у нас 30-50%. Это по разным оценкам (ВЦИОМ, HeadHunters, Работа.ру, Сбер), ну и по разным методикам подсчёта. Кто-то в хроники записывает только тех, кто чувствует себя уставшим каждый день в течение полгода (по мне, так это уже состояние комы), кто-то полностью доверяет самоощущению респондентов: говорит, человек, что испытывает постоянную и непрекращающуюся усталость уже долгое время - значит так и есть, ни к чему уточнять детали. Как говорится, если вам кажется, то вам не кажется.
Смотрю я на эти цифры и дивлюсь. Это ведь безумие. От трети до половины работников, по сути, не могут больше работать. Ну потому что толку от выдохшегося сотрудника особо нет. Измученный, выгоревший, находящийся в постоянном стрессе работник неэффективен, непроизводителен, он работает медленно, не творчески, часто ошибается (и из последних сил пытается эти ошибки скрыть). От него вреда больше, чем пользы. Такой работник может выполнять только максимально простую, если не сказать тупую работу. Но с такой работой лучше справляется машина или программа: трактор, там, или электронная касса. А если человек врач? Или, допустим, юрист? Или опять же учитель?
Вопросы, понятно, риторические. Потому что про эти "если" мы все отлично знаем на собственной шкуре. Причем как изнутри, так и снаружи. И врача, и юриста, и педагога система сегодня уподобляет машине. Вот инструкция, вот алгоритм - работайте. Лечите, учите от забора и до заката. Кто сказал, до обеда?! Какой вам ещё обед? И какой ещё к черту человеческий фактор? Какая усталость? Машина устать не может. Она может только сломаться. Сломанное ремонту не подлежит - в утиль.
Но это абсурд. И беда даже не в том, что никому никого не жалко. Суть в том, что и практикуемый нынче цинизм - это прежде всего несусветная глупость, если не сказать шизофрения. Ну потому что КПД не бывает 100%, ни у машины, ни тем более у человека. И даже машина требует к себе бережного отношения. Причем не оттого, что это, черт возьми, нравственно, а потому, что это продиктовано здравым смыслом.
Нельзя работать без остановки и отдыха. Это, кстати, не одно и тоже. Остановка - это условно сон, отдых - переключение, досуг, хобби, новые впечатления. Нельзя работать без подпитки, без топлива. Для человека - это образование, профессиональное общение, то, без чего невозможны новые идеи, реальная, а не формальная оптимизицая рабочих процессов. Нельзя работать в ужасных условиях: без обедов и перерывов, без современной техники, в тесноте и духоте, с начальниками-идиотами. Однако у нас все эти "нельзя" превращаются в "можно", в "и так сойдёт". А потом кто-то что-то долдонит про низкую эффективность труда, невозможность модернизации и экономического роста. Блин, ну если с упорством маньяка пытаться запустить в космос ржавый москвич, то кто здесь дурак?