Помню своё первое знакомство с Def Leppard, которое состоялось благодаря пиратскому сборнику The Best of..., и тогда моими любимыми треками оттуда, несмотря на наличие суперхитов второй половины 80-х и начала 90-х стали качёвая Lady Strange и резкая Mirror, Mirror (Look into My Eyes), которые, как я узнал позже, были выпущены на альбоме High 'n' Dry в 1981 году.
Не входящий в золотой фонд группы High 'n' Dry относится к раннему творчеству группы, но при этом именно на нём уже вырисовывались те черты, которые спустя 2 года выкристаллизуются на Pyromania (1983), ставшим прорывным для группы. Ну а пока...
В начале 80-х пятёрка парней из английского Шеффилда находилась на жанровом перепутье. Будучи английской группой, играющей тяжёлый рок с двумя лид-гитарами они вполне попадали в список коллективов, причисляемых к Новой Волне Британского Хэви-Метала. Но кроме набора инструментов их музыка была достаточно далека от того, что играли представители NWOBHM.
Не попадали они и под американские тренды, потому что для Америки подобная музыка была слишком жёсткой, а до Bon Jovi, Motley Crue, Twisted Sister и прочих пойзонов время ещё не пришло. Да, в США были KISS, но Leppard в своей энергетике и хлёсткости были куда грубее раскрашенных миллионеров.
Короче Def Leppard были самобытны и поэтому вписать их в какие-то имеющиеся на тот момент жанровые категории было трудно. Да и кому они нужны.
А вот кто точно был нужен ещё неопытным, но горящим энтузиазмом ребятам, так это старший товарищ, который смог бы взять их энергию и, придав её необходимую форму направить в нужное русло. И тут в нашей истории появляется Роберт Джон Ланг (для своих – Матт).
Ланг мог появиться ещё на первом альбоме Def Leppard, уже тогда музыканты знали, что на тот момент он был лучшим в своем деле. И это не только благодаря AC/DC с их супер-хитовыми Highway To Hell и Back In Black, но наличествующему у Матта поп-чутью, которое он применил к двум хитам 1978 года. - 5.7.0.5. от City Boy’s и Rat Trap группы The Boomtown Rats.
Созданный под руководством Тома Аллома, который тогда же работал над хитом Judas Priest British Steel, дебютный альбом продемонстрировал потенциал группы и был достаточно тепло принят публикой, но Leppard не оставляли желания поработать с Лангом.
Джо Эллиотт (вокал):
Том великолепен, я не лукавлю, но мы не хотели, чтобы он работал над вторым альбомом. Мы не хотели застревать в рутине, мы хотели чего-то другого, мы хотели расти и становиться лучше.
Знаменательная встреча произошла в Лондоне весной 1981 года, когда весь материал для альбома (как думали музыканты) был уже сочинён. Первым советом, который дал группе Матт был не дорожить своими песнями, поскольку, скорее всего, им придётся что-то менять, переделывать или вовсе отправлять в мусорную корзину.
Lady Strange Лангу понравилась сразу, пришлось только внести несколько коррективов в текст, а вот на песню с названием When The Rain Falls реакция была менее благосклонной.
Джо Эллиот:
Он сразу сказал: «Нет! Я ненавижу эту лирику. В ней слишком много жалость к себе. И песня слишком быстрая, сыграйте помедленнее». Мы думали: «Помедленнее? Серьёзно?» Матт сказал: Да, давайте сделаем грув, а затем попробуем создать мелодию….
Так появилась открывающая альбом Let It Go с её простым, но очень удачным припевом с преобладанием бэк-вокала: Let it Rock… Let it Roll… Let it Go, который своим содержанием напоминает AC/DC, хотя в плане музыки Leppard были изысканней австралийских коллег.
Another Hit and Run, также подвергшаяся глобальным изменениям под руководством Ланга демонстрирует более резкое и колючее звучание Leppard, от которого они окончательно отойдут на следующем диске. Здесь же продюсер сделав группе нужный звук не стал сглаживать все их острые углы, в результате чего High 'N' Dry (идиома: Брошенный на произвол судьбы) получился самым дерзким и хулиганским альбомом Leppard. Рик Аллен (барабанщик) в 1996 году называл High 'N' Dry своим любимым альбомом группы.
Но, как я уже говорил, корни Пиромании и Истерии растут именной из этого альбома, а именно из Bringin On The Heartbreak сыгравшей неоценимую в росте популярности баллады в жанре хайр-метал. Начинаясь с атмосферной гитары и вокала в куплетах, а затем блестяще переходя к великолепно смикшированному и спродюсированному припеву, песня превратилась в хит вне времени.
Изначально песня была выпущена синглом летом 1981 года, но успеха не имела, в 1984 году, уже после успеха Pyromania, Bringin' On the Heartbreak обзавелась клипом, была перемикширована и выпущена повторно. Чарты вновь не покорились, но канал MTV взял клип в жёсткую ротацию, что способствовало скачку продаж альбома.
А в 2003 её перепела Мэрайя Кэрри, превратив соул-балладу. Джо Эллиотт высоко оценил версию Кэрри:
Потребовался 21 год, чтобы сделать правильный кавер на одну из наших песен. Очевидно, Мэрайя слушала ' Vault" (сборник Leppard), когда решила вернуться в студию и добавить нашу песню к своему уже законченному альбому. Поскольку Bringin' On The Heartbreak является последним треком на Vault, я предполагаю, что она прослушала его до конца. Да благословит тебя Бог, девочка.
В качестве би-сайда на сингл попала бодрая Me & My Wine, которая вполне могла бы поселиться в основном трек-листе альбома вместо кое-какой другой песни.
Завершается первая часть альбома бенефисом гитариста Стива Кларка – выполненным в стиле лучших сдвоенных гитарных партий Thin Lizzy инструменталом Switch 625, который Джо Эллиотт не захотел превращать песню, дабы не испортить её своим вокалом. Изначально Switch 625 хотели сделать чем-то вроде инструментальной коды для первой стороны альбома, как в Free Bird или фортепианная коду в Layla, но в итоге Switch 625 стала отдельным произведением и это хорошо. Не будучи чем-то слишком выдающимся с технической точки зрения, его постепенно нарастающая динамика создаёт впечатление, будто вы пассажир в разгоняющемся болиде Формулы-1.
Рик Аллен:
Спасибо Стиву, это отличный шанс услышать, как группа сияет без Джо (смеётся), и когда мы играем ее вживую это три минуты нашего триумфа. Классная песня.
Моей нелюбимой песней на альбоме является You Got Me Runnin, вот заменили бы её на вышедшей би-сайдом Me & My Wine альбом бы только выиграл, но это уже мои вкусовые пристрастия.
Про Lady Strange я говорить не могу, очень уж у меня тёплые чувства к ней, что к этому грувовому мотиву, что к ускоряющимся партиям Уиллиса и Кларка, переходящими в цепляющее соло.
On Through The Night – привет первому альбому, что видно из названия, и одно из последних обращений Leppard к NWOBHM, послушайте ведущий галопирующий рифф в куплетах, Iron Maiden времён Пола ДиАнно вполне могли бы взять его себе, да и соло Кларка на высоте.
А теперь перейдём к самому недооценённому припеву в истории Def Leppard. Исполненный гитаристами выкрик Take A Look Into My Eyes на фоне хриплого вокала Джо просто невозможно не запомнить. А финал с гитарными переплетениями — это нечто. Да и хлёсткий рифф, обожаемый Джо Эллиоттом и сочинённый Стивом Кларком великолепен.
Рик Сэвидж (бас-гитара) называет Mirror, Mirror (Look into My Eyes) классическиv примером того, как с помощью аранжировок Матта они могли создать песню из трех основных гитарных риффов.
Ну а в финале ребята выдают почти панк-роковую No No No с прямолинейными и быстрыми гитарами и резко выплёвывающим слова вокалистом. На первопрессах High 'n' Dry финальный выкрики Эллиотта были закольцованы, и звучали до тех пор, пока вы не снимете иглу с пластинки, но в переизданиях «партию» Джо сократили до восьми секунд.
В работе над обложкой группа впервые объединилась с Hipgnosis во главе с покойным Стормом Торгерсоном. Исследователи истории Pink Floyd предполагают, что использованная для обложки картина была создана в 1970-х годах и Сторм намеревался использовать её как обложку для альбомов Floyd в конце 70-х, но она была отвергнута и в итоге стала лицом второго альбома Leppard.
Фактически на запись альбома группа потратила чуть больше двух месяцев, а после Матт ещё пару недель занимался микшированием, но эти два месяца стали боевым крещением для коллектива и казались годами.
Процесс записи был школой молодого бойца для каждого члена группы.
Рик Сэвидж:
Были времена, когда вы думали: Чувак, я не могу сыграть это ещё лучше, но Матт настаивал. И каждый раз после очередного изматывающего дубля я говорил себе: Чёрт, получилось намного лучше, чем я думал. Матт выталкивает нас на другой уровень и открывал в нас такие возможности, о которых мы даже не подозревали.
Особенно доставалось Джо Эллиотту и тогда ещё семнадцатилетнему Рику Аллену.
Рик:
Матт был самым замечательным человеком, но он заставлял вас бросать вызов самому себе. Я сомневался в своих способностях барабанщика, постоянно спрашивал себя: смогу ли я делать то, что он от меня хочет. И он был таким же с Джо. нам было очень трудно.
Аллен признает, что были времена, когда его отчаяние выплёскивалось наружу и барабанные палочки летели в стену, оставляя в ней дыры, но из этого испытанию он вышел куда более профессиональным барабанщиком.
High 'N' Dry стал большим шагом вперёд, но это было и началом большого пути, на которому группу ждало ещё много испытаний и потерь, а пока их второй альбом стал «потрясающей пятизвёздочной сенсацией» (по мнению газету Sounds), занял в итоге 26 место в UK и 38 место в США (неплохо для молодых выскочек).
Джо Эллиотт с ностальгий вспоминает то время:
Это наш большой рок-альбом. Наш Led Zeppelin II. Zep никогда больше не запишут такой интенсивный альбом, как Led Zeppelin II, и мы никогда не запишем другой такой интенсивный альбом, как High 'N' Dry.