Найти в Дзене

Как говрить с детьми о чувствах?

Всем известно, что дети любят рисовать, но вот, что они изображают на своих рисунках, взрослым не всегда понятно.

Хотите узнать? Я готова подсказать - они рисуют свои чувства и ощущения, облекая их в цвет и форму.

Работа с семьями позволила нам накопить большой опыт по работе с детьми разного возраста. Чем младше ребенок, тем больше в его рисунке искренних чувств. Не даром арт- терапия с успехом используется для диагностики и коррекции чувственной сферы детей.

Изображение из открытого доступа. Раннее развитие творчества способствует правильному формированию чувств ребенка
Изображение из открытого доступа. Раннее развитие творчества способствует правильному формированию чувств ребенка

Вместо рисунков можно использовать метафорические ассоциативные карты (МАК). Мне нравится работать с колодой "ECCO"

Методика простая, доступная и эффективная, а главное не может навредить. Все происходит в игре и доброжелательном диалоге с ребенком. Становитесь домашним психологом, помогайте детям - им так не просто в современном мире.

Работа с любой кризисной ситуацией, в которую попал ребенок, начинается с доверия. Вы можете рассказать ему, что когда сами были в его возрасте, то переживали похожую ситуацию. Хотя жизнь человека идет по индивидуальному сценарию, но вариантов ситуаций не так уж много.

Сегодня поговорим о самых маленьких от 5 до 10 лет, мы называем ее младшая подгруппа. Положительное в ней то, что дети этого возраста еще искренние, не подверженные социальным шаблонам. Они быстро идут на контакт, рассказывают о том, что их беспокоит. Недостатком можно считать ограниченный словарный запас, страх , что он может "поябедничать" на родителей, воспитателей, учителя. Поэтому надо создать обстановку "общего секрета", который после его разрешения перестанет существовать. И никого не заинтересует плохая сторона вопроса, а о хорошем всегда приятно рассказать.

На подготовительном этапе вам, как родителю или воспитателю, стоит рассказать о чувствах в виде сказки или занимательной истории. Не драматизируя и не называя негативные чувства - обиду, злость и другие - плохими.

Для этого наблюдаете за поведением ребенка, выписав парные чувства из таблицы 1 в книге "Короткий путь к любви". За один раз не надо использовать более 2-3 пар, желательно те, которые ребенок чаще демонстрирует. Например, дерется в саду или школе (добро-зло) или по любому поводу плачет (прощение-обида).

Мы обычно объясняем ребенку, что чувства "ходят парами" и они все нужны каждому человеку в жизни. Когда злости немного, сердце заполняет добро, а если уменьшается обида, то с прощением легко жить.

Те отделы мозга, которые связаны с чувствами, мыслят образами, цветом, запахом, осязанием, вкусом. Поэтому, развивая сферу чувств, можно использовать все это многообразие ощущений в теле. Поэтому многие продвинутые преподаватели используют в детском творчестве рисование пальцами и даже языком. Стремятся к тому, чтобы краски приятно пахли и не были токсичными. Таким образом включается максимальное число органов ощущений и ребенок развивается более гармонично.

Первый вопрос ребенку: «Можешь мне рассказать, что есть плохого в твоей жизни?», второй вопрос: «Ты нарисуешь для меня это плохое?» или «Выбери карту, которая покажет мне, что произошло?».

Глядя вместе на рисунок или карту, начните перечислять негативные чувства и пусть ребенок скажет "Да", когда оно совпадает с его чувствами.
Далее уточняем, где оно сидит в его теле: голова, грудь, живот? Потом переворачиваем рисунок или карту лицевой стороной вниз и больше на него не смотрим.

Предлагаем ребенку стать волшебником и нарисовать ситуацию, которую он бы хотел вместо той, с которой начали работать. Рисуя или выбирая новую МАК, ребенок трансформирует ощущаемое в теле чувство в положительное и более приятное.

Следует отметить, что у детей трансформация происходит быстро и в экологично. Новый рисунок или МАК надо положить на то место в теле, где ранее было первичное ощущаемое чувство и прикрыть на минуту глаза.

Чтобы закрепить успех трансформации, придумайте стишок, песенку про радостное новое чувство и приятное ощущение вместе с ребенком. Полезно подвигаться, прыжки, танец, марш - это "разливает" приятные ощущения по всему телу.

В заключение спросите, кому ты сможешь рассказать об этом? Подружке, сестре, маме.... Пишите комментарии, задавайте вопросы. Мы всегда на связи.