Путешественники часто обходят Ханой стороной или же уделяют ему день-другой для беглого осмотра. Мне же кажется, что город заслуживает большего внимания. Тем более если вы успели устать от песчаных морских пляжей (как мы) и хотите вкусить настоящего азиатского урбана. Сейчас расскажу, за что стоит его полюбить.
Не задумывался об этом до приезда, но Ханой – город озёр и прудиков. Водные бляшки на карте здесь словно тарелки с фо бо на обеденном столе вьетнамца. Причём раскиданы они не только в центре, но и по окраинам. Район вокруг озера Тай с многочисленными рыбаками, кофейнями, концептуальными заведениями оказался настоящей отдушиной. Но не везде умиротворяющая атмосфера. Например, через озеро Донг Да проходит наземное метро, правда любителей рыбалки это ничуть не смущает. И, конечно же, самый центральный и популярный водоём – Хоанкьем, известный как «озеро возвращённого меча». В его сердце красуется приземистая Башня Черепахи, а само место связано с легендой о борьбе вьетов против китайского владычества.
Архитектура города эклектична, но хранит в себе красивые образы и воспоминания. Из традиционного для страны стиля моим главным впечатлением стал Храм Литературы. Это первый вьетнамский университет, которому под тысячу лет! Имена лучших выпускников здесь высекали на каменных стелах, которые и по сей день стоят на скульптурах черепах, символах мудрости. Повезло увидеть, как в выходной день сюда стекаются многочисленные выпускники колледжей и школ в строгих и эстетичных унифицированных нарядах. Традиция быть образованным жива.
Но если брать строения народные, то первое, что бросается в глаза – узость домов. Худощавые полоски тянутся в небо, но вряд ли способны вырваться за рамки четырёх-пяти этажей. Город как одна сплошная челюсть ребёнка, молочные зубы которого укоренились и решили не выпадать. Первые этажи таких зданий не стоят без дела. Предприимчивые вьетнамцы открывают тут магазинчики и семейные кафе. Периодически из таких кустарных заведений раздаются завывания посетителей. Это значит, что к ним подошёл человек-караоке с передвижной колонкой на колесиках и предложил спеть. Признаюсь, его услугами пользовались и мы.
В центре такие кварталы окружают район с евро-особняками. Львиную часть старого французского колониального города занимают посольства, тут всё официально. Но побродить в тени деревьев и высокого стиля всё же приятно. А чтобы буржуазный блеск не слепил глаза жителям социалистической (по крайней мере на бумаге) страны, рядом расположилась площадь с мавзолеем, где покоится революционер и первый президент красного Вьетнама Хо Ши Мин. Место для народа святое, почти религиозное, поэтому сюда не пускают девушек в шортах, хотя парням оголять колени можно. Зато запрещено проносить зажигалки. Видимо, чтобы огонь революции не воспламенился снова.
Обязательно стоит прогуляться по железнодорожным путям, что разрезают центр города буквально по живому. Поезда здесь бывают редко, поэтому прямо вдоль стальных нитей выросли десятки кофеен и ресторанов. Рельсы, шпалы, зазывалы. Зато без армады скутеров, что норовят подвинуть вас даже на тротуарах.
И ещё одна сторона. Ночной город – моя слабость. А ночной азиатский мегаполис – ахиллесова пята в квадрате. Ханой как раз такой. Да, здесь вы не найдете масштабов Сингапура, Бангкока или Куала-Лумпура, но обнаружите нечто куда более неповторимое – сочетание ненавязчивой суеты и очаровательного вьетнамского релакса. На дорогах все бурлит, гудит и переливается тысячами огней, вечерние вещевые рынки раскладываются, еда в киосках на колёсах жарится и парится, обдавая ароматами курочки, свинины и свежего хлеба весь оголодавший после дневных трудов квартал.
Тем временем на узеньких тротуарчиках на своих крошечных табуреточках все городские от мала до велика отдыхают после работы, потягивая холодный зеленый чай. Молодежь собирается большими компаниями за тарелкой фо и кружкой энергетика со льдом. Пенсионеры играют в карты и наслаждаются дешевым пивом по 25 рублей за стакан 0,4 л. В скверах группки женщин танцуют и занимаются гимнастикой, мужчины-бегуны заполоняют парки.
Столько света, бодрости и энергии в этих пышущих жизнью улицах, и так каждый вечер. Все будние и выходные дни – Ханой не отдыхает, не лежит дома в зоне комфорта, он общается, смеется, непрерывно куда-то оголтело стремится, не оглядываясь назад. И он мне в этом своём проявлении ну очень симпатичен. Я знаю, что наши соотечественники предпочитают во Вьетнаме Нячанг, Дананг, Фукуок, Вунгтау, но искренне советую заглянуть как-нибудь и в столицу – поверьте, ей есть чем вас подкупить.
И все эти прогулки под аккомпанемент странноватого на первый взгляд вьетнамского языка. Короткие мяуканья горожан как бы компенсируют отсутствие на улицах представителей рода кошачьих. Это город собак, гуляк, работяг, который рано ложится спать и также рано пробуждается.