Найти тему

Jagdtiger: какие конструкторские просчёты свели на нет боевую эффективность немецкой САУ

На первый взгляд Panzerjäger Tiger Ausf. B (Sd.Kfz.186) Jagdtiger, конечно, был внушающей трепет боевой машиной и без сомнения должен был стать венцом творения немецких конструкторов. Наверняка символичным был и день запуска её в производство- 20 апреля 1944 года, аккурат в день 55-летия Гитлера. Однако на деле боевая эффективность самоходной артиллерийской установки была далека от ожидаемого результата. Как так получилось? Давайте попробуем разобраться…

Как ни странно, но основной проблемой САУ стало одно из её преимуществ- а именно бронирование. Самоходка была защищена массивной броней толщиной достигавшей невероятных 250 мм в передней части рубки и 150 мм в передней части корпуса. Боковые и задние борта бронемашины были защищены броней толщиной "всего" 80 мм. Благодаря этому поразить Ягдтигр "в лоб" было практически невозможно. Оборотной стороной медали стал гигантский вес самоходки, который был свыше 72 тонн.

В качестве силового агрегата Ягдтигр унаследовал от своих предшественников всё тот же бензиновый двигатель Maybach HL P30 мощностью 690 лошадиных сил. И если на Tiger II мощности двигателя явно нахватало, то превышающая его вес самоходка стала ещё тихоходнее.

-2

Во время испытаний САУ на полигоне в Куммерсдорфе максимальная скорость машины на дороге с твёрдым покрытием составила 39 км/ч, а по просёлочным дорогам и вовсе составляла не более 14 км/ч.

В полевых условиях двигатель потреблял до 1000л топлива на 100 км. При этом объем топливного бака не превышал 860 литров.

Неудивительно, что работающий в условиях экстремальных нагрузок двигатель и перегруженная трансмиссия становились причинами частых поломок. При этом Ягдтигры были очень сложны в обслуживании, для них требовались специальные инструменты, краны, множество и без того дефицитных запчастей а самое главное- высококвалифицированные ремонтные бригады, которые к концу войны также были в большом дефиците.

-3

Ремонт был серьезной, но не главной проблемой. Машина была настолько тяжелой, что буксировать ее в тыловые мастерские для ремонта было практически нечем. Единственной техникой, способной справиться с этой проблемой стали тяжелые полугусеничных тягачи Sd. Kfz. 9. Однако в случае буксировки Jagdtiger- требовалось несколько таких машин.

В крайнем случае (при невозможности эвакуации машины) экипажам предписывалось – взорвать стационарные подрывные заряды, которыми штатно комплектовались все Ягдтигры.

Помимо этого, Ягдтигры часто страдали от всевозможных поломок, вызванных слишком поспешной их разработкой и стремлением как можно быстрее запустить их в производство.

-4

В качестве основного оружия на самоходке устанавливалась 128-мм зенитная пушка FlaK 40 в противотанковом варианте исполнения, получившая обозначение PaK 44 L/55. Пушка имела весьма скромные углы наведения, что существенно ограничивало возможности машины в бою.

Мощное орудие обладало большой отдачей и сильные колебания ствола во время выстрелов часто приводили к необходимости калибровки прицела.

Та же проблема с калибровкой прицела возникала у самоходки и во время движения. Не особо спасал положение специальный стопор, который должен был фиксировать 8-ми метровую пушку в походном положении. Кроме того, стопор нельзя было отсоединить из корпуса машины- одному из членов экипажа необходимо было заниматься этим снаружи, прямо во время боевого соприкосновения с противником!

-5

Несмотря на все недоработки это не помешало немцам в ряде случаев достаточно эффективно использовать САУ. Одним из примеров можно назвать применение тяжёлых САУ из состава 653-го батальона тяжелых истребителей танков в декабре 1944 года в ходе немецкого наступления в Арденнах. Тогда во время скоротечного боя немцам удалось рассеять в общей сложности 11 танков M4 Sherman из 4-й бронетанковой дивизии , чьи высокие силуэты стали прекрасной мишенью для немецких наводчиков.

-6

К счастью, немцам не удалось справиться ни с детскими болячками Ягдтигра, ни наладить его массового производства. Всего за период 1944-45 годов их было выпущено всего порядка 70 штук.