Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

"НЕДОПЯТНИЦА". Необязательный ежемесячный окололитературный пятничный клоб. Заседание седьмое

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Прежде чем мы узнаем - чем завершится "пятое время" жизни ленинградского актёра Никиты Кашина, я хотел бы вспомнить кое-что другое... Гениальный монолог умирающего репликанта Роя Бетти из "Бегущего по лезвию бритвы" в исполнении покойного Рутгера Хауэра. Так, как помню его я - ещё по тем, старым переводам "с шумами" на затёртых VHS из проката. Вот он:

"Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; лазерные лучи, разрезающие мрак у ворот Тангейзера. И все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы под дождем... Время... Пришло время умирать"

Наверное, каждый из нас имеет право произнести нечто подобное. Всякий человеческий опыт бесценен, тем более - поколения, прошедшего через СССР, пережившего несколько государственных образований, слом нескольких же субкультур, и оставшегося носителем ценностей истинных, вечных, определяющих то Главное, без которого процесс обращения в манкуртов неизбежен.

Приятного прочтения!

ХОРОШЕНЬКИЕ ДЕЛА

ВРЕМЯ ПЕРВОЕ

ВРЕМЯ ВТОРОЕ

ВРЕМЯ ТРЕТЬЕ

ВРЕМЯ ЧЕТВЁРТОЕ

ВРЕМЯ ПЯТОЕ

Художник Кирилл Мальков "Ледоход на Неве"
Художник Кирилл Мальков "Ледоход на Неве"

...На следующее утро Никита пошел на Южный рынок и, с трудом найдя на одном из бесчисленных контейнеров объявление "Требуется продавец", устроился на работу. Хозяин – вечно хмурый азербайджанец Малик - держал на рынке сразу пять таких контейнеров в разных местах и торговал всем, что можно было съесть, выпить или выкурить: сахаром, многочисленными спиртными напитками, тушенкой, сгущенкой и сигаретами. За счет того, что контейнеров у него было несколько, он мог позволить себе брать товар хорошим оптом, а, стало быть, дешевле остальных, продавая тоже несколько дешевле конкурентов, поэтому работы у Никиты хватало. Небогатый покупатель, видя ценник в контейнере Никиты на сахар или водку, брал товар только у него, приходя к нему и в следующий раз. Периодически к Никите забредали угрюмые небритые конкуренты и, с трудом выговаривая русские слова, пытались заставить его выровнять цены. "Ничего не знаю, звоните Малику!" - отбивался Никита, за пару месяцев совершенно войдя в образ приказчика. Приезжал Малик, с кем-то беседовал, выслушивал Никиту и говорил, презрительно маша рукой: "Ай, слушай, снизь цены еще на столько-то! Пошли все нах!.." и уезжал.
Денежные дела у Кашиных стали несколько поправляться, по крайней мере, они смогли себе позволить обучение поступившего на дневное отделение в Политех Артема - он решил стать экономистом, страна вроде как нуждалась в умельцах считать деньги по-новому. На семейном совете Регину решено было оставить в ТЮЗе, чтобы хоть посредством жены не рвать тонкую ниточку, связывающую фамильные устои с Искусством. Мы с Машей, с некоторой даже завистью глядя на укрепившееся финансовое состояние друзей, призадумались и попросили Никиту поговорить с Маликом на предмет трудоустройства кого-либо из нас - без разницы, ибо нищета воцарилась в нашей квартире, кажется, окончательно. Устроиться же на ставшие внезапно востребованными вакансии продавцов - да еще и в хорошем "проходном" (так это теперь называлось) месте - без протекции не представлялось никакой возможности. Малик, с уважением относящийся к непривычно для него честному работнику и даже выделявший ему премиальные - за порядочность и большой товарооборот, выслушал Никиту и сказал: "Давай лучше женщину, если ручаешься за нее! Я скоро открываю ларек на Сенной - чай-кофэ буду торговать!" Так решилась судьба моей Маши. Подав заявление об уходе, она обреченно выслушала горестный протяжный вздох начальника, уже второй год ходящего в КБ в одном и том же лоснящемся пиджаке с протертыми заштопанными локтями, и начала новую жизнь, в самом деле, оказавшуюся гораздо более выгодной. Иногда мы приходили друг к другу в гости, и надо было слышать наши беседы: вместо споров о театре и о горестном состоянии нашего кинематографа теперь речь шла только о выручке, прибыли, несвоевременном подвозе товара и о наглых покупателях. Мы с Региной, став в одночасье аутсайдерами, только переглядывались, ощущая себя инопланетными жителями, залетевшими в дребезжащем развалюхе-звездолете с нищей планетки на огонек к богатым процветающим землянам. Возмужавший Артем, благодаря наличию военной кафедры не отправленный служить в отдаленные гарнизоны России, покровительственно посматривал на мою Лидочку и частенько уводил ее в комнату - то ли учить жизни, то ли слушать "Аквариум". "Наши-то - может женихаться скоро будут?" - озорно подмигивал Никита, косясь на закрываемую перед его носом дверь. - "А что, место у нас есть, да и квартира на Петроградской пустует, я не возражал бы!" "Пусть сперва поступит куда-нибудь!" - неуверенно возражала Маша. - "Сейчас время такое - без высшего образования никуда! Не дай бог, дети пойдут в их-то возрасте!"
Никита для работы на рынке специально отпустил усы и бороду, став похожим на товарища Фрунзе. "Чтобы не узнавали!" - объяснял он, все-таки стыдясь своих нынешних занятий. Он помнил, как в первые дни работы у Малика напротив него остановилась и долго всматривалась дородная немолодая тетя с сумкой-тележкой. После пары минут изучения никитиного лица, она решилась подойти ближе и поинтересоваться, не тот ли самый артист Кашин перед ней торгует водкой "Распутин" и сахаром-рафинадом. "А что, похож?" - спросил Никита и неосмотрительно сверкнул своей знаменитой улыбкой. "Ой, господи!" - всплеснула руками тетя. - "Что же это делается! Артисты водкой торгуют! Да когда же это кончится?" На ее причитания собрались еще человек десять и тоже стали пристально вглядываться в знакомые черты лейтенанта Сокольникова, в результате чего организовался стихийный митинг, отнюдь не способствовавший росту продаж. С тех пор Никита надвигал на лоб вязаную шапочку и отпустил окладистую растительность, начисто лишавшую его возможности быть узнанным не покинувшими еще бренную российскую действительность поклонниками.
Как-то раз уже в одиннадцатом часу вечера в дверь Кашиных позвонила Судьба - в лице уже полузабытого Никитой режиссера Ларионова, с которым делали когда-то "Учителя словесности". Он похудел еще больше, на голове вместо шапки волос произрастал какой-то неряшливый пушок, обрамляющий изрядную лысину, а очки едва держались на удлинившемся носу. С минуту они смотрели друг на друга, пытаясь угадать черты самих себя изрядной давности, и, не сговариваясь, вдруг обнялись, словно два фронтовых товарища, прошедшие сквозь огонь и смерть и все-таки выжившие. Разговор у Ларионова был долгий и неожиданный. Поработав в начале девяностых над парой проходных чернушных фильмов, какие тогда только и снимали для отмывания денег сомнительного происхождения, он вышел на президента некоей корпорации, желающего снять нетленку и тем самым запечатлеть свое имя в веках, прослыв чутким и дальновидным филантропом и продюсером. Денег, тем не менее, нувориш давал немного, но на давно вынашиваемый Ларионовым замысел хватало с лихвой...
- Костя, - тихо перебил его Никита. - Я больше не играю в эти игры.
- Ты не п-понимаешь! - возмутился, все так же заикаясь, Ларионов. - Это действительно будет шедевр. Я этот сценарий уже десять лет храню! Что ж ты думаешь, п-приехал бы я к тебе из Москвы с п-порнухой какой-нибудь? Да сейчас любого артиста только свистни - еще двадцать на пробы прибегут!
- Это ты не понимаешь, - улыбаясь, все так же тихо возразил Никита. - У меня семья, ее кормить надо. Если я сейчас все брошу, то потом пути назад у меня не будет, а я уже не девочка в розовых панталончиках, это будет полный аллес!
- Ты можешь мне п-просто поверить? - Ларионов, помолчав, склонил плешивую голову, словно собираясь забодать Никиту. - После этого фильма ты вернешься в профессию и сам станешь выбирать, что тебе надо, а что нет. Можно, я тебе почитаю?
Никита вздохнул, приготовившись к бессонной ночи, разлил по стопкам ещё и подпер голову руками, приготовившись слушать. Сценарий оказался полной драматизма историей дружбы десятилетнего мальчика, только потерявшего умершего от рака отца, и тоже смертельно больного мужчины, лежавшего в одной палате с его отцом. Не желая смириться с потерей близкого человека, мальчик обретает старшего товарища в лице Николая Петровича, начинает часто навещать его, рассказывая о себе, а Николай Петрович - одинокий холостяк - тоже понимает, что нуждается в дружбе с этим маленьким осиротевшим человечком. Он мастерски складывает из бумаги различные фигурки и дарит мальчику, а вечерами корчится от сильнейших приступов, зная наперед, что осталось ему недолго, но не находя в себе силы прогнать от себя своего маленького друга, чтобы не причинять ему новую боль. В финале, когда мальчик приходит снова, Николая Петровича в палате уже нет, а на тумбочке лежит очередная поделка - раскрашенный бумажный кораблик с надписью на парусе "Ты - мой лучший друг!" Сценарий так и назывался - "Бумажный кораблик". Мальчик молча берёт кораблик, выходит на улицу, там – 9-е мая, все празднуют, радостные лица, солнце... Мальчик смешивается с толпой.
- Сейчас все уже устали от пальбы и крови на экране, но никто еще за редким исключением не решился рассказать простую трогательную человеческую историю, - убеждал Ларионов растроганного Никиту. - Да, не стану скрывать, это - слезодавилка, и если правильно ее сделать - весьма сильнодействующая... Фильм-манипулятор, вроде «Белого Бима». Но я на это и рассчитываю! Лучше хватать зрителя за душу таким путем, чем мордобоем, снятыми штанами и тайнами СССР. Да мы с тобой еще с этим фильмом в Берлин или в Венецию поедем, поверь!
На следующий день Никита торжественно объявил Регине, что согласился на предложение Ларионова.
- Ты с ума сошел! - охнула Регина. – Ну, заработаешь ты сейчас пару тысяч долларов в лучшем случае, а дальше что? Кино-то больше нет и неизвестно - появится ли! А потом тебя кто назад возьмет? Да и роль-то какая-то... страшная!
Выдержав длительную осаду, Никита поехал в офис к Малику и честно ему все рассказал.
- Дурак, - хмуро ответил Малик. - Не глупи, оставайся. Я скоро большой магазин открывать в центре буду - хотел тебя директором делать.
- Спасибо тебе, Малик, - улыбнулся Никита. - Ты мой благодетель и я никогда этого не забуду, но сейчас не держи меня. Там - моя жизнь.
- Вы, русские, все же большие идиоты, - неохотно пожал ему руку бывший хозяин. - Теряете выгоду там, где ее можно найти. Я тебе говорю - держись за меня, богатым человеком будешь! Что тебе это кино? Снялся - а потом? Вернешься ко мне - назад не приму, аллахом клянусь! Ты думаешь, чего я тебя уговариваю? Да ты за все время у меня ни копейки не украл, в то время как другие тысячами воруют. Я жене своей не верю - тебе верю! Последний раз спрашиваю - остаешься?
- Нет, Малик, - твердо ответил Никита, все еще продолжая улыбаться.
- Ай, иди отсюда! - разгорячился Малик. - Стой! Что твое кино-мино? Что оно тебе дало? Оттрахал пару десятков актрисочек? Думаешь, я не помню - пацаном еще был - как ты бегал по телевизору с автоматом? Хорошенькие дела!.. - оскалившись, передразнил он незабвенного лейтенанта Колокольникова. - И что тебе за это было? Да твое сраное государство плевало на тебя и на твое кино! Ты мужик - так обеспечивай свою семью! Я тебе могу дать больше, чем вся эта долбаная страна с ее демократией!.. Ладно, - внезапно успокоился Малик, сам, видимо, удивляясь своей запальчивости. - Иди, раз решил. Вот, возьми, это твоя зарплата за месяц, а это от меня - пятьсот долларов - за честность твою! Удачи тебе, артист!
Съемки "Бумажного кораблика" проходили в Петербурге - так было гораздо дешевле. Ларионов, познакомившись с главврачом одной из больниц, положил туда, разумеется, не бесплатно - на обследование - Никиту, чтобы он окунулся в атмосферу боли и безысходности, царившей во влачащей полунищенское существование медицине. Результаты обследования, кстати, удивили:
- Что-то мне ваше сердечко не нравится, - покачал головой лечащий врач, рассматривая кардиограмму. - Проблемы были?
- Так, кольнет иногда, - пожал плечами Никита.
- Курите? Пьете? - продолжал допытываться врач.
- Курю. Пью. Раньше пил больше.
- Курите меньше, но не бросайте совсем - дойдите постепенно сигарет до пяти. В вашем возрасте бросать уже поздно. С питьем неплохо бы завязать вовсе, на крайний вариант - только водку граммов по сто, не больше!
В палате, где лежал Никита, было еще два человека. По договоренности с главврачом, истинные причины нахождения здесь Кашина не раскрывались, зато Никита знал наверняка - тоже под большим секретом - что его соседи уже обречены, и, если не знают об этом, то точно догадываются. Один из них - бывший геолог лет шестидесяти, по удивительному совпадению звавшийся Николаем Петровичем, по ночам мучался ужасными приступами, будя окружающих приглушенными стонами сквозь плотно стиснутые зубы, а днем весело балагурил с сестричками, норовя шлепнуть каждую по попке и приговаривая: "Эх, девочки! Лет двадцать назад вы бы от меня так не выходили!" Второй, Алексей Иванович, ветеран войны, еще питал надежды на выздоровление, бегал в холл смотреть телевизор, переживая за "Зенит", но Никита знал, что еще немного - и метастазы дадут себя знать, и тогда он будет мучаться так же, как Николай Петрович. Потрясенный мужеством этих людей, Никита пролежал в больнице с неделю и попросился на выписку, будучи больше не в силах впитывать чужие страдания.
- Я все понял, Костя, - твердо сказал он Ларионову. - Я знаю, как это сыграть.
В филиале "Ленфильма" в Сосновой Поляне был построен павильон в виде обшарпанной больничной палаты и длинного коридора с беспорядочно расставленными капельницами, каталками и дежурным постом.. К удивлению Никиты в роли старшей медсестры Ларионов пригласил сниматься ту самую Настю Палей из "Учителя словесности", превратившуюся из стройноногой длинноволосой красавицы в чуть полноватую даму с короткой стрижкой и резко обозначившимися носогубными складками.
- Что, дружок, не признал? - усмехнулась она, выйдя с Никитой на перекур. - Да, вот такая я стала! Ты, кстати, тоже не помолодел. Чем занимался? На рынке торговал? Ну и нормально! Ты-то хоть тушенкой, а я с голодухи - собой! - как всегда откровенно призналась она. - Вот и имею сейчас то, что имею. Спасибо Косте, он меня из такого дерьма вытащил, что неохота даже вспоминать! А помнишь нашего Чехова? Я недавно видела - неплохой фильм вышел. Не поверишь, смотрела - и плакала... А что-то все-таки было в нас, тогдашних, да? - и Палей посмотрела в глаза Никиты тем же взглядом, каким соблазнила его в ресторане гостиницы "Вологда", на секунду превратившись в ту Настю. - Если бы не эти черти со своим коммунизмом и цензурой, мы бы сейчас такими звездами были бы...
В роли мальчика Саши снимался удивительно некрасивый - с несоразмерно большой головой и выдающимися вперед зубами - десятилетний школьник из Ярославля Павел Марусяк. "Он детдомовец!" - шепнул Никите Ларионов. - "Поразительно талантлив, и ты посмотри - какие у него глаза!" Глаза, и правда, были удивительными - они могли выражать то боль, то радость при необычайно скупой мимике стесняющегося своей неказистой внешности Павла. Поначалу дичившегося мальчика Никита отозвал в сторонку и сказал:
- Значит так, Паша: нет никакого Никиты Дмитриевича, а есть твой друг. Хочешь, называй меня как в фильме - Николаем Петровичем, а хочешь - Никитой. В зоопарке был?
- Нет, Никита Дмитриевич... извините, Никита, - мотнул большой головой Паша.
- Хочешь, пойдем прямо сейчас? - предложил Никита. - А вечером - ко мне, у меня жена замечательно готовит борщ. Любишь борщ?
- Не знаю, - растерянно ответил Паша. - У нас в детдоме никогда его не делали.
Никита договорился с Ларионовым и вместо съемок повел мальчика в зоопарк, тоже запущенный и нищий, как и всё тогда в грязном, нищем городе, снова носившем - видимо, по какой-то чудовищной ошибке - гордое имя Петра. Прежнее название - по партийной кличке озлобленного на всех и вся главаря, воплотившего в жизнь самые кошмарные сны миллионов людей, - шло ему сейчас куда больше. Бедные животные, с голодными глазами мечущиеся в тесных клетках, потрясли Никиту еще больше привычного к лишениям Паши, и, дойдя до вольера с воющей черной пантерой с отгрызенной кем-то до половины передней лапой, он не выдержал и направился к выходу, бормоча: "Черт знает что!" Дома, познакомив мальчика с Региной и Артемом, он долго смотрел на торопливо уплетающего борщ с котлетами Пашу и предложил ему на время съемок пожить у них.
- Понимаешь, Паша, тебе здесь будет лучше! И потом, мы действительно сможем по-настоящему подружиться! Согласен?
На следующий день должен был сниматься эпизод знакомства Саши с Николаем Петровичем. Отрастивший неряшливую щетину вместо прежней бороды Никита оделся в тренировочный костюм и лег на койку, вспоминая с открытыми глазами бывших соседей по палате. По команде "Мотор!" Паша-Саша вошел в приоткрытую дверь и, увидев Никиту, вдруг зарыдал и бросился к нему на грудь со словами "Не надо! Я не хочу!"
- Стоп! - поднял руку Ларионов. - Паша, что случилось? Этого в твоей роли нет.
- Я не хочу эту роль! - выкрикнул ему Паша. - Я не хочу, чтобы Никита умирал! Чтобы вообще кто-то умирал!
Переглянувшись с Никитой, Ларионов понял, что сейчас ему суждено снять лучший эпизод в своей жизни. Жестом поманив к себе Кашина, он подошел к Паше и спросил:
- Слушай, а ты можешь сделать то же, что сделал сейчас, но без слов? Просто войти в палату, увидеть вместо Никиты кораблик, взять его в руки и тихо заплакать. Можешь?
- Могу, - тихо пробурчал, утирая слезы, Паша.
- Так, снимаем другой эпизод! Где кораблик? Сделайте кто-нибудь этот чертов кораблик! - приглушенным голосом замахал руками Ларионов. Через час по такой же, но уже еле слышной, команде "Мотор" мальчик Саша медленно приоткрыл дверь, медленно подошел к смятой койке, растерянно огляделся, чуть дрогнув губами, заметил на тумбочке кораблик с надписью "Ты - мой лучший друг!", поднес его к лицу и долго молча смотрел на него, словно не замечая ручьем стекающих по щекам слез.
- Господи, да я бы ему все премии мира за этот эпизод дала! - потрясенно прошептала стоящая за оператором Палей. - Может и прав Костя, что позвал меня.
Съемки дались всей группе нелегко - слишком сложен был камерный, пронзительный материал. Особенно переживал Никита - играя рядом с Пашей, он просто физически не мог фальшивить, не войдя полностью в образ страдающего больного человека. Похудев, он ежедневно выслушивал причитания Регины: дескать, зачем она вообще согласилась на эти съемки, на кого он стал похож и что она теперь всерьез волнуется за его физическое и психическое состояние. Научившись делать у специально нанятой для этого девушки-японки оригами, Никита часами практиковался в этом нелегком искусстве, чтобы в кадре были именно его руки и его крупный план.
- Давай усыновим Пашку, - предложил он однажды втихаря, чтобы не слышал спящий в соседней комнате мальчик, жене. Регина только покрутила пальцем у виска: совсем, мол, на старости лет умом тронулся.
Съемки были закончены за рекордный срок в двадцать дней. Расставаясь с группой, Ларионов пообещал, что постарается как можно быстрее закончить все необходимые дела и пригласить в Москву на озвучание - пока общий настрой не ушел.
- А фильм-то получится, Никита, - хлопнул он по плечу Кашина. - А уж после мы с тобой сможем снимать что захотим! Что ты хочешь?
- "Записки сумасшедшего", - невесело улыбнулся Никита. - После твоего "Кораблика" я их так сыграю, что можно будет сразу за "Оскаром" ехать!
Паша долго прощался с Никитой, о чем-то шепча ему и качая в такт торопливым словам большой своею головой. Никита соглашался и тоже что-то вполголоса говорил Паше, размахивая одной рукой и другой нежно похлопывая мальчика по плечу. На прощанье он подарил ему сложенного собственноручно журавлика с открыткой в клюве. На открытке было написано: "Ты - мой лучший друг!"..
"Бумажный кораблик" представлял Россию на фестивале в Каннах, причем - в основной программе. Никита потрясенно ходил по набережной Круазетт, никем не узнанный, отсмотрел все конкурсные фильмы, и слушал, как переводчик читал ему прессу, предрекающую "Золотую пальмовую ветвь" или англичанину с известнейшим именем или менее именитому американцу. Мировой кинематограф акцентировался на масштабные зрелищные полотна и, хоть критика и отмечала пронзительную щемящую атмосферу русской картины, фаворитом "Бумажный кораблик" не называл никто. Как-то, впрочем, к нему подошел Джек Николсон и, хлопнув Никиту по плечу, произнес, сверкая своей знаменитой улыбкой: "It was great!", но это было всего лишь однажды. Все остальное время Никита с Ларионовым были предоставлены сами себе, если не считать небольшой пресс-конференции со скучающими журналистами и интервью, данному ведущему программы "Тихий дом" Сергею Шолохову.
Когда в назначенный день председатель жюри объявил, что главный приз за лучшую мужскую роль присужден русскому актеру Никите Кашину, зал потрясенно охнул и разразился овациями. Никита, ничего не понимая, завертел головой, пока Ларионов не подтолкнул его к проходу.
Поднявшись на неверных ногах на сцену, прихрамывая заметно больше обычного, он бережно - как святыню - принял "Ветвь", прижал ее к груди и долго ничего не мог выговорить, от волнения позабыв все английские слова. "Thanks!" - хрипло сказал он наконец. - "I`m happy! It`s a greatest day of my life!" Обступившим его после журналистам он отказался отвечать, лишь невпопад улыбаясь и кивая направо и налево. А через несколько часов Костя Ларионов нашел его в номере сидящим в кресле напротив столика с бережно выставленной на него "Золотой пальмовой ветвью": Никиты уже не было, и только улыбка его - та самая, сокольниковская, казалось, говорила всем, кто еще недавно сомневался в нем - Малику, Регине, Зелинскому, Полевому, бывшей жене Лене с дочкой Надей, Тиссе, Мастеру, давно упокоившемуся с миром, и другим: "Ничего! Я прикрою! Хорошенькие дела!", доказывая всем и, самое главное, себе, что жизнь удалась, что прожита она не зря, и что, только веря в любовь, можно совершать невозможное.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие заседания клоба "Недопятница", а также много ещё чего - в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании

Российская литература
0